Экзамен

Мирка Иванович
Солнечным июльским утром специалист первой категории Плотников лежал возле открытого окна на диване с головной болью и жаром, подхватив ковид. Рядом лежал его телефон и также находился в перегретом состоянии от следующих один за одним звонков коллег. Было десять часов, когда двадцать седьмой по счёту позвонила секретарь главного Широкова с вопросом, почему Плотников не подключился к онлайн-обучению Ростехнадзора по случаю принятия новых стандартов безопасности.

- Я болен, у меня голова раскалывается, - объяснил Плотников.

- Дима! Обучение проходит сейчас и другого не будет. Нам лицензию не дадут. Срочно подключитесь! Всего два человека в сети из сорока шести по списку присутствуют.

- Так почему остальных нет? Явно же не во мне проблема.

- Дима! Подключайтесь! Остальным тоже сейчас сообщу.

Плотников, придя в организацию сразу после института, проработал без перерыва двенадцать лет и за это время стал важным узлом в тесно переплетённой сети рабочих отношений. Не занимая высокой должности, он, не смотря на свой ещё молодой возраст, являлся инициатором и вдохновителем ряда направлений и важным ядром коллектива. Будучи у всех на виду, благодаря своей активности и работоспособности, он скоро стал широко известен в организации так что все знали, чем он занимается. Многие близко сходились с ним и поэтому так и звали его Димой, даже в разговоре между собой не употребляя фамилию.

Плотников поднялся с дивана, почувствовав резкую боль, будто одновременно и снаружи, и изнутри что-то механическое разрывало голову, достал из шкафа рабочий ноутбук и подключился к презентации. Количество участников достигло пяти человек. Лектор монотонным тихим голосом рассуждал на отвлечённые темы, периодически возвращаясь к основной нити повествования, которая, однако, не совпадала с темой лекции. Принятие новых стандартов происходило в спешке и сами контролирующие органы не успели изучить материалы и сформировать обучающие программы. Плотников поставил ноутбук рядом на диван убавил звук до того уровня, когда ещё различался голос лектора, но можно было одновременно игнорировать его речь, как шум. Участие в обучение позволило ему придумать отговорку для своей совести, чтобы не отвечать на звонки. На экране слайды медленно сменяли друг друга, периодически преподаватель интересовался, всё ли понятно и нет ли вопросов и, не получив, ответов продолжал повествование.

Через несколько часов лекции предстояло сдать экзамен по прослушанному материалу.  Пандемия, официально объявленная в те дни, изменила жизнь многих организаций. Коснулось это в том числе контролирующих органов. Если раньше сдача экзамена могла происходить только очно, то новые реалии утвердили процедуру исключительно онлайн. Поставив ноутбук на колени, загрузив тест и поисковую страницу в браузере, Плотников оценил выделяемое на экзамен время, прикинул количество минут, приходящееся на каждый вопрос, и нажал кнопку старта. Большинство ответов были очевидны, но тем не менее на всякий случай Плотников сверял их с текстами нормативных документов. Отправив последний ответ и сэкономив половину времени, он получил результат девятнадцать правильных ответов из двадцати при необходимых восемнадцати. Раньше такой результат вряд ли мог бы удовлетворить Плотникова, он и сейчас не верил в возможность своей ошибки, но усталость и болезнь не позволяли придираться к подобным мелочам. Экзамен сдан, и можно теперь выключить ноутбук, поставить его рядом и откинуться на подушку с закрытыми глазами. Прошло не более двух минут, как позвонил начальник отдела.

- Дима! Привет! Не вовремя ты заболел. Дел невпроворот, а тебя нет. Сидим тут доделываем. Как себя чувствуешь?

- Здравствуйте! Плохо, голова болит и горло. Вы о чём Николай Степанович? Что надо доделать?

- А то ты не знаешь… Проект надо отправлять Заказчику.

- Так документация готова, заявки на копирование запущены, сопроводительное письмо у вас на подписи.

- Всё так, только копий нет, штампы не проставлены, курьер не заказан. Ладно, разберёмся. Мне тут звонили, ругались… Ты вот что скажи, ты обучение прошёл?

- Прошёл.

- Экзамен когда собираешься сдавать?

- Только что сдал. Девятнадцать из двадцати.

- Слушай, как хорошо. Помоги тогда и мне, пока я тут твою работу доделываю, а то у меня с логином какая-то проблема, не войти никак.

- Николай Степанович! Ну если у вас с логином проблема, то и я не смогу подключиться.

- Сможешь, я тебе сейчас скину сообщением. Давай! Привет!

Как не болела голова, а отказать начальнику было невозможно. Это был не просто начальник, но и старший товарищ, во многом помогавший подчинённым не только в профессиональном плане, но и в личных вопросах. Телефон заурчал, оповещая о получении данных для входа. Плотников поставил ноутбук на колени и нажал кнопку включения. Вопросы повторялись, так что сдать экзамен ещё раз оказалось делом не сложным. Ответив правильно на все вопросы, Плотников сфотографировал результаты и отправил подтверждение начальнику, после чего опять выключил компьютер и закрыл глаза. Но не прошло и минуты, как снова раздался сигнал, на это раз звонил главный.

- Здравствуй, Дмитрий! У меня к тебе просьба. Я на конференции сейчас, а до вечера требуется какое-то там тестирование закончить, не успею. Позвони Лене, возьми у неё пароли, сделай, пожалуйста!

- Борис Борисович!  Ну не могу же я за всю организацию сдавать эти экзамены. Пусть ещё кто-нибудь сделает это. Не один же я в конторе.

- А за кого ты сдавал? - спросил после некоторой паузы главный.

- Да неважно, Борис Борисович! – замялся Плотников.

- Ладно, я тебе понял, - сказал главный и повесил трубку.

Испытывая некоторую досаду за то, что отказал руководителю, но при этом утешая себя мыслью, что поступил правильно, Плотников положил телефон рядом и встал, чтобы пойти на кухню налить себе горячего чая. Но не успел он дойти до конца комнаты, как снова позвонили.

- Дима! Ну ты чего наделал? – спросил начальник.

- Что случилось, Николай Степанович?

- Ну ты хоть одну ошибочку бы сделал, так же не бывает.

Плотников улыбнулся, представляя выражение лица начальника и его блестящие довольные глаза.

- Ну вот, значит, бывает.

- Ладно, спасибо, дорогой. Будем дальше твои косяки исправлять. Выздоравливай!

Плотников сел на край дивана и, всё ещё улыбаясь, уставился в пол, не находя в себе сил совершить какой-либо поступок. Не хотелось двигаться, но и отдыхать тоже не получалось. Он нажал на кнопку отключения телефона и бросил его на стол. Затем сходил за чаем и отыскал канал, где транслировали старую советскую комедию. Включив вечером телефон, чтобы поговорить с родными, он получил сообщение о непринятых девятнадцати звонках, а выздоровев и придя на работу через неделю ему ещё предстояло сдать экзамены за руководителя организации и его заместителя.