Когда часть равна целому

Баке Саханов
Часть может быть равна целому. Вполне. И с этих позиций вполне может осознать и целое.

Поясню математической иллюстрацией, о которой уже писал в эссе "Математика болезни". Так, если мы обратимся к математическому понятию множества, которое в нашем контексте будет означать "целое", то можем обнаружить неожиданные вещи. Например, есть бесконечное множество натуральных чисел: 1,2,3,4 и т.д. Есть как бы подмножество этого множества — множество четных чисел: 2,4,6 и т.д. А вот теперь такой фокус: множество четных чисел (будучи "частью") равно множеству натуральных чисел (которое есть "целое"), поскольку оба множества — бесконечны. Это равенство бесконечностей. И это чистая математика.

К примеру, когда конкретная частность никак не распознается как целостность — возникает болезнь. Каждый орган, будучи частью общего организма — равен всему организму в своей бесконечности, в своей целостности.

Отсюда также можно вывести и другое, а именно, то, что обычное земное тело человека, будучи частью Абсолюта — равно Абсолюту. Отсюда, кстати, идея аватаров и воплощенных богов. Иными словами, тело божественно в своей бесконечной целостности. И каждый орган каждого человека — божественен в своей бесконечной целостности.

Иначе говоря, наличие права "частности" на свое "частное существование" включает и её, "частности" — целостность. Причем, не самой по себе как бы целостности, а реально всеобщей целостности. Иными словами, так или иначе, часть равна целому. Всегда, в каждый момент времени.

Другой пример, который может проиллюстрировать эту максиму, это феномен неевклидовой геометрии в сравнении с евклидовой. Так в геометрии Лобачевского две прямые могут образовать двуугольник. И это как бы противоречит геометрической реальности, но только двумерной геометрии. Тогда как в геометрии трех измерений две прямые образуют двуугольник на том же глобусе, представляя собой смежные меридианы.

Вот с пониманием части не только как части, но и целым, в котором часть являются частью — тоже из этой же оперы. Как и та же квантовая физика против механической. Тоже требуется понимание более объемное, не просто расширяющее, но оживляющее семему механического мировоззрения.

Только полностью осознав себя всеобщим целым можно полностью осознать себя частью этого целого. Только так. И наоборот. Не зря более полный вариант известной максимы Сократа звучит примерно так: «Познай самого себя как часть мира и мир как часть себя». Такой вот духовный велосипед, восьмерка, лента Мёбиуса.

Но мне возразят: "Одинакова лишь бесконечность рядов натуральных и чётных чисел. На этом одинаковость множеств заканчивается и начинается разница частностей, свойств, т.е. есть эти множества не идентичны: орган не равен и не идентичен организму, к примеру, организм будет функционировать и без одного из парных органов, а вот орган без организма — нет. И вообще, глядя на шестерню, нельзя сделать вывод о всём механизме..."

Хорошее возражение. Но оно из позиции машинного, неживого взгляда на мир. Идентичность базовая (понятие бесконечности есть, собственно, базовое понятие реальности) ведь сохраняется. И те и те — натуральные числа, не говоря о том, что они части более общего множества чисел как таковых. Это можно назвать векторным тождеством, как в графических программах, когда при любом масштабе сохраняется стопроцентно изначальное качество векторного рисунка. Тогда как все различия о которых речь идет при таком возражении, так сказать, растрового характера. Это, повторюсь, если говорить графическим, дизайнерским сленгом. Это как формат svg против формата jpg.

Духовное мышление — векторное, пунктирное, дышащее. Оно не укладывается в растр (от англ. raster — это решётка, сетка, мозаика пикселей) застывших схем, прорывается через них. Растровое мышление полезно в быту, в расчетах, именно оно формирует скелет цивилизации, на который нанизывается и нарастает плотью живое и духовное мышление, которым, в свою очередь, всегда беременно созревшее растровое мышление. Понятие информации, понятие ктойности-чтойности-каковости — по сути, духовное, векторное.

01.09.2023, Астана