Пассаж

Алкора
Из http://stihi.ru/2023/08/31/6355. Сборник «Прогулки по Петербургу»

Во времена, когда жил Пушкин,
Здесь Геккерн дом арендовал -
Дантеса отчим… Дом разрушен,
И нет людей тех, но молва
Дошла, что в горький день дуэли
Отсюда начал путь Дантес,
О чём «Пассажа» галереи
Из прошлого доносят весть.

Дом при втором своём владельце
Был превращён в универмаг,
Что знати питерской по сердцу
Пришёлся сразу, но толпа
Простых купцов его боялась:
Всё в строгости и на виду,
А как без шельмовства? Казалось,
Рекою деньги потекут:
Открыт театр на Итальянской,
Проходят в залах вечера,
Где Достоевский и Некрасов
Читают что-то для двора,
Но резко падают доходы…

Универмаг спасла жена –
При ней «Пассаж» опять стал модным,
Сходили женщины с ума
От изобилия нарядов,
Белья, посуды и духов.
Талант хозяйки и порядок
Вернули прибыль в дом легко.

Пассаж был людным при Советах,
Преображаясь, богател,
Этаж пристроен, море света -
Народ валил толпой, и тем
Бюджет удачно пополнялся.
«Пассажу» дальше б процветать,
Но, став ЗАО, в капкан попался:
Богат, красив да пуст опять…

Сюда заезжие туристы
Приходят – залы рассмотреть!
А петербуржец понял быстро:
Музей, картинка, круговерть,
Истории минувшей слепок,
Прохлады остров в жаркий день,
Но цены!!! Покупать здесь слепо
Не стоит точно. Не теперь!

   Пассаж - один из старейших и крупнейших торговых домов в Санкт-Петербурге,  расположенный на Невском проспекте, 48. У него особая история. В XIX веке там, со стороны Невского проспекта, находились два дома, тесно связанные с историей Петербурга и России в целом. Один принадлежал дворянину Сабурову, а второй - семье Завадовских, где жила известная светская львица Елена Влодек. Ей поклонялись большинство джентльменов высшего света - и Пушкин, и Николай I. Влодек и ее муж много путешествовали, а на время своего отсутствия сдавали дом. Одним из арендаторов стал посланник Голландии Геккерн, приемный отец убийцы Пушкина Жоржа Дантеса. Именно из этого дома Дантес уехал на дуэль к Пушкину и позднее бежал во Францию с женой Екатериной, сестрой Натальи Гончаровой. Это происшествие подпортило репутацию дома, поэтому владелица решила сделать в нем ремонт, причем с таким размахом, что люди специально приезжали к ней, чтобы посмотреть на интерьеры. Но Николаю I обстановка дома Завадовских показалась вычурной, и он советовал им быть скромнее. Вскоре у семьи началась черная полоса: умер единственный сын, наследников не осталось, состояние таяло, они решили продать дом.
   Покупателем стал Яков Иванович Эссен-Стенбок-Фермор,  потомственный дворянин, который лелеял мечту о пассаже как о центре торговли и культуры. Он пригласил архитектора Рудольфа Желязевича — самого молодого академика архитектуры, который смог бы включить дом Завадовских в будущий пассаж, не разрушая его. С точки зрения последних достижений инженерии того времени, проект был отличным, но Николаю I не понравилась асимметричность выходов, поэтому старое здание все-таки пришлось уничтожить.
   Здание универмага построено в 1846-1848 годах, открыто 9 мая 1848 года. Строился пассаж довольно быстро, при этом с тех времен изменилось не так много: раньше кровля была деревянной и состояла из балок с остеклением, на полу лежал паркет, а вместо электрического освещения были газовые фонари. Цоколь был отведен для гастрономии и рынка, две галереи – нижняя и верхняя – изменились только по стилю, а на третьем этаже владелец хотел сделать 56 квартир. На первом этаже здания размещались \склады, на втором - торговые помещения, на третьем - квартиры. В 1879 году в части помещений «Пассажа» расположился единственный зарубежный банк, допущенный к работе в России, французский «Cr;dit Lyonnais». В расположенном со стороны Итальянской улицы концертном зале устраивались публичные научно-просветительские лекции, проходили вечера Литературного фонда. Здесь выступали Тургенев, Некрасов, Достоевский, Чернышевский, Шевченко. «Пассаж» стал любимым местом у знати и богачей. Стенбок-Фермор был абсолютно уверен в коммерческом успехе предприятия: прекрасное здание, удобные условия для торговли, жилье, планировалось открыть ресторан и концертный зал и театр, но Николай I был против: в этой сфере существовала монополия Императорского театра. К несчастью, местные купцы категорически не хотели въезжать в его торговый дом: обсчитать посетителей там было практически невозможно. Во-первых, им не давали оформлять витрины, которые следовало делать в едином стиле. Во-вторых, запретили выставлять зазывал, которые хватали людей за одежду и затягивали в магазин. В-третьих, тут было очень светло и невозможно обсчитать покупателя. Поэтому во время открытия был занят только первый этаж, в цоколь въехали лишь две лавки, а второй этаж и квартиры пустовали. Стенбок-Фермор был близок к разорению.
   Внезапно умер основной кредитор - родной брат. Его жена Надежда Стенбок-Фермор потребовала долг обратно, так как она осталась одна с детьми. Денег у владельца не было, поэтому он просто отдал ей торговый дом. С тех пор в истории Пассажа была эпоха матриархата: вплоть до Революции им управляли женщины. Надежда Алексеевна подняла предприятие на иной уровень: при ней были сданы все помещения, из квартир сделали гостиницу, а Пассаж стал местом элитной торговли. У нее была коммерческая жилка, она начала заниматься рекламной деятельностью и использовала собственные связи при дворе. При ней также активно заработал концертный зал, открылись кафе «Аман» и дорогой ресторан «Пассаж».
   Когда Надежда Стенбок-Фермор отошла от дел, статус места резко упал. Из элитного места он превратился в торговый центр выходного дня, куда приезжали семьи среднего класса с детьми на целый день. В Пассаже появились странного рода места, например, внизу открыли зверинец, где в большой ванне лежал живой крокодил. Его напоказ кормили мясом, и на это сбегались зеваки. Под впечатлением этого Ф.М.Достоевский написал свою повесть-сказку «Крокодил, или Пассаж в пассаже». В 1899-1901 годах здание по воле его новой владелицы княгини Н. А. Барятинской было перестроено архитектором С.С.Козловым. Здание стало четырёхэтажным, к главному фасаду был пристроен входной двухколонный портик. В реконструированном здании располагалось шестьдесят четыре торговых зала общей площадью более 5000 кв.м. В 1904-1906 годах в концертном зале работал Новый драматический театр В.Ф.Комиссаржевской. С 1908 года здесь ежегодно гастролировал московский театр С.Ф.Сабурова.
   В 1920-1922 годах «Пассаж» был закрыт на очередную реконструкцию. В 1933 году он стал государственным универмагом, здание было частично перепланировано по проекту Н.А.Троцкого. Вместо винтовых лестниц Троцкий построил две белоснежные в стиле сталинского ампира, который на удивление удачно вписался в здание XIX-го века. Также он надстроил один этаж, опустив потолок другого этажа. Однако в 1937 году работы прекратились. В те годы магазинов было мало, а здесь было все: товары для охоты и рыбалки, бытовая техника, ателье, которое не только подшивало и чинило, но и выпускало 20 моделей одежды в месяц. Были устроены лестницы и мост-переход между галереями, а также проведена реконструкция зала на третьем этаже со световыми окнами, где сейчас расположена секция «Товары для дома». В 1941 году «Пассаж» был закрыт на консервацию и был вновь открыт в феврале 1947 года. В 1961 году в «Пассаже» открылся первый в СССР универмаг для женщин. Вплоть до 80-х Пассаж стал магазином для женщин: тут покупали дефицитную одежду заграничного производства. Отстояв в очереди 4-6 часов, можно было приобрести то, что больше нигде было не найти.
   В 1992 году универмаг «Пассаж» стал акционерным обществом закрытого типа. а магазин - местом, куда ходят только туристы. В мае 2006 года торговый дом «Пассаж» был приобретён на аукционе за 50 млн.долларов и перешёл под контроль Шалвы Чигиринского, а в сентябре 2011 года универмаг «Невский Пассаж» был приобретен инвестиционным фондом Jensen Group, который всерьез взялся за его реновацию. Право аренды до 2023 года принадлежит ЗАО «ТПФ "Пассаж"». Магазин выставлен на продажу.

Продолжение см. http://stihi.ru/2023/09/03/4548