У старых грехов длинные тени, цикл

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

Нет худшего грешника, чем юный святой.
      —  Афра Бен

Кто жил на свете без греха,
Тот - исключение из правил.
И у святых была мечта,
И юным каждый грех оставил. 

Зачем же Он поставил нам
Невыполнимую задачу?
Грешить и каяться устав,
Что остаётся нам, как сдача?

Итак, заветы нарушали,
Но, когда бил прощальный час,
За веру эту умирали -
На крест, в костёр за всех за нас


А те, кто жили без греха,
Бросали первыми в нас камень,
Кто прозой иль строфой стиха
Из искры вызывали пламень!




ДО ЗАПОВЕДЕЙ

“Нельзя” - это только для тех, кто спрашивает.
     - из Одессы


Никто ведь Еве не сказал,
Что изменять есть “неприлично”.
И слово то никто не знал,
Как и “морально” и “этично”.

Ну изменила. Понесла
И Каин был от Самаэля..
И от того его судьба,
И гены демона имели.

Что Каин Авеля убил
Когда-то в детстве проходили,
Убийством первым случай был
И это мы не позабыли. 

Случилось это до судей,
До адвокатов, прокуроров,
И до скрижалей. «Не убей» -
Никто не слышал разговоров.

На что запрета не дано,
Они не знали, что не надо.
Когда-то правило одно -
“Не ешь один лишь плод из сада”.

И потому всё то - не грех,
А грех и самый первородный
Запретный плод сожрать при всех,
На нас лежит, как всенародный.

Одно лишь правило! И то
Было нарушено мгновенно.
Но Бог умнее стал зато -
Скрижали выдал постепенно.

Мы продолжаем нарушать,
Тем более, что нам запретно.
И если, что нельзя нам,  знать -
То мы нарушим непременно.



ЗАПОВЕДИ

Жить в соответствии с христианскими заповедями невозможно, в соответствии с ними можно только умереть!
      - Андрей Синявский

Привита чуждая идея
Народам северных земель,
Та, что возникла в Иудее
Пророками других людей. 

Слова чужие для молитвы -
Довольно странное «аминь»,
Чужие имена, как бритва;
Чужих традиций глубь и ширь.  (1-10)

1. Что Бог один! А суеверия?
О леших, прочих домовых?
Святых добавим без сомнения,
Молись сколь хошь теперь на них.

2. Да не создай себе кумира!
Как без кумира?  Это да!
А как же “мудрый и любимый”,
Кто вечно жив в сердцах, умах?

3. Не вспоминай господне имя
Ни в суете, ни впопыхах!
Так ведь привыкли жить мы с ними  -
А не божиться - просто страх.

4. Субботу чтить и посвящать
Её молитве в имя Бога…
Но вам конечно лучше знать
Субботник, школа и работа.

5. Люби родителей всегда!
Ну это мы положим знаем.
Но почему вокруг тогда
Старушек нищих мы встречаем?

6. Как «не убий» вдруг уживётся
У викингов?  Не странно вам?
«Не укради»!  Над тем смеётся,
Что близко викингов сердцам. 

7. «Не изменяй» - вот это шутка
Смешна французам и теперь
Но постепенно, с скрипом, трудно
Идеи открывали дверь. 

8. А тут ещё: “Не укради!”
Ну явно Он не знал России.
Здесь пусть не нужно, выноси,
“КрымНаш!” недавно голосили.

9. «Люби врага» - ещё труднее,
«Подставь щеку» - казалось вздор
Не клевещи! Как в самом деле?
Пусть хоть о рае разговор. 

10. Не возжелай что не имеешь!
Так это же всего нужней.
И хоть лишь мыслью богатеешь,
Чтоу соседа, то милей!

Наверно хороша идея,
Коль в поколениях живёт...
И до сих пор благоговея
«Аминь» скрепляет мысли ход.


Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6.Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.




ГРЕШИЛИ ВСЕ МЫ ПОД ЛУНОЙ

Грехи других судить
Вы так усердно рветесь,
начните со своих и
до чужих не доберетесь.
        —  Уильям Шекспир

Грешили все мы под луной
И в мыслях, и в словах, в поступках.
Мы не справлялися с собой
На перепутьях жизни трудных.

Хоть ничего не изменить
И некого просить прощения,
Нас некому уже стыдить,
Но знаем мы и провидение. 

И душной иногда волной
Воспоминание накатит...
Хоть знаем - бог был не святой,
Один Потоп чего-то значит.

Опять, с Марией имел дело -
Она дитя, ещё подросток...  (1)
По "Кодексу" могли бы смело
Статью пришить и очень просто.

Вину свою мы признаём
И откупиться нет надежды.
Но жизнь свою мы так живём,
Чтобы загладить грех тот прежний.


(1) Мария родила Иисуса в 14-15 лет




ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
               -  Бенедикт Спиноза


И надо мной и над тобой,
Проклятием на всех -
Висит, как меч над головой
Тот “Первородный грех”.

"Запретный плод” -
Не столько он - “желание" его!
Дал наказание всем Бог -
“Брысь с рая моего!”

"Теперь вы смертны и теперь
Потомкам вашим всем
Закрыта будет рая дверь
При жизни насовсем!”

Да как же так? Ведь нам сказал
Пророк сам Иезекииль -
“Сын не в ответе за отца” -
Он с Богом говорил.

А тут далёкие пра-пра…
Виновны - сняли фрукт!
И где же тут моя вина?
Да я не знал тех двух!

Учтите - грех для христиан!
В исламе его нет.
И в Торе нет, читал я сам…
Как грех увидел свет?

Так вот, Блаженный Августин
Придумал всем его
В четвёртом веке.  Только с ним
Католикам везло.

Для православных тысяча лет
Прошла, пока они
Себе приняли этот грех,
А до того - ни-ни.

А до того - безгрешны все,
Хоть и не все святы.
А, впрочем, что в одном грехе,
Когда их просто - тьмы?

Тот грех никак не искупить,
Спасибо праотцам.
Так как же быть? Так как же жить?
Зачем тот плод был нам?



Первородный (прародительский) грех — христианский богословский термин, означающий первый грех, совершенный в Эдеме прародителями Адамом и Евой. В формальном понимании грех заключается в ослушании Божьей воли, нарушении запрета «от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).

Концепция «первородного греха» есть только в христианстве: ни в иудаизме, ни в исламе её нет.

Термин «первородный грех» (лат. peccatum originale или vitium originis) был предложен Блаженным Августином (354—430) в 396 году в трактате «О различных вопросах к Симплициану»

В православном богословии термин «первородный грех» стал закрепляться лишь с середины XVII века, после того как был использован в «Малом катехизисе патриарха Иосифа», 1649 года. Определение этого понятия, данное в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере», 1723 года



ГРЕХ СМЕРТНЫЙ

Я — кара Господня. Если вы не совершали смертельных грехов, Господь не пошлёт вам кару в лице меня!
            —  Чингисхан

Грех смертный есть и есть не смертный
Мне странно это разделение:
Предполагается  грех первый
Лишает вас души спасения.

Но если просишь покаяния,
Тогда прощен по полной мере.
Какое же это наказание?
И чем других грехов важнее?

У иудеев, христиан,
И мусульман конечно тоже
Грех смертный во главе угла
Того, что делать нам не гоже.

У греков эти же пороки
Бывали, вспомните Мидаса,
Нарцисса, как и гибель Трои,
И Зевса - бога ловеласа.

Чревоугодие, блуд и корысть,
А также зависть , гнев и леность
Все знаменателем сходились
На ней - гордыне непомерной. 

Высокомерность и зазнайство
Ее плоды, что дали всходы.
Занесся высоко - признайся,
На землю падать будет больно.

Понятие эгоизм известно
Когда: себя, себе, собою...
Когда занЯл чужое место
И приписал себе чужое. 
 
Гордиться можно, даже нужно
Тем что внутри, в твоей душе.
Не вынося ее наружу -
Грех изживешь ты тот в себе. 

Мы все грешны, так уж ведется.
По мне так есть грехи страшнее,
Не искупить попом иль ксендзом,
И никогда им нет прощения.




ГОРДЫНЯ

Неужели Бог забыл обо всем, что я для него сделал?
                - Людовик XIV

Гордыня - грех, один из смертных
И из грехов он самый сложный.
Все шесть других к ней - непомерной
Логически свести возможно.

Высокомерность и зазнайство
Ее плоды, что дали всходы.
Занесся высоко - признайся,
На землю падать будет больно.

И даже если сам добился
Себя все местно проставляешь
Ты этим просто  унизИлся
Но может этого не знаешь.

Гордишься, что знаком ты с теми
Известными, иль кто у власти.
Чужим заслугам нету места,
Лишь прославлять себя со страстью.

Есть те, кто с чувством превосходства
Шлёт яд собратьям по перу
Рецензией - мол "это плохо,
А я вот так ещё могу".

Снобизм - тот грех похуже многих
Известен Вам, известен мне.
Принадлежит тому - на троне
Собой возведенным себе.

Гордиться можно, даже нужно
Тем что внутри, в твоей душе.
Не вынося ее наружу -
Грех изживешь ты тот в себе. 




ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ

Наказание — это не судебный процесс, кончающийся приговором, а камень, брошенный вверх и падающий на голову того, кто его бросил.
          - А. Мень


Изобретение христиан -
Прощение после раскаяния,
Священник, как посредник дан,
Всё рассказать ему с признанием. 

А он назначит наказание -
Молитву, взнос или свечу,
И скажет: «не грешите далее,
А я от Бога всё прощу».

И успокоен грешник бывший -
Ведь спасена его душа,
Не сомневается, Всевышний
Считает - плата хороша.   

Но то что грех свершил - осталось.
И изменить ничто нельзя.
А покаяние - это малость,
Самообман.  Обман себя. 

И мафиози, и бандит,
Кто убивал лишь по приказу,
Пусть по ночам спокойно спит,
Но нет прощения им ни разу.

У иудеев и индусов
Расплата за грехи - закон.
И ни молением, ни искусом
Не искупить. Вся жизнь на кон. 

У грешника и поколений
Осталась карма иль судьба.
И Страшный Суд. В его решении
Расплата есть за все дела.   

Есть вещи, что простить не может
Ни поп, ни царь, ни даже Бог.
И если грешника стыд гложет,
И если всё наоборот. 



ОН ПЕРВЫМ СТАЛ ПРОЩАТЬ ГРЕХИ. 

Я всегда с подозрением отношусь к людям, которые каются в чужих грехах.
            —  Жан-Мари Ле Пен

Он был епископом известным
Писал он больше тысячи книг,
Его копировал прилежно
Огромный штат писцов штабных.

Со многом был он самым первым -
Он первым "Исповедь" писал
И первым он в вопросах веры
Прощать грехи виновным стал.

После баптизма Константина
Его труды и жизнь его
Католиков объединила
На все века урок дало.

С него пошли все мемуары,
И вера в личность у Творца,
Объединились христиане
Чтят протестанты, как отца. 

Да, человек и слаб и грешен,
Но Бог пример ему подал -
Он верой будет лишь утешен:
Покайся и тебя простят.

При нем пал Рим и был разграблен -
Слетел империи венец
Аларика, Аттилы банды -
Пришёл иллюзиям конец.


Амброзо - Августин - "исповедь", первая автобиография, современный индивидуализм, идеалы Платона - идеал и реальность, прощение грехов на исповеди. Тысячи книг и писем, стенографы и копировщики, проповеди много раз в неделю,
Рож. 17 лет после смерти Константина, в Алжире
410 Рим захвачен германцами. 



ПРОЩЕНИЕ

Ты, смотря, как свеча догорает,
Размышляешь наивно о том,
Что ещё это можно исправить
Покаянием или постом.
           - Александр Городницкий

Есть те религии, где можно
Постом, молитвой зачеркнуть
Грехи былые, чтобы ложно
Всем с облечением вздохнуть.

И, чем щедрее подаяние,
Тем легче им дорога в рай.
Религий тех одно призвание -
Лишь душу ты одну спасай.

Виновно тело в прегрешениях,
Ему болезнь, жизнь коротка.
Душа о нём всегда в волнении -
Ведь тело - дом её, пока.

Возможно всё, когда посредник
Отпустит прошлые грехи.
Но деньги, что берёт священник,
Зачем Всевышнему они?

Зачем пустые покаяния?
Иль - однодневной жертвой пост?
Когда весь год без сострадания,
И пир горой, и новый тост?

Да, мы ответственны за всё,
За каждый день и каждый час.
Пусть тело - для души жильё,
Виновны вместе каждый раз.

За всё ответ держаться должен,
Ведь Высший Суд не проведёшь -
Ни слово искупить не сможет,
Ни злато и не медный грош.





ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Очень скоро дурная привычка
Дорастет до большого греха.
Вор, укравший сегодня яичко,
Через день украдет петуха.
        —  Гамзат Цадаса

Несёт ответственность ли каждый
За свой поступок, за дела?
Встречал ханжей я с видом важным -
Их две теории, два зла.

В одной - у нас есть подсознание,
Его не знать нам никогда.
Оно ведёт нас по  желаниям
Как путеводная звезда.

И что заложено, то сбылось.
Не в силах изменить судьбу,
Мы от рождения до могилы
У подсознания в долгу.

И в том вина совсем не наша -
Взять подсознание под контроль
Увы, не может сделать каждый
Не сможет даже и второй. 

За что же винить? Мы все невинны!
Заложено всё так у нас.
Всё подсознание причина -
Психолога кормёжки час.

Второй подход - мы виноваты
Везде, во всём да и всегда
Так первородный грех когда-то
Испортил всем нам жизнь тогда.

И наша тёмная натура
Нет-нет и выглянет тайком:
Врага обнять, унизить друга -
Натуры нашей той дурдом.

Но может нас простить Всевышний
Если любовь ко всем привьём,
Мораль любовью заменивши,
Души прощение найдём.

Опять посредник очень нужен -
Грехи списать, душой спастись,
Есть тот, кто с вышей волей дружит -
"Твой кошелёк опять иль жизнь!"

Я не люблю, что зло прощают
За покаяние, за грош;
"Любовь к врагу..." да, это знаю,
Но тот подход мне не хорош.

Мне ближе чувство, что несём мы
Ответственность за каждый шаг,
За слово, действие и думы,
За добрый и недобрый взгляд.

И чтоб не выпросить прощения
За подлость, за разбой, погром,
Что разум наш, а не везение
Добром наполнить сможет дом.

И что моральный жизни кодекс
Есть обязателен для всех.
Для бедных и богатых тоже,
Чтоб ум ценился, как успех.



ПОКАЯНИЕ

В раскаянье своя закономерность: оно приходит с опозданием
в вечность.
       - Рэй Клуун

Болит, свербит моя душа,
сменяя страсти воздержанием:
невинность формой хороша,
а грех прекрасен содержанием.
-  Игорь Губерман

Известно чувство покаяния
Дано не всем и не всегда.
Себя не видим с расстояния
И оправдать хотим спеша.

Сошлёмся на приказ начальства,
Но то, что все, нету один,
На обстоятельства, случайность,
Так оправдать себя хотим.

Для христиан придуман метод
Души спасения своей.
Есть неудобства, всё же это
Даёт покой в тиши ночей.

Чистосердечное признание
И покаяния важны,
Чтоб так не поступали далее,
А не смывание вины.

Мне кажется идея кармы
Мир объясняет ваш и мой -
И камень к нам вернётся камнем,
Когда тюрьмой, когда сумой.



СТАРЫЕ ГРЕХИ

У старых грехов длинные тени.
        —  Агата Кристи

Бывают старые грехи,
В тебе сидящие занозой,
Забыты пусть и прощены,
Но совести твоей угрозой.

Как шрамы старые болят,
Напоминают в непогоду,
Напоминанием зудят,
Не утихая год от года.   

Ошибки были, как у всех,
Мог избежать, себя подставить.
Пусть пустяковый, всё же грех
Лежит на совести и давит. 

Нет предавал, не убивал,
Но промолчал, не поднял руку.
То есть «как все». Тогда не знал
Что буду помнить то, как муку. 

Никто не ставит мне в вину,
Ведь был, как все. Так было нужно.
Прошло полвека. Не прощу,
Что трусости служил я службу.

Никто не помнит, только ты
Себе простить грехи не можешь.
Их силуэт из темноты
Напомнит о себе и гложет. 



КАРМА

Не в силах нас ни смех, ни грех
свернуть с пути отважного,
Мы строим счастье сразу всех,
И нам плевать на каждого.
      - Игорь Губерман.

Известно это слово всем, -
Буквально “действие” означает.
Включая слово, мысли - тем
Закон Ньютона предвещая.

Любое действие и слово
Грозит последствием для нас,
Что третий есть Закон Ньютона -
Противодействие каждый раз.

В России это - “Что посеешь…”,
Здесь предсказуем результат.
Но у индусов всё сложнее -
Здесь мысль меняет результат.

Не важно, знаешь иль не знаешь;
Не важно веришь или нет -
Работу карма выполняет.
Учесть её - вот наш совет.

Мы пожинаем результаты
Былых семян, былых идей.
Что сеем мы сейчас - есть акты
Потом что будет, для детей.

Причина-следствие задержка
Мешает чётко проследить,
Что справедливости есть метка
На каждом, кто желает жить.

Всё, что мы делаем “сегодня”,
Увидит в “завтра” результат,
Иначе карма - просто сводня,
А жить тебе, как сможешь, брат.

Весь интеграл прошедшей жизни,
Всё, что подумал, совершил -
Ведёт к успеху или к тризне…
Закон для вас и для светил.

Бывает групповая карма,
Что над семьёй и над страной.
Причины в прошлом - как программа,
Но результат у вас лишь свой.

Всё неслучайно! В этом дело!
На всё есть кармы результат!
Индусы принимают смело,
Что заслужил, в чём виноват.

А как улучшить свою карму?
Творите добрые дела.
Свободный выбор, не казарма;
Поймите - в чём есть корень зла.


Карма  — «дело, действие, труд» — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.




ЭПИЛОГ

Ради чувства собственной невиновности, ради чувства своей правоты, люди врут сами себе и верят в собственную ложь.
        - В. Катаев

Суровый иудейский Бог -
Он правил миром чрез законы
Скрижали дал и дал каноны,
Чтоб каждый следовать им мог.

За преступление - наказание,
Награда, если ты святой.
Он море раздвигал рукой,
Давал приказы, указания.

Совсем иначе Олимпийцы
Вели себя. Те без морали
Всем миром греков управляли -
Интриги, дрязги и капризы. 

Им была лесть весьма приятна
И жертвы им лишь подавай,
Мы узнаём любимый край -
Цивилизация их понятна. 

Там все любимчиков имели,
Детей рождённых вне семьи -
Им место тёплое они
Готовили всем с колыбели. 

Прошли века. Что посмотри
Напоминает мир сегодня?
Правительство - большая сводня...
Скрижали - для кого они?
.