8 Сентября День воинской славы России

Нина Калашникова 4
Далёкий, далёкий 1982г.
Я работаю редактором радиовещания  на Балаковском химзаводе, одном из крупнейших производств нашего города.
Начало июня. От завода выделен автобус для поездки в город-герой Волгоград для посещения мемориального центра " Родина-мать зовёт!" Нам с подругой Милой Потехиной удалось попасть в списки и вот мы едем  в дружной компании заводчан.
Веселье, смех, песни, шутки, анекдоты! Какая удача. Все расходы взял на себя завод. Среди рабочей недели четыре дня отдыха и такое замечательное путешествие! Вот сравниваю то и это время: что было бы сейчас? Все сидели бы, уткнувшись в телефоны, а тогда мы общались! И это было прекрасно! По плану поездки мы должны были ехать целый день, ночевать в поле у костра под открытым небом, потом опять дорога и ранним утром - Волгоград! Не могу сказать, что спать под открытым небом у костра с тучей комаров, жужжащих и грызущих нас было очень комфортно, но! Мы были молоды и все мелочи жизни переносили легко и с шуткой.
На рассвете водитель разбудил нас, мы сели в автобус и продолжили своё путешествие. Я по жизни - жаворонок и мне спать уже не хотелось, а все вокруг мирно дремали.
      Мы уже подъезжали к Волгограду когда произошло ЭТО!
Что это было? Я до сих пор объяснить себе не могу! Явь? Сон? Видение? Не знаю...
Но вдруг, совершенно неожиданно   я увидела наш автобус со стороны. Я нахожусь в метрах 5-6 от дороги, а наш автобус едет по снегу смешанному с грязью и кровью прямо по мёртвым человеческим телам. Он едва  передвигается и буксует в снегу, который доходит почти до середины колёс. Руки, ноги, головы, кровь, снег, грязь от взрывом поднятой земли... кровавая каша...
Особенно отчётливо вижу ногу в кирзовом сапоге. Она оторванная почти от бедра, валяется на дороге. Переднее правое калесо автобуса подминает её под себя и раздаётся страшный хруст человеческой кости! Ужас! Я закричала и мгновенно видение исчезло. Все очнулись и удивлённо смотрели на меня.
- Что с тобой? , - встревоженно спросила Мила?, - Да ты... ты вся дрожишь...
- Что случилось? ,- спросил водитель, останавливая автобус.
Трясущимися губами,  едва справляясь со слезами и дрожью, которая меня колотила, я прорыдала в ответ на вопросительные   взгляды:
 - Мы едем по трупам, по костям, по погибшим солдатам. Мы едем по крови... я сейчас это видела...
Я больше не  могла произнести ни слова... слёзы...
 В автобусе наступила тишина .
Мы стояли минут 5. Мне дали воды и валидол под язык.
Наконец, придя в себя, я смогла рассказать о видении.
Все сидели, притихнув.
- Да, именно здесь проходили самые страшные бои. Здесь пролито столько крови... сказал руководитель нашей группы Павел Михайлович Епишкин.
Я немного успокоилась и мы поехали дальше.
И вот мы на Мамаевом кургане...
Невозможно передать те чувства, которые мы все испытали там, где горел вечный огонь, где рядами на стенах списки, отдавших свои жизни за Победу... Отчётливо ощущая, что каждый квадратный метр полит кровью, каждая улица, каждый клочок земли...
Вот чего стоил  этот страшный бой, который теперь называется привычными словами: "Коренной перелом в ходе второй мировой войны"
 Сталинградская битва...
А я никогда не забуду это видение: особенно эту оторванную, окровавленную  ногу  в кирзовом солдатском сапоге... и слышу хруст кости под колёсами нашего автобуса...