Покаяние. Поэма

Борис Усанов
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»
Евангелие от Иоанна, гл.1, стих. 1
Покаяние
Поэма
Пролог
Потёртых старых карт колода,
А в ней я даже валет.
Кто вспомнит Борьку-сумасброда,
Которому так много лет.

Профессор. Кличку в детстве дали,
Да и оно ушло давно.
Картинки жизни всё мелькали,
Быстрее даже, чем в кино.

На чём же заострить вниманье,
И чем читателя завлечь?!
Хочу сказать: без покаянья
Нельзя и душу уберечь.

Тогда, и после покаянья
Поймёте смысл жизни сей.
В скрижалях Богово посланье
Открыл когда-то Моисей.

Заповедь первая
Почитай Бога и одному Ему служи
С любовью почитая Бога
И одному ему служа,
Тебе откроется дорога
Туда, где Вечность госпожа.

Меня крестили, слава Богу,
Спасибо маме и отцу,
Но жизни длинная дорога
Не сразу привела к Творцу.

Здесь нет моей вины. От церкви
Нас отлучал кто только мог.
Достичь высот надежды меркли
Идущих на её порог.

Пришла пора: друзей не стало;
Существовал, как только мог,
Тогда мне мама и сказала:
Ты не один, с тобою Бог.

Познал Евангелия цену,
Являться стали чудеса,
Всему никчемному на смену
Пришла и вера в Небеса.

Блажен, кто верует – известно,
Но чудо зрить не всем дано,
Я повторяю повсеместно,
Как мне являлося оно.

И каюсь, что к служенью Богу,
Не сразу и не вдруг пришёл.
К Его небесному чертогу,
Поверьте, путь тернистый вёл.

Заповедь вторая
                Не сотвори себе кумира
«Не сотвори себе кумира» -
Вторая заповедь гласит.
Кому подвластны судьбы мира
Подскажет тем, кто в корень зрит.

Хочу заметить, что скрижали
Открыл народу Моисей.
Вторую заповедь едва-ли
Не знал тогда любой еврей.

Нетерпеливые евреи
Решив, что умер их пророк,
Себя пустой надеждой грея,
Тельца пустили на порог.

Завет1 донёс до нас преданье:
Скрижали – с Богом договор -
Нарушен был. Тельца созданье
Евреям древности укор.

Пророк им вымолил прощенье.
Бог Моисея не подвёл:
Скрижали нового творенья
Он на горе Синай обрёл.

Но вот прошло тысячелетье -
На свет явился Иисус.
Дитя, укрытое в подклетье,
Вселенский вызвало искус.

Назвал Христа: «Вот агнец Божий2
Его крестивший Иоанн.
Бог Дух Святой с тех пор, похоже,
Христу Отцом на помощь дан3.

Так православие родилось,
А в церковь, что была пустой,
Потом и Троица явилась:
Отец и Сын и Дух Святой.
 
Моё раскаянье ничтожно:
Любой кумир не для меня.
Ведь, просто жить совсем несложно
Без Троицы не жить и дня. 

1 Завет– имеется ввиду Старый Завет
2 Вот агнец Божий– сказал Иоанн Креститель: «Вот агнец Божий»  (Евангелие от Иоанна, гл. 1, стих. 36)
3 Христу Отцом на помощь дан–  сказал Иоанн Креститель: «… Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым…» Евангелие от Марка,  гл. 1, стих 8

Заповедь третья

                Не произноси имени  Господа Бога твоего всуе1

То Слово, а оно Христово,
Как Бога выспросить о всём.
Увы, другое бестолково,
И всуе говорит о Нем.

Слова Спасителя2, конечно,
Вам ниже текста приведу,
Кто с Ним, Его посланьем вечным
Любую разрешит беду.

Не поминал я всуе Бога,
На Бога Духа не сказал, ;
Для Слова -  Истины дорога,
Та, что Христос нам указал3

1Всуе нареч. вскую церк. напрасно, без причины, надобности, пользы, попусту, от стар. суй, пустой, глумный, глупый; тщетный, безумный (Толковый словарь В. Даля).
2Слова Спасителя2: Сказал  Иисус Христос: «Просите и дано будет вам; Ищите и найдётся; Стучите и отворят вам». Евангелие от Матфея, гл.7, стих 7
3Христос нам указал3: слова Иисуса Христа: «… если кто скажет на Сына Человеческого, простится ему; если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем». Евангелие от Матфея, гл.12, стих 32


Заповедь четвёртая

Помни день субботний, чтобы святить:
шесть дней работай и делай, в продолжение их,
все дела твои, а день седьмой — день покоя посвящай Господу Богу твоему.

Евангелиста сказ Матфея:
Христос субботы Господин1;
Отрекшись от себя скорее,
Возьми свой крест, иди за ним2

Такому следуя совету,
Покаюсь: смолоду грешил.
Когда года уходят в лету,
Тогда и Бог во мне ожил

1 И сказал Иисус: «… ибо Сын Человеческий – Господин и субботы». Евангелие от Матфея, гл.12, стих 8
2…иди за ним: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мной, отрекись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Евангелие от Матфея, гл.16, стих 24

Заповедь пятая
                Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои

Что жизнь, отец и мать нам дали,
Известно каждому из нас.
Зачем же горе и печали
Мы, дети, им несём подчас?
Напомню, сказано Всевышним1:
- Мы, дети, будем долго жить,
Коль станем, мать с отцом услышав,
И почитать их и любить;
И каждый день, и не в остатке2,
Без наговоров и хулы:
За ругань, с древних взятки гладки,
Тогда лишались головы3;
И, знать всегда, что перед ними
Мы в неоплаченном долгу.

Покаюсь: грешен и с другими
Сказать иное не могу.
 1 сказано Всевышним: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Свт. Иоанн Златоуст, Исх.20:12
3лишались головы: Сказал Иисус:  «9И сказал им; хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? 10Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и злословящий отца или мать смертью да умрет». Евангелие от Марка, гл. 7, стих.9,10
2 и не в остатке: Сказал Иисус:
« 11А вы го¬ворите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 12тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, "устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное». Евангелие от Марка, гл. 7, стих,11, 12

Заповедь шестая
Не убий
Не убивай,  и убивали
И с незапамятных времён,
И сосчитаете едва ли
Всех  из загубленных племён.

Те, от которых умираем,
Средь них и воин и палач,
И те, кого одарят раем,
При жизни слышат смертный плач.

Тот, кто убил, судимым будет1 -
Учил Сын Божий Иисус - 
Кто мать, злословя2, стыд забудет,
Взамен познает смерти вкус.

И Моисей за прегрешенья
Отдал левитам3 свой приказ:
Убить, без всякого сомненья,
Презревших Божеский наказ4.

До нас дошли Преданья свыше.
Покаюсь – нет, не убивал.
За мать и Родину, Бог слышит,
Убью любого, кто напал.

1 судимым будет -  и сказал Иисус своим ученикам «Вы слышали, что сказано древним: „Не убивай; кто же убьет, подлежит суду“. Евангелие от Матфея, гл. 5, стих.21
 2 мать, злословя - и сказал Иисус: «… злословящий отца или мать смертью да умрет». Евангелие от Марка, гл. 7, стих.10
левиты3 - сыны Левия, составлявшие в то время довольно многочисленное колено. Толкование на книгу Исход.
4 презревших Божеский наказ – «И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек». Исх.32:26-28.

Заповедь седьмая
                Не прелюбодействуй

Никто не бил меня камнями
За блуд и иже с ним грехи1.
Теперь вот, поседевши днями,
Пишу про то свои стихи.

И каюсь,  много сожалея,
И не вернуться мне назад
В ту сказку, где про Бармалея,
В ту жизнь, где детства райский сад.

И знаю точно, с дня крещенья,
Что Дух Святой в меня вошёл,
И может, выпрошу прощенье,
Пока во гроб свой не сошёл.

  1  … не бил… камнями… за грехи1 – «3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посередине, 4 сказали Ему: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии, 5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень».
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.9 Они же, услышав это и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посередине» Евангелие от Иоанна, гл. 8, стих 3-9

               
Заповедь восьмая
                Не укради

Тому, кто почитая Бога,
Всему хорошему служа,
И Слово Господа1 подмога,
И наша вера госпожа.

Не укради того, что может
Убить подобного тебе.
Такая кража с казнью схожа,
Твоей же повредит судьбе.

Так пусть богатый вечно плачет,
А бедный песенки поёт,
Но в жизни, правда, всё иначе,
Кто нищий, тот лишь рая ждёт2.

Покаюсь, нищ, от вас не скрою,    
Не крал, как завещала мать.
То, что назначено судьбою,
Смиренно надо принимать.

1Слово Господа – «Иисус же сказал: «не убивай»; «не прелюбодействуй»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй». Евангелие от Матфея, гл. 19, стих.18
2 тот лишь рая ждёт – имеется ввиду Притча о богаче и нищем Лазаре, Евангелие от Луки, гл.16 стих. 19-31


Заповедь девятая
                Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего
Меня судили не однажды,
И те, которым не дано, -
Те, кто не мог, представьте, даже
От плевел отделить зерно1.

Суди и сам судимым будешь2 ;
Увидь в своих глазах бревно,
А в тех глазах, кого ты судишь
Песчинки даже нет давно.

Так Словом ближнего порадуй,
Веди про Истину рассказ,
Делам Иуды быть наградой
Тому, кто с сатаной3 сейчас.

И каюсь, что, не раз вступая
В противный ближним разговор,
Всё отдалял себя от рая,
Чем подтверждаю свой позор.


1 От плевел отделить зерно: Но Он (Иисус) сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы. И во время жатвы я скажу жнецам: "Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою". Евангелие от Матфея, гл.13, стих. 29-30
2 … судимым будешь : «1 Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».Евангелие от Матфея, гл 7, стих. 1-6

3 Тому, кто с Сатаной3 - 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Евангелие от Иоанна, гл.13, стих 26-27

Заповедь десятая
              Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего,
                ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,
                ничего, что у ближнего твоего.

Так сколько страждущих на свете,
И у кого какой вопрос,
И кто есть ближний1 - нам ответит
Сейчас, конечно же, Христос.

С тех пор, как добыли скрижали,
Прошло уже так много лет,
И то, что раньше открывали,
Давным-давно в помине нет.

А человек, его природа
Не изменились до сих пор.
И за душевного урода
Нас часто жжёт чужой позор.

И каюсь, не желал чужого,
Хоть не имелось ни шиша,
И вёл себя пусть бестолково,
Но знал, что вечна лишь душа;
И эта заповедь святая
Душе опора до сих пор.
С ней веру предков почитая,
Любому злу даю отпор.


1ближний – «25И вот один законник встал и, искушая Его, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
26 Он же сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?»
27 Он сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя».
28 Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай – и будешь жить».
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» 30 На это сказал Иисус: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 Случайно той дорогой шел один священник и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Некий же самарянин, проезжая, подошел к нему, и, увидев его, сжалился, 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: „Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе“.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» 37 Он сказал: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же».
Евангелие от Луки, гл 10. стих.25-37

Эпилог
Спаси, о Боже, и помилуй,
Прими сих покаяний суть
И дай, прошу такую силу,
Чтоб к царству Твоему прильнуть.


17.07.2023
г. Иваново