Составные рифмы

Владимир Евангулов
Данная статья не является обзором работ на прошедшем конкурсе (СКП) Сетевого Клуба Поэтов "Составные рифмы" http://stihi.ru/2023/08/22/4455 ,  хотя примеры из него будут приводиться. Давно хотелось обобщить свой взгляд на применение составных рифм поэтами Серебряного века и советскими поэтами более позднего периода. И привести образцы своего творчества. Не претендую на какую-либо теоретическую разработку, а свои возможные ошибочные суждения готов пересмотреть на основе аргументов.
Прежде всего начну со спорного вопроса, возникшего в процессе голосования на конкурсе, касающегося составных рифм с мужским окончанием. К сожалению, нигде не находил ранее в теоретической литературе и в интернете анализ хотя бы таких рифм у В. Маяковского. И можно ли их называть составными? Поэтому исходил из общего значения составной рифмы, где основное внимание обращал на требования - звукового сочетания составных частей в доударной и послеударной частях. В мужских рифмах имеется только доударная часть. Но если она очень близка по звуку, то такую рифму, думаю, можно признать составной ( например: "иметь - и медь", к весне б - НЭП" у В. Маяковского, "Яки, Ан -океан", "и Пьер и Жан - парижан", "губы сжал - в тайгу сбежал" у В. Высоцкого, "в одной из драк - но дурак" у Л. Филатова, "да зря - друзья" у Б. Ахмадулиной, "вам луна - валуна"из конкурса СКП, автор Фадей Максимов, и "лото - а то" автор Валерия Салтанова из этого же конкурса.
Упомяну, к слову, и мужскую рифму в песне Л.Филатова " Полицай":

"Горько плачет полицай, кулачище в пол-лица,
- Не таи обиды, Верка, на папаню-подлеца"

которая вспомнилась, когда читал работу на СКП автора Евгении Белто, где она рифмовала имя Верка, но с другими окончаниями.
Есть ещё одна особенность с мужской рифмой - когда одна из рифм чисто мужская, а вторая имеет как бы дактилическое окончание:

Да, был грешок... Такое было время...
И Сталин виноват, чего уж там!..
Да, многих жаль... И жаль того еврея,
Который оказался Мандельштам...
Л. Филатов "Пенсионеры"

Фраза "Чего уж там" по смыслу и интонации имеет ударение на "го", но за счёт хорошего сочетания предударной части ( ж там - штам) эти разноударные рифмы смотрятся гармонично. Похожая ситуация с такого рода рифмами возникла на конкурсе СКП ( автор Юрий Башара): " Фрак на нём - королём". Но отличие всё же есть.
Да, как отметила ведущая в звуке ( каралём - фрак на нём) созвучие есть, но я бы не назвал такую рифму составной, а только глубокой. В данном случае опорная согласная "л" заменена на другую сонорную мягкую согласную "н", но отдалило созвучие в доударной части ещё на одну согласную "н" - причём, твёрдую в слове "на".Может быть, ещё для примера такое созвучие "Красный клён - королём или окрылён". Явно вклинились две согласные "сн" между "ра" и "лён", которые гасят созвучие. Опять о Мандельштаме. У Беллы Ахмадулиной есть рифма "мы дышали - Мандельштаме" ( "Описание обеда"). Её можно назвать составной: опорная согласная "ш" ярко выражена даже при отсутствии "т" и подкреплено в предударной части согласными "м" и "д".
Есть ещё одна конкурсная рифма: "фонари - на три" ( автор Вася Курочкин). Она больше похожа на разновидность составной рифмы - разнословную. Но возникают сомнения о хорошей сочетаемости при добавлении твёрдой буквы "т" к мягкой букве "р". В интернете не нашёл информации об этом. Может быть, кто-то из филологов подскажет - в каком разделе фонетики об этом можно узнать.
Отмечу и рифмы " теребя - тебя" и "потеплей - о тебе"(автор Лёля Строптивая ). Скорее всего, такие рифмы являются глубокими по близости сочетаемых согласных, и в них нет частей ( например 2 части в составной рифме "теребя - тех ребят").

Теперь о составных рифмах с женскими.окончаниями.
Такие рифмы деляться на 2 типа:
1). С применением в составной части местоимений, предлогов, частиц, глаголов, наречий, существительных, прилагательных ( "нет ли - стебли, что же - негоже, хитёр пусть - корпус, грипп ли - охрипли" у В. Высоцкого, " убить их - событьях, соловьями - в яме" у И. Северянина, "гимном - каким он" у Р. Рождественского, "Катаракты - дурак ты" у Л.Филатова.
На конкурсе СКП встречаются такие рифмы: "контакта - так-то" автор Валерия Салтанова, "заштопан - ни за что там", (хотя такого устойчивого выражения нет и оно кажется искусственным), "о чём ты - девчонки" автор Вера Дорди( к слову - у Р.Рождественского "Баллада о зенитчицах" и у Б. Ахмадулиной "Заклинание" встречаются почти одинаковые рифмы к "девчонкам"), "покорно - поп-корна" автор Елена Биронт, "готовит ужин - к тому же" автор Айк Лалунц, "она мне - анамнез" автор Речная Нимфа ( не считаю это составной рифмой: хоть части есть, но созвучие портит свистящая "з" Лучше бы заменить на возможные или похожие "на камне,"или "орнамент"), "согреть их - светел" автор Вася Курочкин - если даже и признать такую рифму составной, то они будут слабыми из-за явного резкого несозвучия предударных частей - "гр" и "св".
2). При наличии части рифмуемого слова или буквы  в другом слове ( разнословные рифмы) : "не оплошай бык - шайбы" (шай бык) " у В. Высоцкого, "нахмурив брови - вровень" (в брови) у Р. Родественского,

Составные рифмы с дактилическим окончанием.

Самые интересные, сложные, но красивые рифмы, если получается гармонично применить их в творчестве. И до поэтов Серебряного века рифмы с дактилическим окончанием были в народном творчестве: былинах, сказаниях, песнях. Но именно в начале XX века многие поэты стали применять такие рифмы. В. Маяковский, И. Северянин, С.Есенин, П.Васильев, В. Брюсов. Не все рифмы были составными. И не в каждом жанре использовались. И более позднее поколение поэтов продолжило их путь. В. Высоцкий, Л. Филатов, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов и др.
"Цезаря - на детском лице заря" у В. Маяковского, "напиться им - копытцами", "повиты - по ветру" у П. Васильева, "бесстебельны - в небе льны",ландыши - полян дыши, лиан дыши", " неразгаданном - не надо нам", "муаровом - пара вам" у И. Северянина, "пора моя - многохрамая", " благолепье вам - Отрепьевым"у М. Волошина.
"В венце зарю - Цезарю", "в Тамаре ум - аквариум", "помолчала бы - жалобы", "ежли вы - вежливо" у В. Высоцкого, "вино из одуванчиков - не вам чета" ( и в этой же работе на эту рифму - глубокие рифмы: заманчиво, обманщиком и на другую рифму - "очередь" - попотчевать, хлопочете) у Л.Филатова, " мучилище - твои лещи", "конопляную - над поляною" у А. Тарковского, "стане я - мерцание", "из мрака я - звякая", "поближе-ка - рыжиков" у Н. Рубцова.
Эти рифмы также, как и женские, могут быть и разнословными: "позови меня - вот именно - выменял - по имени" у И. Сельвинского, "колокол - глубоко колол" у И. Северянина, "пока никак - органика", "психика - мерси пока", "об двери лбы - не поверил бы" у В. Высоцкого
Есть ещё разновидности дактилических рифм - неравносложные "-высыпАлась - высокопарность" у Б. Ахмадулиной, "поэта лошади - положите" у И. Северянина, и разноударные - "ничьи - по-разбойничьи", " вдребезги - ни зги",  "хлюпают - слепцы поют"у М. Волошина. Единственным примером на конкурсе может служить рифма " Верка: "Лен - в зеркале" автор Евгения Белто.

Учитывая, что конкурс на СКП был техническим (применение составных рифм без каких-либо ограничений), то прежде всего оценивал этот фактор при условии логического художественного построения поэтической речи. Более подробно по каждой работе:
1. Михаил Эндин "Полюса"
На составные рифмы претендуют "не споря с ними мы" - пингвинами" и "полушария" - едва ли я. Первая - подходит, а со второй - есть вопросы по созвучию предударной части, где "дв" явно не сочетается с "ш".
2. Дмитрий Мальянц "Человек идёт"
"Тощего - дождь ещё", "сапожищами - ищет он", "севера - с клевером". В последней строфе нарушен метр первой строки : ударение получается "чуднаЯ". При исправлении его можно попробовать сделать составную рифму (необязательный пример - золотит игра - уйти за грань).
3. Ариша Сергеева "ПроТаллины"
Не вызывают сомнений составные рифмы: "лазейки я - ротозейкою", "стали...но - к Таллину", все остальные рифмы отношу к глубоким.
4. Евгений Багрянцев "Ключи"
Неплохие составные рифмы: "в союзе с ним - заюзанным", "крича ему - ключами му" с переносом на следующую строку.
5. Владимир Николаевич Тюрин "Гляжу в твои глаза". Составных рифм не заметил.
6. Ида Лабен "Офелия" Единственная рифма "Сорвалась ли - властью", которую можно попробовать признать составной, немного не дотянула до неё. Конечно, идеальный вариант "сорвалась ли - в масле", но и "сорвалась ты - властью " близка к составной.
7. Валерия Салтанова "Жизнь моя неслась по вехам..."
Признаю только две составные рифмы: "лото - а то", и "контакта - так-то" ( хотя "так-то" и не является концевой").
8. Фадей Максимов "Молю тя"
"вам луна - валуна", "горе ли - Григория"
9. Вера Дорди "О чём ты"
"даты - куда ты", " ну да - ерунда", "заштопан - за что там", " о чём ты - девчонки", " во имя - своими".
10. Юрий Рехтер " Дьявол носит Prada"
"Адама - пруда нам"
11. Ульяна Валерьевна "Горькое"
С большим сомнением отнёсся к рифмам "вспоминать - и ценна", "вроде нет - темнеть".Скорее всего это не составные рифмы.
12. Ирина Полюшко "Тополю"
"головы - гол, увы", "оденется - паденья царь"
13. Валентина Паевская "Сердце клоуна"
"Дверью ли - верили", "попроще бы - поприще". Жаль, что слово "клоун", такое удобное для составной рифмы, так в них и не попало.
14. Владимир Осипёнок "Времена года"
"надо ей - ладное" ( слова "вскладчину" и "воистину"пишутся слитно).
15. Елена Биронт "Вчера"
"рисовали - едва ли", "свинцом - с винцом"(в примерах, касающихся каламбурных рифм, данная рифма является хоть и составной, но банальной),  "Брюс Ли - проросли", "покорно - поп-корна".
16.Евгения Белто "Разбитое зеркало"
"Верка, Лен - зеркале", "хихикали - трусиха ли", "исковеркана - только Верки нет"
17. Моё " На взгорке жизни"
"Могли бы мы  - незыблемо", "Сросшимся - открывала(сь рощицам)", "Забрезжила - за стрежину"
18. Нина Баландина "Чем дольше свет"
"но веских - занавески", "впотьмах - перелётных птах"
19. Алексей Бекорюков "Случай у проруби"
"проруби - ведро с глуби", "печь в дыму - по-человечьему", "на воле я - монополия", "окутаю - тоску твою", "на хвосте она - доброте: до дна", "зубастая - и баста я",
"по адресу - права трясу", "на хвостике - ось в пике".
20. Юрий Башара "Янтарный звук органа"
"Королём - фрак на нём"- уже высказывал свою точку зрения ранее.
21. Жиль Де Брюн " На чёрный день"
"Мыжвыпилиж - на дыбе лишь", "академии - поглядели и", "Лизавету я - присоветовал". Указанные составные рифмы для такой длинной строки являются внутренними и немного снижают ценность концевых рифм. Могла бы получиться ещё одна - "Пока мы маялись - апокалипсис".
22. Лёля Строптивая "С утра опять зима"
Уже отмечал, что рифмы: "Потеплей - о тебе", и " теребя - тебя" не являются составными.
23. Алла Ром "Одиночества нет"
"небо - мне бы" давно считается банальной.
24. Екатерина Чаусова "Арахнофобия"
Жаль, не увидел составных рифм.
25. Айк Лалунц "Цинандали"
"готовит ужин - к тому же", "едва ли - цинандали".
26. Речная Нимфа "Мотыльки"
"анамнез - она мне" - как-то неудачно вклинивается буква "з" и нарушает созвучие.
27. Надежда Новицкая 2 "голубое и жёлтое"
Не нашёл составных рифм.
28. Галиаскарова Елена "Песочный человек"
Тоже, к сожалению не увидел составных рифм.
29. Вася Курочкин "Тот зимний день"
"согреть их - светел", " фонари - на три" - на мой взгляд не являются составными рифмами.

Учитывая, что авторы выбирали произведения из своего багажа, основываясь на определённых знаниях по составным рифмам ( которые не всегда твёрдые), получилось, что ряд авторов принимают глубокие рифмы за составные, а некоторые не признают такие рифмы в мужском окончании. Не хочу сказать, что хорошо знаю эту тему ( специального литературного образования у меня нет), но на практике я применял часто и глубокие, и составные рифмы и всегда стремился при случае приобрести знания по этому вопросу.
Некоторые моменты, связанные с применением составных рифм, хотелось бы отметить на рассматриваемых работах авторов конкурса.
У автора Михаила Эндина первая же составная рифма показалась искусственной из-за применения сложной конструкции строк, использовав лишние слова:
"Живём на разных полюсах,
не споря с ними мы".
Спорить с полюсами - звучит неестественно. Может быть лучше бы  применить окончание - с собой не спорим мы. Тогда могут быть, например рифмы: скорыми,истории или похожие. На замечания о слипании не обращал бы внимания.  Во второй рифме: полушария - едва ли я - ситуация ещё хуже. Конструкция подгонялась под эту рифму с учётом порядка строк - и получилась невообразимая строка с корявым смыслом:
"...но и ты не раз
осенней полночью
увидишь вряд ли мой Пегас
и звёздность прочую"
В данном случае слова "не раз" лишние, так как искажают  и делают смысл абсурдным.
Не получилось увидеть красивые дактилические окончания для составных рифм у автора Валерии Салтановой, с которой советовался ранее по своему другому произведению перед конкурсом на Маллар Ме по составным рифмам ( приведу свои варианты ниже).
Ещё один заметный вариант подгонки текста под составную рифму у автора Юрия Рехтера. Ради рифмы "Адама - из пруда нам" пришлось даже поменять поговорку и "вынуть рыбку из пруда нам". Добавить "нам"(похоже у М. Эндина) и вставить для ритма "вынуть", что напомнило мне детскую считалку моего времени: "Вышел месяц из тумана - вынул ножик из кармана".
Есть смысловые шероховатости и в работе Ирины Полюшко.
Из исследований творчества В. Высоцкого и его современников выяснил, что составные рифмы он использовал в произведениях с юмором и иронией, в сказках, балладах, в эпических и философских  произведениях.  В других жанрах применялись другие рифмы. Поэтому в некоторых произведениях на конкурсе и не нужны были такие составные рифмы, а те, что применяли - только мешали общему стилю и лёгкости восприятия.

Приведу примеры из своего творчества. На одном из конкурсов по составным рифмам  было вот это произведение: Отклик 2 http://stihi.ru/2023/05/21/3104  После конкурса на основе замечаний по тексту кое-что изменил. Условия конкурса были жёстко ограничены по концевым рифмам и такой вариант мне менее понравился, чем использование составной рифмы внутри строки. Основной вариант вместе с первой частью: Отклики 2 http://stihi.ru/2023/06/25/6473
Небольшую часть других составных рифм приведу в упрощённом виде:
в бальзаме трав - гекзаметра, не резок стих - дерзостных, вьюге крон - флюгером, повинуясь ты - по юности, пора была - параболам, черностопицы - гнездо птенцы, гостеприимней - прости мне, сизых улиц - изогнулись, незыблемой - войны клеймо, иссушенных - близкой суженой, красна девица - ждёт-надеется, лилии озёрные - иллюзорные, торопиться мне - пехотинцами, несказанно-оранжевый - завораживал , грустноокая - гулкий колокол, кодекс бездны - подъездный, косохлёста пыльца - выплёскивается, фламинговый цвет - подмигивает.
Субъективное художественное воприятие  произведений авторов выразил своим выбором с учётом технического исполнения составных рифм.
В будущем, надеюсь, написать статью о применяемых составных рифмах авторами Стихи.ру.