Проблема появления зла, цикл

Оскар Хуторянский
Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое — это грех, второе — наказание.
Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет.
        - Аврелий Августин


ПРОЛОГ

По мотивам 66 сонета У. Шекспира

Я лучше б умер.  Видеть не могу,
Как честь у нечисти вымаливает крохи,
Как попирают правду, в лицо лгут,
И низость всем подводит нам итоги,
Выносят судьи ложный приговор,
Насильники глумятся, торжествуя,
Бесчестным слава, это ль не позор,
И слабость правит силой, не рискуя,
Когда все умного назвали дураком,
А дураков - мудрейшими мужьями,
Когда искусства рот закрыт замком
И те кто прав себя порочат сами.

Всё это вижу ясно наяву,
Но этот мир покинуть не могу.



ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЗЛА

Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества.
         - С. Франк

Проблема появления Зла
В том мире, где лишь добрый Бог -
Была причиной, что дала
Грехопадениям залог.

Во времена творения Мира
Ведь создавалось лишь Добро.
И всё создав своею силой
Сказал Всевышний - “хорошо”.

Задолго, как бедняжка Ева
Вкусила с дерева плодов,
Низвергли ангелов и небо
Очистили от всех врагов.

Куда низверг ОН их?  На Землю.
Лису в курятник запустил -
“Врагов Народа” - ОН для Евы
И для Адама Рай закрыл.

Виновны ль первые селяне,
Что Демона послали к ним?
Ведь без него семь лет не знали
Греха и Зла.  Пришло всё с ним.

Ну оступился бедный Ангел -
Его бы взять и поддержать,
Но нет, рукою беспощадной
Его на каторгу сослать.

Так Зло пришло, его начало
Ищите там, на небесах…
Случилось это всё по плану?
Представить это просто страх.



ПАРАДОКС ЗЛА ЭПИКУРА

При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
            —  Эпикур


Похоже, Эпикур был первым,
Кто указал “проблему зла”.
И выводы его бессмертны,
Логически правы всегда:

Допустим Бог не хочет зла,
Но исключить его не может.
Наш вывод следует тогда -
Не всемогущ великий Боже!

Допустим, может, но не хочет.
Тогда, где Бога доброта?
Коль дети гибнут, гром грохочет…
А Он считает - суета.

Допустим, может и желает,
Тогда откуда взяться злу?
Наш мозг того не понимает,
Хоть и в подобии Ему.

А вдруг не может и не хочет.
Зачем Ему поклоны бьём?
Зачем о будущем хлопочем,
Коль наши беды ни по чём?

Здесь нет логических пробоев,
Но есть попытки объяснить -
Предотвращает зло большое,
И малое им заменить.

Устроит вас то объяснение?.
Мне всё же логика близка.
Я вижу зло, как проявление
Лишь безразличия к силам зла.


Парадокс зла Эпикура:

1. Бог желает предотвратить зло, но не может? Тогда он не всемогущ.
2. Он может, но не желает? Тогда он не доброжелательный.
3. Он и может, и желает? Тогда откуда берётся зло?
4. Он не может и не желает? Тогда зачем звать его Богом?





Я - ЗЛО ТВОРЯЩЕЕ ДОБРО

"Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"
        -  “Фауст”, Иоганн Вольфганг Гете

Славна эпоха Возрождения
Ещё одним большим соблазном.
Создал его немецкий гений -
Он Мефистофилем был назван.

Сначала в сказках и преданиях,
Потом у Гёте в важной драме…
Так дьявола вошло название,
Теперь понятно всем заранее.

Одно из множества имён,
Но мне оно звучит иначе
Чем “Сатана”, чем “Дьявол”, “Чёрт”,
И  “Асмодей” уже тем паче.

Есть угловатые черты,
Бородка клинышком и скулы,
Взгляд, что горит из темноты,
Разлёт бровей и голос грубый.

Накидка чёрная его
С подкладкой цвета алой крови…
Он жил всегда, он знает всё
И спорить с ним увы не стоит.

Он симпатичен мне порой -
Шаляпин в нём и Воланд тоже...
Как отрицательный герой,
Он привлекательным быть должен.





ЗЛО ВО ДОБРО

чтоб там с трибун ни говорили
зло не кончается добром
       - В. Поляков

Как знать, что ждёт нас впереди?
Как угадать, где будет лучше....
Гадалки, также как врачи,
Гадают на кофейной гуще.

Не потому ль заманчив нам
Тот выход, что и прост, и близок -
Не знаем, кем тот шанс нам дан
И нет гарантии от ошибок.

Желаем шанс не пропустить -
Где повезёт, где потеряем...
И очень часто в "быть - не быть"
Игру с нечистым мы играем.


Искали люди скрытый смысл
В религии, в общении с богом,
В движении звезд, алхимик был
Первопроходцем вглубь природы.

Казалось им - открой закон
И овладеешь тайной мира...
Так Фауст клал всю жизнь на кон
Для Мефистофельского пира.



ЛЕКАРСТВО ИЛИ ЯД

Если выпить на брудершафт цикуту, это, пожалуй, уже на всю жизнь.
       - Ежи Лец

Лекарство это или яд -
Зависит только лишь от дозы.
"Не нова притча", говорят,
Но забываем мы угрозу.

Всё абсолютно на земле
Для человека станет ядом,
Лишь увеличь его в еде -
Отравой станет вдруг приправа.

В большом количестве вода -
Угроза жизни, к смерти путь.
Любая вкусная еда -
Что больше номы - вред. Забудь.

Знать меру - это не легко,
А выполнять - ещё трудней....
Такое наше естество, -
На грани жить всегда милей.

Та "золотая середина",
О ней мечтал ещё Платон,
Она для нас недостижима -
То недобор, то перебор.

Но чаще мы не помним меры
И не желаем знать её.
Ограничения норм и веры
Мы отметаем - "не моё".

И отравляем тело, душу
Тем перебором вин и чувств.
То страсти, то бокал осушим...
А мера - больше для медуз.




ДОБРО И ЗЛО - НЕРАЗЛУЧНЫ

…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
      - Михаил Булгаков

Добро и зло так неразлучны
И познаются лишь в сравнении,
Нам не узнать что хуже-лучше
Пока не встретятся два мнения.

Контрасты в творчестве и жизни -
Союз бумаги и чернил,
И добродетель лучше видна,
Там, где подлец уж наследил.

Зачем заветы нам скажите,
Когда все ангелы вокруг?
Я мест таких что-то не видел,
Но был, где черти все вокруг.

Добро всесильно и бессильно
Взывает к совести оно,
А зло питается обильно
И совесть спит при нем давно. 




ДОБРО - БАНАЛЬНО

Пути зла разнообразней путей добра.
           - Фома Аквинский

Добро теперь, увы - банально,
И скучно, очень тривиально.
Не потому ль печать, эфир
Зло прославляет на весь мир.

Любые слухи и намёки
Непросто, с злом ведутся склоки,
Любые сплетни, оговор
Наиболее частый разговор.

Скандал - находка для газеты,
И дикторы мусолят это.
И кажется теперь все мы
Жить без проблем бы не смогли.

Одна лишь радость - где-то хуже,
Сильнее дождь и глубже лужа.
Зачем нам знать, что там-то рай,
Других несчастия подавай.

Завидуем чужому счастью,
И ждём, когда у них ненастье.
И пусть у нас не всё как надо,
У них то хуже - вот отрада.




КОГДА У НАС ЕСТЬ ВСЁ

Возможность творить зло представляется сто раз в день, а творить добро — раз в год.
          - Вольтер


Когда у нас есть всё для жизни
И мы - в комфорте и тепле -
Добро из нас порой так брызжет
И злобы нет внутри, извне.

Теперь, допустим, нет комфорта,
Нет крыши, хлеба и питья....
Добры тогда для посторонних?
Идёт от нас ли доброта?

Мы знаем точно, бытиё -
Идёт фундаментом сознания.
И слово это не моё,
За это Марксу есть признание.

Но, в ситуации любой
Остаться нужно человеком.
Задача поважней другой,
Чтоб стыдно не было за это.



ДОБРО ВО ВРЕД

Тьма не всегда означает зло, а свет не всегда несёт добро.
     - Филис Каст

Христос сказал: "Твори добро"
Добро, сказал он, - есть любовь.
Но знаем мы, что, как назло,
Любовь - слепа, хоть бейся в кровь.

Родители - любвеобильны,
Любовь так часто безответна. -
Над ними дети их всесильны,
Добро ли это неизвестно.

Добра, желая мы друг другу,
Совет даем, того не зная,
Что вдруг медвежию услугу
Даём, и к худшему толкаем.

Так что он всё ж имел в виду?
Две категории несхожи
И можно ли свести в одну,
Как плюс и минус непохожи.

Нет, я не верю в то, что зло,
Что как оно бы ни старалось,
Добром вернулось нам назло
В какой костюм ни наряжалось.
 
А может нету абсолюта
Что есть добро, а что есть зло?
И все зависит почему-то -
Как, для чего оно пришло.





У ЗЛА ВСЕГДА ЕСТЬ ЦЕЛЬ

Только слышно кремлевского горца,
Душегубца и мужикоборца.
           - О. Мандельштам

У зла всегда найдется цель,
Причина, повод, оправдание...
Но пропаганде ты не верь -
Зло - познается по деянию.

Зло не бывает "во добро",
И мы не "винтики", не "щепки".
Насилие всегда есть зло,
Не поощряй инстинктов зверских.

Не верь: "для внуков мы живем",
Не доверяй что "мы мол лучше",
Проверен кровью тот приём
Не дайте злу развиться пуще. 

И не ищите вы врага
В чужом, не в вашем огороде.
Враг, кто с отравою слова
Пускает в жизнь в своем народе.

Любой тиран, любой злодей
Шёл к цели, средств не выбирая.
Вел одурманенных людей
Цель, оправданием прикрывая. 




КАК ДОЛГО ЖИВЁТ ЗЛО

Зло, сделанное человеком, зачастую переживает его самого.
         —  Агата Кристи

Переживают нас дела,
Добро и зло, и безразличие.
Они конкретнее ума,
Они - фундамент для события. 

Событий, что меняют мир,
И без влияния, локальных.
Что кармой вылились в эфир,
И, в большинстве, не эпохальных. 

Они то оставляют след,
По ним судить нас будут чинно.
Реинкарнаций долгий след,
Кто верит, вся от них причина.

Бесследно вряд ли кто живёт,
Не все меняют ход истории,
Но кто тропинку, кто проход
Оставит жизнью, смехом, болью.

Старайтесь прожить во добро,
Оставьте столбовые вехи:
Здесь был, то видел, здесь везло,
А это - избегайте дети. 

Зло точно нас переживёт,
Его все помнят много дольше.
Оно легендой обрастёт,
И камнем память давит больше.

Дела, намерения, слова -
Они все в прошлом, как и мысли.
За нами вырастет трава
Или бурьян. От нас зависит. 





ЗЛО ПОМНИТСЯ ДОЛЬШЕ

Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остаётся добром —
В прошлом, будущем и настоящем!
     - В.С.Высоцкий, 1975


Добро остаётся добром ненадолго,
Об этом кровавый в истории след.
И бывшим друзей убивают потомки -
У них племенной уже памяти нет.

Откройте историю, с кем воевали:
Был немец нам враг, до недавнего - друг.
Друзья же, в окопах с которыми спали,
Теперь хуже недруга сразу и вдруг. 

Союзники все до ближайшей пивнушки,
Враги же надолго, на жизни вперёд.
Добро позабудут, как дети игрушки,
А зло - ложка дёгтя во гречневый мёд. 

У древних так было. Так есть и теперь.
Но усилена память эфиром.
И сейчас кровью каждая мечена дверь,
Бог войны снова стал всем кумиром. 

Не предвидел такого великий поэт,
Не дожил до того поворота,
Он был совестью нашей. Теперь её нет.
Слышу - лбами ломятся в ворота. 



В эпиграфе - как нам хотелось.
В стихе - как в жизни есть.
Что же прикажете мне делать,
Когда добро - слабей, чем месть.

Есть из истории примеры,
А есть из жизни, из “сейчас”.
И не спасает в Христа вера,
И колокол звучит по нас.



В МИРЕ МНОГО ЗЛА

Постоянному и плодовитому злу должен противостоять медленный и упорный труд: не для того, чтобы уничтожить его, но для того, чтобы оно нас не одолело.
        -  Сенека

Да, в этом мире много зла,
Но, всё несчастье от того,
Что каждый - весь в своих делах
И не препятствует никто.

Его б в зародыше убить,
Не дать расшириться, развиться...
Но, глупо оставляем жить
И смотрим, как оно резвится. 

И это каждого вина,
Кто отвернулся, прошёл мимо
И сделал вид: "ах, я не знал",
Своя рубашка греет спину.

И процветает зло средь нас
И в подворотне, на трибуне.
Ещё не долго, прийдёт час
И помощи и нам не будет.




СОКРЫТИЕ ЗЛА

Сокрытие зла питает и оживляет его.
             - Вергилий

Что если зло не подавить
И клевету не опровергнуть?
Оно взрастёт и будет жить,
И станет правдой достоверной.

На том стоит и демагогия -
Нас убедить, что ночь есть день,
На том фундамент всей истории,
Что переписывать не лень.

Основа это всей политики,
Где лучше тот, кто лучше лжёт.
Всех тех, кто не боится критики,
Давая ложным слухам ход.

Возможно, выплывет наружу,
Что было правдой, а что злом.
Но чаще все о том забудут,
Да и не важно всё потом.

Со злом бороться нужно сразу,
Полоть бурьян, пока он мал. 
Как эпидемию, заразу…
Иль зло взойдёт на пьедестал.




ДОЛЖНО ДОБРО БЫТЬ БЕЗЗАЩИТНЫМ?

Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем.
       - Фридрих Вильгельм Ницше


Должно добро быть беззащитным
Или с бойцовским кулаком?
Должно всегда ли быть открытым -
Щекой второй удара ждём?

Должно доверчиво, безмолвны -
Идти наперекор судьбе?
Вот руки для гвоздей - удобны
В надежде счастья на земле?

Должно оно быть простодушно,
Любвеобильным быть для всех?
Всех подлецов, убийц и хуже, -
Кто ненависть несёт в себе?

Нет не добро, а справедливость
Над миром царствовать должна,
Чтоб по заслугам, а не милость
Мог каждый получить сполна.



ВОЙНА ДОБРА И ЗЛА

Добро и зло асимметричны друг по отношению к другу.
Добро не ссылается на зло в подтверждение своей правоты, а зло всегда выдает за свое оправдание то или иное добро.
      - С. Лем

Добро со злом воюет с давних пор,
Хоть результат заранее известен:
Не прекратится их извечный спор,
Пока есть человечество на свете.

Что есть добро нам сказано давно:
"Да не убий" и прочие заветы,
Но нарушать их стали всё равно
Не слушая полезные советы.

Случалось, что брат брата убивал,
Ложь награждались, в злате и почете,
Кто честь, любовь и совесть продавал -
Тот в жизни успевал побольше прочих.

А добродетель наша в нищете,
В загробном царстве ей обещано спасение.
Обманет правду ложь всегда, везде,
И не подумает совсем просить прощения.

Так отчего глупцы мы до сих пор
Мораль и совесть громко прославляем?
Нам жить иначе - хуже чем позор,
И без морали жить мы не желаем.



ЕСТЬ ФЕИ ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ

Возможно, наш мир был создан для того, чтобы могло существовать зло.   
          - Жюль Ренар

Есть феи добрые и злые
Нам в сказках жизни дан урок,
Добро и зло, двойные силы
Коснутся нас, лишь дайте срок.

Не поровну налиты чаши -
Страдание горше и длинней,
Чем краткий миг, когда расплата
Придёт и к тем, кто были злей. 

Не равноценны фей услуги -
Лишение жизни у одной,
Другая - платье на минуты,
И до полночи - бал горой.

Как много золушек мы знаем?
Намного больше, чем принцесс,
Те, кто принцессами не стали,
Убиты завистью надежд.

Я в фей давно уже не верю,
Но верю - есть добро и зло,
И зло к тебе стучится в двери,
Пока ты делаешь добро.




ДОБРЫЙ ЦАРЬ

Самая изощренная хитрость дьявола состоит в том, чтобы уверить вас, что его не существует.
     - Шарль Бодлер

Считалось, что народ - он мудр
И что учиться у народа -
Добыть сокровища культур
И что народ - он знает много.

В народ ходили обучать
Народовольцы и студенты…
Народ привык их всех сдавать
Жандармам. В каторгу наверно.

Народ всегда был во главе:
Ансамбль Народный и артисты,
Кто из народа - тот в цене…
Так было при социализме.

Но прояснились времена,
Народ предстал огромной массой
И не мудра, и не умна.
В политике не разобраться.

Народ обманывать легко -
Картошка, хлеб, бутылка водки…
И выберет наверх того
Кто посулит ещё селёдки.

Идут года, идут века
Ждёт доброго царя Россия
Да, сказка эта не нова
Так ожидают и Мессию.




ДОБРО И ЗЛО В СИНТОИЗМЕ

Особенность синтоистских воззрений в том, что понятие жизни непосредственно не увязывается с понятием дыхания.
То, что не дышит, не является мертвым.
                - А. А. Накорчевский, "Синто"
             
Понятие добра и зла
Различны у народов разных -
Кому в скрижалях пример дан,
В Коране, в Библии - там ясно.

Но есть религия Востока,     (1)
Где относительность царит,
Где каждый для себя возможно
Добро от зла сам отличит.

Добро и Зло - не абсолютны,   (2)
И Зло приходит, как болезнь.
Когда ты слаб и мысли скудны
Иль недостойны мысли есть.

Добро - слияние с природой
С открытым сердцем и душой.
Не навредит себе и строго
Следит, чтоб путь не стал иной.

Способность в мире жить с другими,
Преклонный возраст уважать,
Не замарать семью и имя
Добром лишь нужно принимать.   (3)

Творение зла само обманно,
Когда несчастлив человек,
Когда всё видит он туманно,
Тогда петляет его след.

Вражда, война, даже убийство
Не значат непременно Зло.
Не делать так, чтоб было стыдно!
Не поступать другим назло.

Зло - эгоизм и нетерпимость,
Как гвоздь торчать среди людей.
Добро - с природой душа слилась,
“Один - для всех” - умри, убей.   (4)

Там дух с дыханием не связан!
Там есть душа даже в камнях.
В них предков дух! Ты им обязан
Быть честным в мыслях и делах.

Религия эта - синтоизм,
Японцев древняя основа.
Там в камни дух её проник
И поклоняются им снова.


(1) Синтоизм, синто ( «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

(2) Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим».

(3) Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе.

(4) Зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира.



ЭПИЛОГ

И зло хочет всего лишь осчастливить нас.
        - Е. Лец

Решение придёт нетрудно
На выбор меж добром и злом.
Сложнее сделать выбор нужный
Когда решаешь о другом:

Когда в тяжёлой ситуации
Одно из меньших зол найти,
И то, что ниже по градации,
Как выбрать? И кого спасти?

Вот этот выбор нужен чаще,
А делаешь его душой,
Решаешь не что горше-слаще,
И споришь лишь с самим собой.