Литературные практики с 18 по 24 сентября

Психоделика Или Три Де Поэзия
.





Третья неделя литературных практик, о ней расскажу с ностальгическими нотками воспоминаний, она проявила тоненькую тропку из далекого прошлого в настоящее и собралась в очень показательную историю. Но о всем по порядку.


БАХРАМСКИЙ МАНУСКРИПТ
(поэзия Персии, Ближнего Востока и Средней Азии, 14-ти стишия в восточном стиле):

I Нефритовый свиток (1 - 40) http://stihi.ru/2023/09/04/750
II Золотой свиток (41 - 80) http://stihi.ru/2023/09/09/1270
III Сапфировый свиток (81 - 120) http://stihi.ru/2023/09/12/4757
IV Рубиновый свиток (121 -... ) http://stihi.ru/2023/09/21/1753

-----------------
Здесь работа идет в спокойном режиме. Просьба к авторам активно взявшихся за словесный сонет, немного  от него отойти, временно переключиться и написать один/максимум два сонета в восточном стиле, просто почувствовать Восток через новый опыт (минимальных форм).




А я начинаю свой рассказ…

Эта история началась осенью 1988 года, в Москве, на Ореховом бульваре в квартире Ирины и Владислава Отрошенко, на которой иногда собирались писатели, художники, творческие люди. Владислав уже печатался в разных журналах и, на тот момент, у него вышло две книги в твердых переплетах и третья совсем тонюсенькая  «Пасхальные хокку», помню как он их цитировал и говорил о том, что конечно это не хокку, а стилизации, что они более похожи на верлибр, что и название и темы миниатюр не случайные, пасхальные (!) как хокку могут быть пасхальными…


Владислав ОТРОШЕНКО

фуфайка
отменная,
штаны
хоть
куда!..
«подайте
заради
Христа!»
«подайте
заради
Христа!»  – 
горланит
кладбищенский
сторож.

В том мире встреч самыми молодыми были Максим и Матвей (сыновья Отрошенко) и я с женой… Все остальные были посолидней и художник Леонид Тишков, и Шишкин… и… этот мир подарил встречу с Дмитрием Пэном. Владислав был родом с Новочеркасска и заканчивал Ростовский государственный университет, поэтому много друзей и знакомых было из тех мест.

Дмитрий ПЭН

сумерки.
пригородный
автобус.
утомлённые
осенью
лица.
не
узнают
они,
кто
из
них
кому
снится.

***
где
осенних
пристанище
листьев?
на
исходе
февраль.
но
всё
гонит
и
гонит 
их
ветер.
Не сложно почувствовать, услышать осеннюю грусть бамбуковых дудочек кокинвакасю:

НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР

настает
осень
и
горы
оглашаются
криками
оленя –
но
разве
ему
уступлю
один
коротая
ночь


Император ТЭНДЗИ (627-671)

под
циновками
прячутся
крестьяне
от
осенних
дождей.
вот
и
мои
рукава
от
росы
промокают.


В творчестве нет большой разницы странствующий ты монах (чье имя забыто, но стихи сохранились) или император… Семья Дмитрия древнего рода из Китая, Владислав называл его непременно императором ростовской области краснодарского и ставропольского краев…  Стать «своим» со своей «птицей» в этом кругу… а почему бы и нет…

птица
взлетает
всё
выше
и
выше
всё
больше
и
больше
тень
тень
всё
прозрачней
(1988)

Но преломленные культуры других народов и стран в русской, бережный перенос их на нашу землю, этот многовековой опыт смешения и возрождения в нас, в новых смыслах и чувствах величия и красоты мира… Может быть поэтому наша азбука читается:

живите
землею
она
кормилица
наша
и
как
мы
люди
мыслим
таков
и
наш
мир

и славянские обереги на бересте читаются:

ложусь
спать
по
окошкам,
по
дверям,
по
отдушинам
ставлю
лес
от
земли
до
небес

Я умышленно располагаю все тексты по принципу одна строка – одно (слово/часть речи), почему именно так, объясню чуть позже. В 90-е годы, начале 2000-х произошел (на мой взгляд) рассвет русского свободного стиха (верлибра). Здесь я бы выделил огромнейший вклад в этот жанр Карена Джангирова и составленную им антологию Русского верлибра. В этой части для нас (участников литературных практик) важно его особое, бережное  отношение к миниатюрам, написанным в этом жанре. Не поленился собрал две подборки:

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ (Авторы: Карен Джангиров, Владимир Бурич, Владимир Нежданов, Марина Орлова, Александр Пак, Михаил Орлов, Алексей Ольгин, Арво Метс) http://stihi.ru/2023/09/24/4104

ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ОСЕНИ (Авторы: Бажен, Сергей Шаталов, Эрих Шмитке, Андрей Кульба, Сэда Вермишева, Аркадий Тюрин, Арсений Седугин, Михаил Фельдман, Юрий Милорава) http://stihi.ru/2023/09/22/4915

И одну подборку для сравнения иностранных авторов (она еще не совсем правильная и требует правки)

ДАЛЕКО ОТ ДОРОГ (Авторы:  Мартин Наг, Эмманюэль Окар, Абриль Анри, Арво Метс, Тумас Транстрёмер, Тиас, Сеймур Мэйн, Андре дю Буше, Станислав Ли)  http://stihi.ru/2023/09/24/6051

В 2012 году на одной из страниц стихи.ру мы тоже подвели свой промежуточный итог создав цикл «Охота на перелетных птиц». Замысел цикла был шикарный – создать бесконечный лист, где от каждой миниатюры (вправо/влево/вверх/вниз расходятся свои смысловые тропки), но возможности сайта это реализовать не позволили и в результате все тексты поплыли и на данный момент времени представляют из себя груды фрагментов. Попробовал провести раскопки и реставрацию, получилось несколько подборок:

ДОРОГА ДОМОЙ (Авторы: Катя Че, Яков Шульц, Анна Малютина, Фанни, Аюна Аюна, Наталья Стикина, Рейвен) http://stihi.ru/2023/09/24/6863

ЗВУЧАНИЕ ФЛЕЙТЫ http://stihi.ru/2023/09/24/6195 
РЕСТАВРАЦИЯ ИМЕНИ http://stihi.ru/2023/09/24/6732


Немного о том, почему об этом рассказал. Идеи, которые выносятся для работы на литературных практиках имеют глубокие корни и в настоящем (в судьбах авторов) и в прошлом (в культурной традиции не только России).

Сеймур МЭЙН, http://stihi.ru/2023/09/21/1538 очень удачно подметил и дал название (вспомните библию, почему Адаму было дано право давать названия всему в окружающем его мире…) мини-верлибру, состоящему из 14 (слов/частей речи) – словесный сонет. Он первый выделил 14, как формальный признак. Но, не давая названия, мы в своих идеях ушли намного дальше канадца и на данных литературных практиках я попробую показать все многообразие нашего подхода в этом казалось бы простом зачине… Чтобы двинуться дальше, авторы-участники должны прочувствовать на себе все нюансы данной новой (принятой в мире / кроме, пожалуй России) формы. В России мы ПЕРВЫЕ, кто знакомит русского читателя с ней.

Пока у меня нет окончательного понимания как собирать и структурировать весь поступающий материал. Наверное самое удобное на данном этапе это делать циклами 14х14 (одна подборка 14 текстов) их за неделю уже несколько и несколько на подходе:


НАСТРОЕНИЕ (автор: Елена Павлова): http://stihi.ru/2023/09/24/5564

ОСЕННИЙ СОН (автор: Мира Полянская): http://stihi.ru/2023/09/24/6417

ВОКЗАЛЬНОЕ КАФЕ (автор: Анна ХУРАСЕВА): http://stihi.ru/2023/09/25/5410

ОСЕННЯЯ ПАЛИТРА (автор: НИКИРИ): http://stihi.ru/2023/09/25/5410

СТЕКЛЯННЫЕ ПТИЦЫ ( моя «молодежка» авторы: Нона Саакадзе, Инна Ищенко, Николай Сомов, Дина Прозорова, Сергей Назарук, Пётр Дружинин, Светлана Никишина) http://stihi.ru/2023/09/21/3738

За эту неделю (скорее всего) сложатся циклы: Оксаны Конышевой, Ольги Воталинской, Елены Хвои, Рейвен, Киры Валерто…

Есть примеры моих циклов (работы над книгой):

КАРУСЕЛЬ ИЗ ЦВЕТОВ  http://stihi.ru/2023/09/21/4570
ГЛУБЖЕ НА ТЫСЯЧИ ЗВЕЗД  http://stihi.ru/2023/09/22/2756
КОРАБЛИ НА РЕЙДЕ http://stihi.ru/2023/09/24/4269

Тексты авторов, которые не осилят циклы соберу в коллективные подборки.

Имея такой наработанный материал:
1. авторы (и новые участники) могут определиться в какой манере им интересней работать от востока (Китай, Япония) до сюрреализма (Европа), легкие акварельные миниатюры или непонятные мазки в стиле ар-брют, плотный ряд метафор или спокойный росчерк.
2. обозначив целью данного сезона литературных практик  работу с выходом на журнальные публикации: а) выборка из представленных миниатюр будет направлена специалистам (литературоведам, критикам и т.д.) б) предложена для публикации литературным журналам в) т.к. есть возможности полиграфии (малых тиражей) будет подготовлен и отпечатан пробный буклет (блокнот… данный формат печати мне понравился… карманный, аккуратный, читабельный, подарочный)
3. авторам предлагается продолжить работу в том же направлении (над новыми тематическими подборками)
4. завтра на рабочей странице данных практик http://stihi.ru/avtor/addis размещу большой игровой пост, покажу еще две возможности данных миниатюр.

___________
Напоминаю: что любой автор может стать участником данных практик. Главное желание, готовность к освоению нового, восприимчивость к советам (критике)