Комары вегетарианства

Баке Саханов
Проблема адвайтистов (Франклин-Мерелл-Вольф, Шанкара), богословов и многих философов в том, что порой они излишне категоризируют и абсолютизируют предельную реальность, подвергая обесцениванию все те слои, которые находятся между, так сказать, полюсами духовного мира.

А истина-то и невыражаема, и выражаема.

Представление Бога запредельным во всех отношениях — это правильно. Но также правильно и то, что он находится к тебе ближе, чем ты сам. И гораздо конкретнее, чем ты сам для себя.

У монаха Силуана Афонского вырвалось после 40 лет делания Иисусовой молитвы признание, что он только-только постиг, как её правильно творить. Не сразу даётся познание. Через отрицание много проходишь, через категорическое непринятие многого. Но через микро-озарения, внезапные интуиции вдруг прорываешься через непонятое ранее. И шестым чувством чуешь, где ложь и истина.

Одну истину я себе уяснил точно. Сердцем и разумом. Увлекся в конце 80-х кришнаизмом. И даже уже готов был вступить в ряды кришнаитов, уж столь красноречивый оратор выступал в Алматы, который мог на протяжении четырех часов удерживать внимание зрителей, собравшихся в огромном зале Дворца культуры АХБК. Его звали на индусский манер Ашу Тоша Дас. Наслушавшись нескольких таких лекций, пораженный богатейшей философской и религиозной эрудицией лектора, я уехал на каникулы домой, в Кокчетавскую область. Взял почитать книжки, Бхагават-гиту. Все лето не ел мясо, изучал Гиту, а мама изнывала от невозможности покормить сына домашней снедью, питательным бульончиком.

Но вот каникулы завершились, поехал я обратно в Алматы. И ранним утром, на верхней полке плацкартного вагона, перед самым прибытием, приснился мне странный сон (их потом было несколько). Стою я в очереди на посвящение в кришнаиты к Ашу Тоше Дасу. Он весь в белом, всем гуськом подходящим надевает кришнаитские четки  на шею, таким образом посвящая неофитов (их было много!) в кришнаиты.

Наконец, подходит моя очередь. И перед тем как принять четки, задаю вопрос: "А почему только кришнаиты правы-то? Только они в раю будут? А христиане? Мусульмане, атеисты и все добрые люди, которые жили во все прошедшие времена?"

Гуру ничего не ответил. Только его белейшие одежды вдруг стали серыми. И я проснулся. И сразу освободился от морока, в котором пребывал. И твердо уяснил себе истину: ни одна религия не обладает монополией на Истину. Это и сейчас для меня ясно как Божий день. Если бы собрались вместе Иисус, Будда, Пифагор, Платон, Мухаммед, Кришна, они бы хорошо повеселились, по-доброму прикалываясь над своими последователями.

Различия между религиями точно такие же, как между слухом и зрением, между обонянием и тактильными ощущениями. Естественно, что они непреодолимы. Их и не нужно преодолевать, эти различия. Эти различия дополняют друг друга, рождая понимание целостного, единого Бога.

В религиях присутствует разная окраска понимания природы добра и зла. Глаза, уши, нос — по-разному передают восприятие действительности. Так и религии по-разному передают информацию про добро и зло. Но суть одна и она едина.

Христианам логика буддизма или индуизма может показаться нелогичной. Но это не означает, что этой логики нет.

Просто два разных общества, два разных типа людей. Западный и восточный типы. Люди западного типа более склонны к рационализированию, к культу разума, рацио. У них чувства и ощущения притупляются, покрываются, так сказать, коростой. Поэтому для их духовного пробуждения им нужен был подход, который продемонстрирует красоту и преображающую силу веры, чувства, намерения.

Люди восточного типа склонны культивировать чувство, принижать разум. Им нужно было нечто противоположное, поэтому тот же Будда вынужден был демонстрировать механизмы логики, показывая внутреннюю суть преходящих явлений, он демонстрировал им совершенное зеркало ума, чтобы зажечь огонь интеллектуальной мудрости.

Многое зависит от ситуации. Иисус, Будда, Кришна, Мухаммед — действовали по обстоятельствам, безошибочно, точно и эффективно, максимально используя свой опыт жизни, профессиональные навыки и великолепное практическое знание тех социальных слоев населения, к кому обращались.

К чему это я? Просто, пока климат в стране резко-континентальный, то есть, морозы до 50 градусов и ветра сильнейшие, бураны степные, никакой речи быть не может о вегетарианстве.

Веганство могут позволить обычно субтильные горожане, не занимающиеся физическим трудом. И то, сразу обнаруживаются проблемы с организмом, который начинает испытывать недостаток в целом ряде химических элементов, которые есть только в мясе.

Т. е., если хочешь выжить в нашем Казахстане, то изволь кушать мясо. Бананами сыт не будешь. И здоров не будешь.

Плюс есть еще такая вещь как генетика, культурно-исторические традиции народа, которые порой гораздо важнее, духовно важнее, чем вегетарианство.

Да, есть ещё научные наработки с искусственным мясом, но пока там до совершенства далеко.

Нормально питаться должен взрослый мужик, а не ерундой всякой. Есть мясо не грех, пока в этом есть необходимость объективная.

Вот рай настанет на земле, тогда никто не будет есть друг друга. Даже комары будут здороваться при встрече!

08.01.2023, Астана