***

Елена Перевалова 3
Человек, размышляющий над самим собой, вскоре приходит к пониманию, что кроме того "Я", которое он охватывает своими мыслями, чувствами и совершенно сознательными волевыми импульсами, он несёт в себе и второе, более сильное "Я". Он заметит, что подчиняется этому второму "Я" как более высокой власти. Правда, сначала человек ощутит это второе "Я" как более низкое существо по сравнению с тем, которое он охватывает своим ясным, стремящимся к добру и истине, полностью сознательным душевным существом. И он будет стремиться преодолеть это более низкое существо.
Однако более интимное самоиспытание может научить его и чему-то иному об этом втором "Я". Когда в жизни человек чаще проделывает своего рода ретроспективный обзор того, что было им пережито или совершено, он делает в себе особое открытие. И чем старше будет человек, тем более значительным найдёт он этот опыт.



. в начале жизни душа человека, всё его существо гораздо больше связаны с духовными мирами высших иерархий, чем это бывает впоследствии. Для ясновидящего, который духовно развился и может проследить подлинные духовные процессы, открывается нечто очень значительное в тот момент, когда человек приходит к сознанию своего "Я" и до которого он себя помнит. В то время как так называемая "детская аура" как чудесная человечески-сверхчеловеческая сила осеняет ребёнка в начале его жизни - осеняет так, что эта детская аура, в сущности высшая часть самого человека, продолжается всюду в духовный мир - в тот момент, до которого впоследствии доходит воспоминание человека, эта аура глубже входит вовнутрь человека. С этого момента человек может ощущать себя как цельное "Я". Ибо то, что раньше примыкало к высшим мирам, вошло в его "Я". С этих пор сознание связывает себя с внешним миром.

В раннем детстве этого еще не было. Там вещи являлись для человека как бы реющими вокруг него подобно миру сновидений. Человек работал над собою с мудростью, которая принадлежала не ему. Эта мудрость сильнее и глубже всей его позднейшей сознательной мудрости. Впоследствии эта высшая мудрость затмевается для человеческой души, обретающей взамен сознание. Но ранее она действует из духовного мира глубоко на тело человека, который может благодаря этому развивать свой мозг в согласии с Духом. И не будет напрасным сказать, что у ребёнка мог бы научиться даже самый мудрый человек. Ибо в ребёнке действует та мудрость, которая позднее не входит в сознание и благодаря которой человек имеет что-то вроде "телефонной связи" с духовными существами, в чьём мире он находится между смертью и новым рождением. Нечто из этого мира продолжает ещё вливаться в ауру ребёнка, и человек как отдельное существо подчинён тогда непосредственному водительству всего духовного мира, которому он принадлежит. Духовные силы из этого мира всё ещё вливаются в ребёнка.

Это прекращается в тот момент, до которого достигает нормальное воспоминание о прошлом. Эти силы делают ребёнка способным стать в определённое отношение к силе тяготения. Они также работают над формой его гортани и изменяют его головной мозг так, что он становится живым орудием выражения его мыслей, чувств и воли.

Но духовная сила, преобладающая в детстве, когда в человеке действует "Я", непосредственно связанное с высшими мирами, эта сила продолжает в известной степени действовать и дальше в жизни человека, хотя условия, как было сказано, изменяются. Когда в тот или другой момент жизни мы чувствуем, что несколько лет тому назад мы сказали или сделали что-нибудь, что лишь теперь начинаем понимать, то это значит, что прежде мы были отданы водительству высшей мудрости. И лишь спустя много лет нам становятся понятны те причины, на основании которых мы тогда поступали.

Из сказанного можно почувствовать, что с рождением мы ещё не отрываемся от того мира, где пребывали до начала нашей физической жизни, и никогда не можем от него вполне оторваться. В физическую жизнь вступает принадлежащая человеку часть высшей духовности и следует за ним. Человек часто чувствует, что в нём не только заложено его высшее "Я", которое ему надо постепенно развивать, но присутствует нечто, дающее ему возможность уже теперь часто перерастать самого себя.

Все идеалы, все художественное творчество, которые могут быть порождены человеком, все естественные врачующие силы, которые могут быть порождены в его собственном теле и благодаря которым происходит постоянное возмещение наносимого жизнью ущерба - всё это исходит не от человеческого рассудка, но от тех глубоких сил, которые в детстве ставят человека в пространстве, образуют форму его гортани и изменяют его головной мозг. И позже эти же самые силы ещё действуют в человеке. Когда при каких-нибудь повреждениях часто говорят, что никакие внешние силы не могут помочь, что наш организм должен сам развить врачующие силы, то при этом имеют в виду именно такую мудрую деятельность, свойственную самому человеку. Из этого же источника исходят и те возвышенные силы, с помощью которых мы достигаем познания духовного мира, то есть истинного ясновидения.

Тут напрашивается вопрос: почему же эти высшие силы действуют в человеке только в первые годы детства?

Очень легко дать половину ответа, ибо она состоит в следующем. Если бы высшие силы продолжали по-прежнему действовать в человеке, то он навсегда бы остался ребёнком, он не достиг бы полного сознания своего "Я". В его собственное существо должно было бы переместиться то, что действовало на него извне.

Однако имеется и более существенное основание, могущее ещё больше, чем только что сказанное, объяснить нам некоторые тайны человеческой жизни. Оно состоит в следующем.

Духовная наука открывает нам, что человеческое тело в современной стадии развития Земли должно рассматриваться как нечто постепенно возникшее, постепенно развившееся из других состояний до своей настоящей формы. Знающему духовную науку известно, что эта эволюция проходила так, что на всё существо человека действовали разные силы; одни силы действовали на физическое тело, другие на эфирное тело, третьи на астральное тело. Человеческое существо достигло своей современной формы благодаря воздействию на него тех существ, которых мы называем люциферическими и ариманическими. Вследствие этих сил человеческое существо стало некоторым образом хуже того, чем оно должно было стать, если бы действовали только те силы, которые исходят от духовных существ, желающих правильным образом развивать человека дальше. Причину страданий, болезни, а также смерти нужно искать в том, что помимо существ, развивающих человека правильным образом, действуют ещё люциферические и ариманические существа, которые постоянно пересекаются с основной линией развития. То, что человек при своём рождении вносит в бытие, суть нечто лучшее, чем то, что он может из него делать в своей последующей жизни.

В первые годы жизни люциферические и ариманические силы имеют лишь незначительное влияние на существо человека, они действуют главным образом во всём том, чем человек становится благодаря своей сознательной жизни.

Если бы в нём эта лучшая часть его существа сохранилась дольше раннего детства в полной силе, ему бы не вынести этого воздействия, ибо противоположные люциферические и ариманические силы ослабляют всё его существо в целом. Человек имеет в физическом мире такой организм, что лишь оставаясь, так сказать, детски лёгким и гибким, он может переносить непосредственно в себе действие сил духовного мира, влияющих на него в первые годы детства. Он сломился бы, если бы силы, определяющие положение в пространстве, развитие гортани и мозга, продолжали непосредственным образом действовать в более позднем возрасте жизни. Эти силы настолько могущественны, что действуя дальше, они принудили бы наш организм склониться перед священным величием этих сил. Человек должен прибегать к ним только в той деятельности, которая ведёт его к сознательному общению со сверхчувственным миром.
Но отсюда для нас возникает мысль, имеющая большое значение, когда мы поймем её правильно. Она высказана в Новом Завете словами: "Если не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное". Ибо что же оказывается высшим идеалом для человека, если признать правильность всего сказанного? Идеалом будет, конечно, всё большее и большее приближение к тому, что можно назвать сознательным общением с силами, действующими бессознательно на человека в первые годы его детства.

Следует только принять во внимание, что человек не мог бы выдержать величия этих сил, если бы они действовали непосредственно на его сознательную жизнь. Поэтому необходимо тщательное подготовление, чтобы достигнуть тех способностей, которые приводят к восприятию сверхчувственных миров. Цель этого подготовления и состоит именно в том, чтобы сделать человека способным вынести то, чего он не мог бы вынести в обыкновенной жизни….

Источник
Рудольф Штайнер
"Духовное водительство человека и человечества"

Р.S.

С Вашего Позволения ,Друзья ,на этой страничке выкладываю отрывок из Книги Р.Штайнера - моего Любимого доктора Штайнера .