Прощание с иллюзиями-10

Тимофей Бондаренко
БРАТСТВО

"человек человеку - друг, товарищ и брат" (коммунистический лозунг)
"я не сторож брату моему" (Каин)
Еще одна завлекушка с которой любят играться утописты - это некое "братство" . Все люди - "братья". Вплоть до "братвы"... Люди возводят в некий идеал отношения между братьями. И пытаются распространить его на широкие массы.
Как будто не было Каина и Авеля, Ромула и Рема, а на Руси - Святополка окаянного. Ведь бывало - гробил брат брата без зазрения совести. Какой уж тут идеал межчеловеческих отношений. Да и в обыденной жизни - разве мало примеров, когда родные братья относятся друг к другу хуже посторонних.
Опять утописты берут не что-то реальное, а некий рафинированный идеал - в данном случае - идеал близкородственных отношений и спешат объявить его образцом для всего человечества.
А если приглядеться повнимательнее - то здесь все просто. Вместо того, чтобы объяснять людям, что ко всем надо хорошо относиться, независимо от того, братья там или нет, предпочитают заявить - все люди - братья. На деле - просто пропагандистский ход с довольно туманным содержанием.
Даже если отвлечься, от того, что реальные отношения реальных братьев далеки от идеала, кто сказал, что стиль отношений, хороший для узенького коллектива близких родственников, будет хорош для больших коллективов и масс людей. Да даже, кто сказал, что такой стиль отношений в больших массах вообще возможен? А если возможен, то будет ли он там полезен?
Это одно из вековых заблуждений утопистов всех мастей -  будто стиль отношений, хороший и замечательный в пределах узкого семейного коллектива можно и нужно стараться пересадить на широкую массу людей. Эта постоянная апелляция к идеалу семейных отношений - мы все братья, наш вождь - отец родной. Да нет, никогда все члены большого общества не были братьями, а вожди их не были отцами.
В семейном микроколлективе все связаны длительными личными отношениями, постоянными контактами друг с другом. Все находятся под постоянным неформальным контролем друг у друга. Каждый на виду сам и остальные на виду у него. Поэтому здесь возможно безграничное доверие друг к другу взаимовыручка, солидарность, любовь и уважение. Уравнительное распределение доходов итп. Но и то - это в идеальном варианте. В реальности далеко не всегда так безоблачно...
В большом обществе это просто НЕВОЗМОЖНО. Не может человек чувствовать себя связанным с первым встречным так же так тесно, как с членами своей семьи. Человек, которого он никогда не видел, не будет ему так же дорог и близок, как тот, с кем общается постоянно. Не может он к нему питать такое же доверие и любовь. Это психологически невозможно.
Все рассуждения о "братстве" и "вождях-отцах" - пропагандистские трюки и не более.
Подобные заблуждения являются одним из важнейших корней утопизма вообще. Дело в том что все утописты совершают в принципе похожую ошибку.
В поисках идеальной модели человеческих отношений они обращают свои взоры на микроколлективы. Чаще всего на семью. (точнее - на хорошую семью). И пытаются сконструировать целое общество по образу и подобию. Но никак не желают понять, что вещи, возможные и хорошо работающие в микроколлективе, могут стать разрушительнее динамита, если пытаться навязать их обществу, состоящему из миллионов людей.
В коллективе из 4 человек нет никакой необходимости заводить собственную полицию, это просто идиотизм. А в обществе из 4 миллионов - неизбежно придется. Там идиотизмом будет попытка обойтись без полиции.
Человек в принципе не может в большом обществе вести себя так же, как в микроколлективе. Человек может знать , понимать и сопереживать, скажем, пяти близким людям. Но даже на чисто физическом уровне он не в состоянии ни знать ни понимать, ни сопереживать всему населению миллионного города.
Да он свихнется от переживаний по поводу одних только смертей - если будет воспринимать смерть каждого горожанина как смерть близкого родственника. Человек чисто физически не в состоянии быть в курсе дел сотен тысяч других людей. Да даже просто хотя бы лица запомнить - невозможно.
Определенная степень безразличия и равнодушия к подавляющему большинству сограждан просто неизбежна и даже необходима - иначе путь один - в психушку. И в обратном направлении - он не может ожидать от первых встречных понимания, сочувствия такого же, как от близких. Так что никогда миллионное общество не будет "семьей".
Прежде всего, потому что человек как биологическое существо никак не приспособлен к жизни в гигантских коллективах. Общество многое может изменить в природе человека, но есть пределы, которые нельзя перешагнуть. Возможности отдельного человека в неформальном общении весьма ограниченны. Общество, в плане живого общения людей, обречено быть совокупностью МАЛЫХ коллективов. Такова уж природа человека.
Если не делать из него ни робота ни муравья, то невозможно заставить его относиться к дальним так же, как к ближним. Если и можно уравнять его отношение к ближним и дальним - то только путем ухудшения отношения к ближним, а никак не путем доведения отношения к первому встречному до уровня отношения к любимым людям. Некоторые утописты, кстати, предлагали упразднить семью именно из соображений, что чересчур сильная привязанность к близким мешает направлять все силы на служение "высшему" общественному благу (как его понимали утописты).
(Продолжение следует)
http://stihi.ru/2023/09/26/7178