Малах Йона рассказ

Графман Леонид Давидович
 Рассказ правдивый, документальный , но  длинный. Люди занятые могут не тратить время на его чтение.


Звонок сестры меня озадачил, но в то же время посеял смутную надежду.
-  Я договорилась: тебя могут взять  преподавателем . Вначале  в качестве замены на полгода, а дальше посмотрим - как себя покажешь.  Иначе навсегда останешься сторожем.
Пока я размышлял, что ответить , Ривка продолжала громким директивным шепотом:
-  Во-первых, строгий костюм и белая рубашка. Во-вторых, никаких Лёней и Леонидов Давидычей.  К тебе будут обращаться по имени, с которым ты выходишь к Торе, и с "приставкой рав"* , как обычно обращаются к преподавателю в религиозном мире.
Курс , который ты будешь вести,  называется "Основы иудаизма . Хумаш с толкованием Раши"...
Сестра уже несколько лет работала на воспитательской должности в одном иерусалимском учебном заведении для девушек из России , которых  хотели  вернуть к корням и пробудить интерес к религиозному образу жизни.  Мне предстояло преподавать в студенческой группе , куда принимали девушек в возрасте от восемнадцати и почти до сорока.  Ривка внимательно следила за их продвижением в иудаизме и на определённом этапе решала вопрос о возможности шидуха - сватовства: её телефонная книга пестрела именами потенциальных женихов для своих воспитанниц - молодых людей, как правило, тоже из  "свежерелигиозных" и - на девяносто процентов- тоже выходцев из России.
Конечно, мне хотелось попробовать себя в роли преподавателя. Тем более, что час преподавательской работы оплачивался вдвое ,чем час работы сторожа. Однако, к каждому уроку приходилось готовиться, несмотря на то ,что мои знания по данной тематике  превосходили их полное отсутствие у моих учениц. При этом я поначалу чувствовал себя Остапом Ибрагимовичем , который проводит сеанс одновременной игры на пятнадцати досках - примерно, таким было число моих учениц.
Однако по прошествии нескольких месяцев я  приобрёл некую уверенность вплоть до воодушевления при входе в класс, а ,по словам сестры, среди студенток даже образовался самостийный клуб "Фанаток рава Йоны" , куда , к моему сожалению, входила только половина группы.
Одна из моих учениц-Ира Берестова-отличалась регулярными опозданиями. Это была вполне симпатичная, смешливая , но при этом взрослая девушка лет тридцати , которая каждый раз находила новое оправдание для очередного опоздания. Видно было, что  за пару месяцев в еврейском колледже она ещё не совсем разобралась с конфессиональными различиями   и окончательно не изжила из памяти  впечатления от нескольких посещений нижегородской церкви .
Как-то раз она вбежала  впопыхах в класс посередине урока и , увидев  мою недовольную физиономию ,   выпалила:" Грешна, батюшка!" .  Я немного опешил ,но нашёлся,что ответить.  Громким голосом и намеренно окая , я произнёс " Окстись , отроковица!" , что вызвало взрыв хохота в классе и упрочило мою репутацию.
Где-то через месяц после этих событий Ира заглянула после урока и  сказала,что хочет со мной поговорить.
- Рав Йона, я совсем недавно доказала в рабануте (равинате) своё еврейство.  Документы подвердили: моя бабушка (мама мамы) - чистокровная еврейка, и теперь я могу законным образом выйти замуж...Ваша сестра сделала мне шидух...

 В общем , рассказ был довольно длинным.  Со слов Иры я понял следующее:
в рамках шидуха  состоялось её знакомство с неким израильтянином. Он отчасти религиозный - больше "по наследству" , чем по сути. Вполне устроенный. Не намного её старше. И даже не совсем урод. Предлагает жениться.

- Рав Йона. - продолжала она.- Мне необходимо свидетельство двух мужчин, о том ,что я не была замужем. Я очень вас прошу  засвидетельствовать это  в Центральном рабануте на улице Хавацелет 12.
- Ира , поймите, как я могу свидетельствовать перед раввинами, что вы не были замужем.
Я преподаю у вас  всего несколько месяцев  и  совсем не знаю вашего прошлого .
- Рав Йона,  у меня в Израиле нет вообще знакомых мужчин,кого бы я могла об этом попросить. Есть какой-то дальний родственник в кибуце - с серьгой в ухе.   В рабануте же лучше принимаются свидетельства людей солидных и религиозных.  Вам совсем не придётся врать. Вы только скажете обо мне : "Я преподаю у неё недолго, но , насколько мне известно, она не была замужем." О том же я попросила ещё одного преподавателя. Более того, я вам скажу честно. Я однажды была замужем - лет десять назад . Он не еврей ни с какого бока.  Это вообще по закону не считается замужеством, и соответственно не нужно никакого  "Гета* (разводного документа). Поэтому  вы смело можете свидетельствовать, что я не была замужем. В этом нет никакой лжи.  Про бывшего мужа-нееврея в рабануте ни в коем случае не  упоминайте ,  чтобы не было лишних вопросов и задержек...
Я , конечно, колебался , но желание помочь девушке всё-таки взяло верх. В назначенный день я сумел припарковаться в центре и уже через несколько минут сидел в кресле свидетеля в рабануте.  "Уполномоченный"
 раввин задал мне только два вопроса, после которых я должен был поставить свою подпись.
Первый: была ли  гражданка Ирина Берестов(а) замужем? На этот вопрос я ответил без колебаний "нет".
И вдруг меня сразил второй - неожиданный вопрос: известно ли вам , может, она была замужем за неевреем?
Вопрос по-настоящему застал меня врасплох.
Сказать, что она не была замужем за неевреем  , нельзя - враньё.
Сказать, что мне это неизвестно - тоже враньё (чёрт её дёрнул мне это рассказать)
Для меня наступил момент истины. Я очень хотел помочь Ире, но я не мог давать ложное свидетельство.  После минутного колебания я решительно выдавил из себя:
- Да ,мне известно, что она была замужем за неевреем....
Сидя за рулём на обратной дороге , я долго себя успокаивал различными доводами, типа : есть редчайшие случаи, когда Тора разрешает врать, но это отнюдь не такой случай. В конце концов правда никому ещё не повредила. Но всё это были жалкие попытки оправдываться за ситуацию, в которую я поставил свою ученицу.
Всё оказалось, как я и ожидал. Первая наша встреча после "свидетельства" ознаменовалась почти криком.
- Рав Йона, вы понимаете, что вы натворили!
Мой шидух пропал!  В рабануте требуют, чтобы я принесла документы этого козла, которого я уже десять лет не видела. Им нужно убедиться, что его мама не еврейка  и соответственно,что не нужен Гет. .Где я его найду ?!  Да , его уже давно нет в Горьком!  У меня с ним - никакой связи! Что вы наделали!(дело  было ещё до эпохи распространения Ватсаппа)
Она плакала, и слёзы были настоящие. Действительно,  от несчастной Иры уходил замечательный вариант - устроенный, нестарый израильтянин , который хорошо владел английским и не заставлял свою избранницу общаться на беспомощном иврите. И мой жалкий лепет в оправдание ("Ира , но я не могу лжесвидетельствать") никак  её не успокаивал . Сквозь слёзы она  объяснила ,что избраннику израильтянину не терпится жениться и теперь, конечно же, из-за этих проволочек он выберет другую....

Моя каденция учителя закончилась раньше, чем того хотелось. Из заграницы вернулся настоящий преподаватель  , и мне пришлось возвращаться в сторожевую будку.  Однако, вскоре я узнал от сестры продолжение этой истории.
Израильтянин ,несостоявшийся жених Иры Берестовой, действительно, не захотел ждать и почти сразу женился на другой - тоже русской,но не имеющей отношения к нашему учебному заведению.  Свадьба, говорят, была пышной, а на второй неделе после свадьбы молодая жена оказалась в травматологии с переломом обеих ключиц и многочисленными синяками по всему телу. Наш же "устроенный" израильтянин в тюрьму не сел, а был устроен в другое заведение : у него оказался не какой-нибудь МДП, а то ,что на иврите называется почти знакомым нам словом "скизофрения"  , причём, в активной, буйной форме ,- диагноз , который он до поры очень удачно скрывал.
Ира Берестова сумела в  рабануте другого города очень быстро оформить нужные документы и почти сразу вышла замуж за соблюдающего русского парня. Сейчас у них уже несколько детей. Говорят, что в разговоре Ира называет меня не иначе, как "Малах (ангел-хранитель) Йона". Конечно,это чересчур, но мне приятно.

- - -

Примечание.
*Рав - вежливое обращение к человеку в религиозном мире, отнюдь не свидетельствующее о его звании раввина.
* "Гет"- согласно закону Торы, "разводное письмо"- документ, который женщина должна получить от мужа, чтобы вторично выйти замуж.
Однако женщине для вторичного замужества не требуется получать Гет от того,кто не обязан соблюдать заповеди Торы (нееврея). При этом у Равината иногда могут возникнуть опасения о наличии у мужа-нееврея еврейской крови по материнской линии.