не два

Алексей Калайда
Все-таки, что же это такое вокруг - все, что я вижу и чувствую, в чем пребываю с момента осознания себя и с чем взаимодействую ежесекундно?

С физической вселенной, с мультиверсом нам еще долго разбираться - он невероятно сложен, безумно интересен, и природа его (пока) не ясна. Я даже не хочу углубляться в  вопрос познаваем ли он в принципе.
Предположим, познаваем. Предположим, нам когда-то удастся свести воедино и согласовать все наши знания о мире вещей, в широком смысле, и понять как он устроен. Думаю, рано, или поздно с физикой будет покончено, и она из области интригующего и таинственного не познанного перейдет в разряд скучного знания из отдела «история науки».
С жизнью, как феноменом, будет сложнее. Но я верю, что если мы, как вид, просуществуем еще хотя бы пару тысяч лет - сможем разобраться и с этим феноменом.

И что? Это даст понимание что все это такое? Отнюдь.
Ведь главный вопрос не «как оно устроено?», и даже не «зачем существует?».
Главный вопрос, от которого у меня мурашки по коже, это -
«что значит  - он существует?». Существование, или присутствие - это что вообще?
И тут я уже не веду речь о мире феноменов. Если поднять абстракцию до метафизики, в область ноумена, то кажется даже там вопрос о существовании/несуществовании не снимается.
«Есть» - это такое емкое и такое таинственное слово, квинтэссенция парадоксальности, вызывающее почти мистический ( нет, не ужас) восторг!

Короткое отступление к глаголу «быть».
Можно быть, но не жить, это очевидно - материальный мир почти целиком состоит из вещей, которые отвечают этому положению.
Бытие, конечно, включает в себя жизнь, но совершенно в ней не нуждается.
И более того, оно не требует овеществления, хотя может представать в вещественной форме; не является информацией и не нуждается в ней. Бытие вообще не привязано к материальному миру, совершенно им не затронуто.
Бытие это константа, тогда как мультиверс — лишь переменные, которые возникают спорадически, и в общем совершенно не обязательны.
Такие тонкие субстанции, как, например, вероятность, потенциал, формула, число - хорошо иллюстрируют полную отстраненность бытия от материи, потому что их присутствие бесспорно имеется, но в совершенно идеальном качестве.

Бытие просто есть, и спрашивать «а что же именно есть?» — бессмысленно, потому что есть именно само оно, вот это самое ЕСТЬ.
Потому, что ВСЁ существует, присутствует, бытийствует ровно так же, как НИЧТО. У «ничего» статус может и пониже, чем у «всего», но в каком-то смысле они равноправны — они оба существуют. «Ничто» — один из статусов бытия, такой же, как статус «всё».

Существование неоспоримо. Этот факт очень просто установить, обратив внимание хотя бы на собственное существование.
Отбросим на время даже вопрос о том, что есть «я», и есть ли у него множественное число.
«Лично меня» ( да простится мне эта фраза) сильно волнует, если не сказать торкает сам факт присутствия.
Это же — ууух! Настолько грандиозно, что ум не может вместить в себя всю глубину открытия, и, либо пугается, либо застывает в восторженном ступоре.
Совершенно очевидно,  что
«есть» и «Я» (в высшем смысле, только в нем, потому и с заглавной буквы) тождественны.
И в неоспоримой максиме :
«Сознание — это всё, что есть» - последнее, казалось бы не главное, и такое техническое слово, скромно намекает на это тождество.