Автограф Гамзатова

Юсупова Лилия
Сегодня Расулу Гамзатову исполняется 100 лет!

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Мне было 10 или 11 лет, когда я впервые узнала имя Расула Гамзатова. Родители выписывали «Роман-газету», которую я тайком прочитывала. В одном из номеров была повесть «Мой Дагестан». На меня произвели ошеломляющее впечатление сочный, афористический язык и добрый юмор. Я полюбила Гамзатова навсегда. И видела с ним сходство не только в восприятии мира, но и в биографии: у него поэтом был отец, а у меня – мама (татарская поэтесса Иделбике).

Мне мнится, мы с Гамзатовым родня
(Хотя я - не птенец его аула):
От мамы страсть к поэзии моя,
От папы страсть к поэзии Расула.

ПАТИМАТ ЮСУПОВА

Лучшие стихи о любви Гамзатов написал для жены. Чего стоит одно это признанье: «Поделены все женщины на свете мной на тебя и женщин остальных». Между тем девичья фамилия жены Расула Гамзатова – Юсупова. И в этом совпадении я нахожу повод для гордости:

Юсуповой была не я одна.
Есть факт, что наполняет душу силой:
И Патимат (Гамзатова жена)
Такую же фамилию носила!

РЕАКЦИЯ НА СУХОЙ ЗАКОН

В 1985 году Михаил Горбачев выдвинул лозунг: «Трезвость — норма жизни» и издал постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». В Центральном доме литераторов в Москве, следуя ценному указанию, перестали продавать спиртное. Новость донесли до дагестанского поэта, и его ответ цитировали потом многие журналисты.

Когда в России запретили пить,
Расул изрёк крылатую цитату.
«Теперь в себе мы будем приносить», -
Сказал друзьям-писателям Гамзатов.

НЕМНОГО РЕВНУЮ

Мой муж любит стихи двух поэтов – Омара Хайяма и Расула Гамзатова. Многие произведения знает наизусть и читает при случае приятелям. Но когда его однажды попросили прочитать стихи жены, он растерялся, а я написала четверостишье:

Ты учишь наизусть с упорством мула
Стихи Омара и стихи Расула.
А я всё жду с отчаянной тоскою –
Когда ж моей пленишься ты строкою?

АВТОГРАФ ГАМЗАТОВА

У меня несколько поэтических книг Гамзатова, но самая дорогая из них – с автографом поэта. В 2000 году я ездила в Америку с группой врачей, куда входил министр здравоохранения Дагестана. В первый же день дагестанский министр гордо заявил, что он лично знает Расула Гамзатова, и что стихи поэта на аварском языке звучат лучше, чем в переводах. Желая послушать музыку речи, я попросила министра сказать что-нибудь на аварском языке, но вместо этого министр прочитал стихотворение Гамзатова на русском языке:

Писал поэт стихи жене:
"Ты свет мой, и звезда, и зорька.
Когда ты рядом – сладко мне,
Когда тебя не вижу – горько!"

Но вот жена – звезда и свет –
Явилась, встала у порога.
"Опять ты здесь, – вскричал поэт, –
Дай мне работать ради Бога!"

Впрочем, впоследствии выяснилось, что этот человек не только любит и знает поэзию, но и сам пишет стихи, поэтому, расставаясь, я подарила ему сборник своих стихов. Гордый и щедрый, как все горцы, дагестанец поблагодарил за подарок и с жаром сказал: "Тогда я вышлю Вам серебряный браслет собственной чеканки!" Я запротестовала: " Нет, браслета мне не надо – я дорогих подарков не принимаю. Если Вы действительно хотите мне сделать приятное, выполните, пожалуйста, мою просьбу – передайте мою книгу "Двойной портрет" Расулу Гамзатову". Министр пообещал – и мы разъехались.
А через полгода из Махачкалы пришла бандероль с книгой, подписанной Расулом Гамзатовым. В книге лежало письмо от министра, где он в стихах описывал встречу с поэтом:

Расула встретил я однажды
И, помня, Лиля, просьбу Вашу,
Послание ему вручил.
"Портрет" Ваш встречен с восхищеньем.

Поэзией он был сражен.
И тост сказал на удивленье,
И пожелал перу – творенья,
А Вам – любви и счастья в дом.

Уже позже, в день смерти Расула Гамзатова, печалясь о поэте, я открыла его сборник и неожиданно увидела эти строчки:

С широкой страницы твой голос стремится
В живое кипенье мелькающих лет,
Немеркнущий свет над тобою струится.
О нет – ты не умер, не умер, поэт!

Поэт жив, его книги путешествуют по свету и приобретают новых поклонников.

На фото: читаю стихи любимого поэта