Пропуск в Искусство

Вадим Шарыгин
 Что необходимо, на мой взгляд, для развития каждого человека, скажем так, интересующегося Искусством, в том числе, Искусством словесности?



1. Нужно породниться или постигнуть поэзию жизни, внимание(!), обязательно в контексте её отличий от простого умиления, например, красотами природы, погоды или даже от самого душевного сопереживания трагическим и радостным моментам человеческой жизни. «Поэзия жизни» – сложнейшая и важнейшая часть или основа для перехода человека узко образованного к человеку сугубо интеллигентному. От человека «чувствующего от себя» к человеку «чувствующему со стороны всех и вся». Без обладания поэзией жизни невозможна полновесная причастность к поэзии Слова. Термин «поэзия жизни» ввел в оборот раздумий Александр Пушкин. У меня есть одноимённое эссе, читайте, думайте, просыпайтесь, «жители Багдада»..


2. Необходимо заменить предпочтения на представления: позволить себе пойти дальше, чем характеристики «нравится», «не нравится». Крайне важно добиться от себя предметного, сформулированного в признаках или ценностях, ответа : что именно или почему именно одно «нравится», другое «не очень», а третье «не нравится». То есть, нужен скачок из старшей группы детского сада имени потребителей искусства в первый класс школы познания имени участников искусства! Нужно сформулировать личное представление о поэзии, максимально точно, предметно, с учётом предшествующего творческого опыта лучших поэтов и читателей прошлого. Нужен момент истины: вместо «я уже много знаю» нужна иная начальная вводная: «я – профан, если так думаю». По сути, понадобится полный аудит всего набора неопределённостей, из которых построен карточный домик предпочтений.


3. Ещё по сути, надо получить (от себя самого) – ПРАВО НА ЛЮБОВЬ К ПОЭЗИИ, К ВЕЛИКИМ ПОЭТАМ И ДОСТУП К ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ: то есть, вместо позиции соглядатая, экскурсанта, которому как бы с молоком матери, по ходу действий Истории и обстоятельств жизни позволено глазеть, почитывать судьбы, участи и произведения граждан Искусства, всего лишь на основании некоего «бесплатного билета» или всем разрешённого доступа – необходимо осознать, всем сердцем, всею оставшейся душою, что Искусство – это не территория досуга, не набор условных комнат и залов для культурной программы жизни обывателя (со стишками или без стишков), но дверь или окно – в высоту пропасти совершенно иного бытия, да, дверь открытая, окно распахнутое настежь, но только для тех, кто сформулировал для себя причину своего прикосновения к этому закооконому пространству этой манящей и пугающей бездной неведомого очарования. То есть, можно сколько угодно говорить себе и другим, например, «мне нравится Цветаева», или «я считаю гениальной поэзию Мандельштама», но прежде имён и фамилий, архи важно заслужить право на приобщение к бездне искусства. И право это под эгидой цветаевского напутствия: «Искусство (обретается) при свете совести». Иначе говоря, необходимо знать (для самого себя) с чем идёшь в пропасть Окна, что можешь отдать для продолжения, процветания, совершенствования этой «Бездны тайного очарования», что имеешь за душой такого, чего там ещё нет, или насколько ты нужен ТАМ? Если, например, пописываешь стишки, годами, не удосуживаясь признаться себе в собственной посредственности в сравнении с другими, с талантами, с великими, если не имеешь чётких представлений о поэзии, у тебя оценочный аппарат не идёт дальше примитивных ощущений улитки, ползущий на плоскости или если подбираешь искусство под себя, под свои смутные ощущения, если не являешься, толком, по совести говоря, ни читателем, ни писателем, то должен записать себе на лбу ответ вечности на запрос личности, честно, возможно, впервые в жизни: ОТКРЫТЫЕ НАСТЕЖЬ ДВЕРИ ИСКУССТВА НЕ ДЛЯ ТЕБЯ, там за гранью этих дверей, всё настолько тонко и многогранно, метаморфозно и парадоксально, что ты,такой(кая) какой(кая) ты есть сейчас, хоть всю жизнь глазей, хоть каждый божий день захаживай в Бездну, хоть на каждом углу кричи что тебе, допустим, нравится Цветаева и не нравится, скажем, Бродский, – грош цена будет всем твоим предпочтениям на коленке, и участником или гражданином Искусства как такового, пожизненно не станешь! Это закон жизни. И смерти. Условие перехода от обывательства, от околачивания вокруг да около Искусства к составу его создателей, сберегатей, граждан – чрезвычайно строгое и бескомпромиссное. А двери, да, двери открыты для всех и каждого. Но «каждый», не заметно для себя становясь «всяким», не имеет шансов даже на чуточку осознать куда и зачем он входит. Для большинства людей – Искусство это «открытые двери на выход», а не на вход.

Нет судьбы, кроме той, что мы выбираем.

Рубрика произведения: Поэзия -> Поэтические манифесты
Свидетельство о публикации: izba-2023-3620475
© 07.09.2023г. Вадим Шарыгин