Обзор Лоры Катаевой

Соэль Карцев
Большое спасибо Соэлю за приглашение в жюри, для меня это большая честь.
«Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе…» - с этих слов начинался первый фильм трилогии «Властелин Колец» в 2001 году…
Поэт (художник, артист) так устроен, что чувствует сильнее других, видит вещи по-иному, тонко воспринимая не только запах ветра или смену времён года, но и любые изменения в мире – тем более в сегодняшнем…
Во всех стихах конкурсного лонга я почувствовала это.
Данный обзор – моё личное субъективное мнение, оно может совпадать либо не совпадать с мнением автора.

*****
1. Лина Маго «На плантациях тростника»
http://stihi.ru/2023/04/30/1833
нечаянные
ничейные
заплечных дел облака
человечки с мачете
плантации тростника
где растёт коричневый сахар
волны страха
в шлюзах дрожащих челюстей
слушай
зачем тебе
утлый челнок барака
если твоё инако
внутрь прорастает шерстью

а человечки
всё машут и машут мачете
рубят тростник с плеча
и сами становятся тростником
просто
легко
и что за печаль
если с каждого маха
коричневый сахар
отправляется
к Богу в чай

Свободная форма и богатая образность с самого начала погружают в особый мир со своими законами. Заплечных дел облака хороши, аллитерация на «ч» и прочие шипящие с самого начала рождают тревогу – «волны страха», из находок понравилось прорастание инако внутрь шерстью и особенно «божественно-сладкий» финал.  По моему мнению - одно из лучших стихотворений в лонге.

*****
2. Ирина Пахомова Викторова «Пруд»
 http://stihi.ru/2023/06/23/6640
И раздвигая внутренность пространства,
Все призрачней лоскут льняной канвы
Намоленного личного Прованса
В цветах лаванды, в зелени травы.
Китч, примитив и женская привычка
Жизнь вышивать не гладью, так крестом.
Подушка-думка в птичках-невеличках,
Диванчик и распятие с Христом.
Распахнутые двери, солнце, дети.
Кофейник выпит, ягоды с куста.
И всех забот – собрать с соседей сплетни
И модный глянец быстро пролистать.
Но быль сложнее и намного горше,
Ковром зеленой ряски стянут пруд.
Он высыхает и давно заброшен,
И лишь кувшинки жёлтые цветут.

Пейзажность, перекликающаяся с искренней грустью ЛГ. Однако стихотворение технически кажется сырым - множественные слипы и не слишком гладкие сочетания согласных «внутренноСТЬПРостранства», «КиТЧПРимитив», «таККрестом», «ССоседей» и т.п. Распятие не нуждается в определении «с Христом» - распятие только с ним и бывает. Распахнутые двери, солнце, дети – не слишком удачно читается, как будто и солнце, и дети тоже распахнутые… Думаю, после небольшой доработки стихотворение станет лучше.

*****

3. Жанна Лебедева «Кем я тебе прихожусь?»
http://stihi.ru/2023/05/19/3539

мастика
на твоих ботинках
доминантой животный мускус
сжатые губы в усмешке
гул в голове
толкотня на улицах
подземелье домов
по скулам вырезан рельеф
конфета прилипла к зубам
болит фоновым, ровно по ровному
и вдруг срыв, срез, слом
за электрическим щитком
прожектор смотрит в лицо

этот гул – он изматывает
от вокзала к вокзалу
изгибается спиной суровое полотно
чугунное пятно – глоток, похожий на любовь
упавший подол платья
крепление твоего кадыка в патоке
войлок ежевичный
глянцевый панцирь клейкой мастики
гаечный ключ ввинчивает жало в мягкое тело
рыхлые впадины в земле изрыты клешнями
всплеск хаотичных линий чаще и резче
навзничь, в небе ялик на лентах качать
заглушая, что не поддаётся объяснению
неоновых реклам, урчит, проползая по улицам
органное ущелье затягивает
по фантикам весенней листвы
прозрачный сгусток жевательных лунных конфет

ты зовёшь ходить по крышам
срывать фонарные столбы, цепляясь за провода
головокружение от обломков мостов
я боюсь, ты стиснешь так, что кровь застынет
кем я тебе прихожусь, алмазный, врос под ноготь
занозишь сердце, стягиваешь жгут в основании шеи
назойливым стрекотом безумных цикад
город меня съест, искорёженный
твоей любви камнепадом

май 2023
Напоминает артхаусный короткометражный фильм в градациях серого – оригинальная, часто сменяющаяся образность, понравилось: «за электрическим щитком прожектор смотрит в лицо», «изгибается спиной суровое полотно». Однако некоторые образы не читаются – «крепление твоего кадыка в патоке», например… Отсутствие знаков препинания позволяет неоднозначно связывать слова по смыслу – но если уж без запятых, то нужно везде без запятых? Стиснешь-занозишь-стягиваешь – глаголы не согласуются по времени.  В целом сложно читать, но интересно, перечитала не раз – вот только так и не поняла основную мысль: для чего весь этот шикарный поток образов? Но красиво.

*****
4. Хелена Фисои «моему Иосифу»
http://stihi.ru/2023/07/24/2818

а ему сказали: пребудь рабом
а потом: ну, ладно, теперь слугой
и всегда смеялись: спасёт ли Бог
удивленно пялясь: совсем другой

ты какой-то странный, не наших стад
повторяли сколько: умри, умри!
столько знал ты, милый, про боль и страх
когда в ноги пали к тебе цари

Краткость подкупает. Моя любимая форма – лаконичность, в которой сказано так много. Стихотворение как бы открыто - нет ни чёткого начала (с …а), ни конца, яркий фрагмент, который автору удалось подглядеть в большой истории. Вот здесь мне лично не хватило знаков препинания. Во второй строчке «а потом ну ладно теперь» многовато пустых слов.
*****
5. Саша Неместный «Опустел обмелел приграничный аид»
http://stihi.ru/2023/05/06/5580

.......Зимний день, колючий, как мякина,
.......Так ли жестк в зрачке твоем?
.......О.М.

Опустел обмелел приграничный аид
Где взбесившийся цербер надрывно хрипит
На кровавой луны гематому
Воробьиный народ попритих в городах
А с болота кишит наседает орда
Земноводных червей насекомых

Их потешное войско стозёвно и ты-
сячекратно сожгло за калиной мосты
Закалилось безумьем и мраком
Во главе — мышебрат семихвост семиглав
Три кола три пера развевается флаг
Над захваченным за год оврагом

Чтобы редкий сверчок возмущаться не смел
Насекомую жизнь насекомая смерть
Доедает и просит добавки
Женихом распрекрасным в подземный дворец
Гордо едет домой минусовый боец
С отрицательной биркой на лапке

Мой щегол ты живой и тебе повезло
И в зрачке твоём жестк зимний день под крылом
Мелочёвка забилась по щёлкам
Оловяных солдатиков меньше чем крыс
Мышебрат наступает щелкунчик держись
И доверчиво клювом не щёлкай

Для пернатых хватает снарядов и стрел
В безвременье за звонкое слово — расстрел
Темнота проросла тишиною
Так лети высоко в перелётный рассвет
В незнакомое небо живое

Очень понравилось – по содержанию, технике, по аллюзиям и по единству образности и контрасту «вне» и «внутри» ЛГ – «Мой щегол ты живой…». Финальная строфа хороша даже как отдельный мини-стих, а перелётный рассвет и живое небо зовут к новым – хочется верить мирным – высотам. 
*****


6. Валентин Емелин «Письмо на родину»
http://stihi.ru/2023/08/14/5125

Вернулся с фронта. Отпуск на три дня.
Пишу тебе. Здесь мирно плещет море,
И отпускает нервы у меня.
Концерт органный слушал я в соборе.

Волненье трудно передать в словах,
Так музыка дарует очищенье –
Брамс, Брукнер, Букстехуде, Бах
Нам обещают вечное прощенье.

А городок ухожен, тих и чист,
И люди безмятежно отдыхают,
Кругом – улыбки, ранних пташек свист,
И розы в парке так благоухают!

Пишу в пивной. Царит народный дух,
Несут сосиски, крафтовое пиво.
Как снег, ложится тополиный пух,
И всё вокруг так дьявольски красиво!

Народ доволен, хорошо в стране,
На улицах играют музыканты,
Никто не вспоминает о войне,
Здесь город помнит Гофмана и Канта.

А там – война. Все эти восемь лет
Старались мы держаться в рамках права,
Надеясь на осмысленный ответ –
Ведь мы – миролюбивая держава.

Пускай исходит злобой англосакс
И подрывает нашу безопасность,
Он непременно попадёт впросак –
Скрепляет нас народу сопричастность.

Враг был коварен, силы собирал –
Промедли мы – ударили бы в спину.
Вот потирал бы руки либерал!
Теперь верните наше – Украину!

Что значит – мирных жителей бомбим?
Нам непонятны нежности такие.
Мы – правы, значит дух неколебим,
И наши танки движутся на Киев.

Не будем торговаться о цене,
Бог – с нами, нас никто не уничтожит!
Мы непременно победим в войне,
Ведь по-другому просто быть не может!

Письмо кончаю. Надо на вокзал.
Опять на фронт, чтоб резать руки-ноги…
Но вот же – основное не сказал:
В генштабе рапорт приняли в итоге.

Моя судьба изменится вот-вот.
Там говорят – мой опыт интересен,
И вскоре обещали перевод
В какой-то лагерь. Кажется, Терезин.

Очень простой, но длинноватый монолог в духе солдатского письма – однако пишет его, судя по всему, врач, т. е. интеллигент, поэтому простецкие обороты типа: «Письмо кончаю. Надо на вокзал.» как-то с этим не вяжутся. «И отпускает нервы у меня» - сформулировано неудачно - отпускает, например, боль, стресс, но не нервы. Фраза «Брамс, Брукнер, Букстехуде, Бах» звучит, увы, крайне немузыкально… Много однотипных рифм, одинаковых частей речи «благоухают – отдыхают», «дух-пух», «стране-войне» и т. п.
*****

7. То Дасе «Эволюция»
http://stihi.ru/2023/07/29/4756

я никогда бы не подумал,
что потеряю мир людей

            Кисычев
      
                * * *


Он перестал верить в людей.
После того, как его предал друг.
Она перестала верить в людей.
После того, как её предал возлюбленный.
Он перестал верить в людей.
После того, как его предал брат.
Она перестала верить в людей.
После того, как её предал отец.
Он перестал верить в людей.
После того, как его предал учитель.
Она перестала верить в людей.
После того, как её предал пастырь.
Они перестали верить в дружбу.
Потому, что предательство носило её маски.
Они перестали верить в любовь.
Потому, что предательство рядилось в её одежды.
Они перестали верить в себя.
Потому, что оказались в меньшинстве.
Они перестали верить.
И Мир рухнул.
И обломки Мира погребли того, кто его создал.
Предательством
 друга
 возлюбленного
 брата
 отца
 учителя
 пастыря
ценой в 30 монет.

Интересный и содержательный верлибр на философскую тему. Мне показалось слишком много «Он перестал…» «Она перестала…», сначала это развивает сюжет, но потом звучит как заезженная пластинка – возможно, что-то можно сократить.
«Они перестали верить в себя. Потому, что оказались в меньшинстве.» – связь этой фразы с остальным текстом не понятна.
«Ценой в 30 монет» - кажется излишним, лучше закончить на пастыре.

*****


8. Елена Евгеньевна Лещинская «Оставляю сердце, сам не могу остаться...»
http://stihi.ru/2023/07/20/3017

Оставляю сердце, сам не могу остаться, —
Колонист, подкидыш родом из кукушат.
С охреневшего твоего охряного Марса
Послезавтра днём уходит последний шаттл.

Я отвечу за экспансию всех империй —
Паразит, захватчик, чокнутый пацифист.
Не спеша допив остатки кровавой мэри,
Уплыву в холодный космос, вперёд и вниз.

Межпланетные полёты возобновятся?
Ну конечно — вот наступит конец войне...
Скажем честно, детка: мне не бывать на Марсе
Не смотреть на синее солнце в твоём окне.

Метрополия отступает, но не сдаётся.
Соль Земли не сахар, чёрт бы побрал её.
А пока на рыжем шарике бьётся, бьётся
Сумасшедшее сердце выжженное моё.

И едва умолкнут трубы Армагеддона,
Брось его в рюкзак и молча иди в закат.
Я не тот, кто смог тебе оставаться домом,
Я надеюсь, что смогу провести сквозь ад.


20.07.2023
Игра слов «охреневший охряный Марс» в самом начале обещает захватывающий фантастический сюжет. Ещё понравилось: «Уплыву в холодный космос, вперёд и вниз». Однако паразит, захватчик не вяжутся с пацифистом, который вообще осуждает любую войну. «Ну конечно — вот…» - все три слова воспринимаются как заполнение строчки до нужной длины, смысла не содержат…  И, на мой взгляд, слабый финал – особенно неудачна завершающая строчка, которая не вяжется с предыдущим высказыванием.

*****

9. Евгений Овсянников «аустерлиц»
http://stihi.ru/2023/07/28/7330

                аустерлиц
И трудился он до седьмого пота, читай – джекпота,
И крутил спины, не разгибая спины,
И взывал к тому, кто главный по кассе,
Но главный по кассе совсем не в его карассе.
Мы такие на вайбе: «Карасик, не хочешь защучиться?»
Но он мучится.

Всё не в Джека корм.
Мы снаружи: «Как дела, Джеки?»
- Всё норм.
- Только никогда не думай о человеке.
- Так не думать о человеке легко.
Не то, что не думать о белой обезьяне…
обезьяне белой, чёрной, жёлтой, ой … ,
Нет, отставить, об этом я не могу.
Ведь моя лошадка не Игого, а Нигугу.
Вы какие-то странные, уеду от вас отсель.
А вот, кстати, и карусель.

Он садится и едет, счастливый, глупый,
Один глаз косит на девиц.
И всё это видит князь Андрей.
В небе двадцать первого века. Аустерлиц.

А вот эта картинка мне сразу видится очень убедительной по накалу сюрреализма, эклектики, виртуозная игра слов – пота-Джекпота, кассе-Карассе-карасик добавляет остроты и иронии в адрес главного по кассе. Аустерлиц добавляет финалу многозначности и какой-никакой надежды…

*****

10. Вера да Юра «Слушая мир»
http://stihi.ru/2023/07/02/2948

Когда превращается в тыкву карета,
а внутренний демон и ангел в раздоре,
прошу я совета у встречного ветра
и мудрого моря,
у кошки лежащей на дюне прогретой,
у снов, что слетаются к детской кроватке.
Я слушаю мир, не дающий ответов,
чтоб стало понятней,
как мне разобраться в пришедшем сегодня
и чем я готова рискнуть послезавтра.
А если искомый ответ не приходит —
иду, там где даты
распяты на камне и смотрят с укором
на тех, кто не помнит, что время конечно...
И вновь возвращаюсь за помощью к морю —
оно человечней.
То штормом пугает и криками чаек,
то раны залижет, то гонор остудит,
то слушает молча, то в спину толкает:
вперёд, мол, ты сдюжишь!
Когда я в прибое ответы расcлышу,
в себе разберусь и расставлю все точки,
тогда уж никто не скомандует: "Тише",
где мне надо громче!

Простое философское стихотворение, но я не могу быть равнодушной к стихам о море. «И вновь возвращаюсь за помощью к морю — оно человечней» - увы, так…  море лечит от всего, а в спину толкает исключительно в нужном направлении:) Ряды перечислений от моря- кошки-снов до моря же, штормов и чаек простоваты. Про рифмы – где-то они точнее, где-то ассонансные, в финале «точки-громче» для меня, увы, прозвучало слабовато, и зачем-то заполз «уж» в предпоследнюю строку.
*****

11. Анна Иделевич «Memory»
http://stihi.ru/2023/05/04/428

И мысленно так напою,
в иглу нитку, ей обовью,
в ушко иголки плюю,
пусть льется песня кита.
Любить мусор в погроме,
последний стих в полутоме,
комочек пеленок в роддоме,
холодный пол, босота.
Ты входишь сказав: «Наклонись».
На мель или дно опустись,
когда потеряю, найдись,
когда упаду, углубись.
Тяни, снимай солнца клипсу,
в моих снах разберись,
целуй хвост ржавому лису,
люби меня далеко сам.
Mary loves you, memory loves you.

Любовная лирика, как колыбельная или заговор, – плавная и текучая. Возможно, именно для этого автор применил множество повторяющихся глагольных рифм? В середине их очень много. Пусть льётся песня кита – понравилось. Не согласованы по времени глаголы напою-обовью-плюю. «Босота» показалась притянутой специально для рифмы, так как до этого перечисление шло в винительном падеже: «Любить мусор… холодный пол…». «На мель или» звучит как «намелили». Правильное ударение «клИпсу», здесь же для рифмы явно «клипсУ». Люби меня далеко сам – не поняла… А вот финальная строчка очень хороша.
*****

12. Михаил Эндин «Сад»
http://stihi.ru/2023/07/08/3261

… надо возделывать свой сад.
                Вольтер, «Кандид»

«Возделывай сад», — повторяет Вольтер.
А я не садовник, не Чехов.
За окнами — город; такой интерьер
не гож для садовых успехов.

За окнами — город и даже зима,
и снежный от края до края
Таврический сад, где когда-то с ума
сходил я, тебя ожидая.

А около сада покоится дом,
согретый и созданный нами...
Что толку возделывать, если потом
придут удальцы с топорами?

Вишневого сада печальный пример,
как плач по эдемскому раю.
«Возделывай сад»,  — повторяет Вольтер,
но — «Снился мне сад...» повторяю.

Снова простое стихотворение – на этот раз ностальгическое, с вплетёнными цитатами Вольтера и Вертинского, ритмически чёткое в традициях силлабо-тоники. «За окнами — город; такой интерьер не гож для садовых успехов.» - не согласна, и в городе можно посадить сад. «Не гож» весьма устаревшее слово. «За окнами — город и даже зима» - почему «даже»? можно, например, «снова»… 
Дважды повторяет-повторяю в финальных строчках.
«Возделывай сад»,  — повторяет Вольтер,
но — «Снился мне сад...» повторяю. – а почему «но»? У Вертинского тоже там всё красиво про любовь и звёзды…
*****

13. Марго Сергеева «Не высказать...»
http://stihi.ru/2023/07/07/4427

небо на закате уже спокойное
море на закате ещё волнуется
стрелки утомлённо скользят по циферблату
люди бесцельно слоняются по улицам

после третьей порции бурбона или виски
он начнет мне что-то нашёптывать на ушко на ломаном английском
или французском
путая падежи и наречия
я с улыбкой утыкаюсь в его предплечие

ему тридцать может немного за двадцать
я ловлю себя на мысли что он совсем не умеет целоваться
и вроде всё так легко и безгрешно
да я таких вот молодых и дерзких всегда раскалывала как орешки
на лице его усмешка в предвкушнии финала
милый да там где ты учился я преподавала

игла равнодушно скользит по винилу
который час
можно ещё о стихах
мы зачем-то их пишем
или они пишут нас

ночь срывает покровы
теряю рассудок
всё бесполезно
и в безмолвии ночи
падаю
падаю
падаю
в бездну

равнодушно и тихо день спускается по склону
а знаете было в нём что-то от молодого Алена Делона
тот же взгляд пронзительный когда он смотрит так пристально
не стереть из памяти...
не выплакать...
не высказать...

воспоминание о страсти в свободном стиле с подробностями и некоторыми философскими включениями:
можно ещё о стихах
мы зачем-то их пишем
или они пишут нас – мне понравилось, но мысль не новая.
Мелкие шероховатости: правильно пишется «педплечЬе», в предвкушЕнии  - пропущена буква. Извините, «как орешки» читается какАрешки…
*****

14. Соэль Карцев «Тоска по Купчино»
http://stihi.ru/2023/07/07/5101
Виктора Эдмундовича замучила
тоска по Купчино.
Он бы с удовольствием поразмышлял
о том, что круче, но

о стране, о народе, о подвигах,
об истине, известной доподлинно,
о "молочные реки, кисельные берега"
не идут пока мысли подлые.

Всё ему почему-то хочется
обуздать своё одиночество
на проспекте Славы, где играет джаз
и оркестр ( ЛНР, Луганск),
где его окликают по отчеству...

"Отче наш",- думает Эдмундович:-
"ты создал Землю и нас, а будочки
пограничные создали мы.
Не приведи же меня туда, где дудочка

Крысолова, а в Купчино меня при...",- только вот
обрывается молитва предствольная,
и кто-то в сером его зовёт,
мол пора, брат, пора, так уж вольно вам.

Ностальгически грустное философское стихотворение с множественными пронзительными аллюзиями. Не понравилась среди прочих весьма разнообразных рифм простая и точная «будочки-дудочка», и у меня почему-то не щёлкнул здесь Крысолов… Джаз на проспекте осязаем, обращение «Отче наш» очень искренне, понравилось «ты создал Землю и нас, а будочки пограничные создали мы». И очень хочется верить, что Отче наш слышит и приведёт куда надо.

*****

Мой выбор:
1. «На плантациях тростника»
4. «моему Иосифу»
5. «Опустел обмелел приграничный аид»
9. «аустерлиц»
14. «Тоска по Кучино»

*****
Обзор делался по анонимному лонг-листу, при публикации восстановлены имена авторов и ссылки.
*****
Автор обзора,  Лариса Катаева,  закончила театральный факультет, живёт и работает во Владивостоке.
Страница Ларисы на Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/kaatanen

Абсолютный победитель Первого ПКР, август-сентябрь 2022,
лауреат поэтических чтений фестиваля «Покровский Собор» (Москва, 2022)
суперфиналист Чемпионата поэзии им. В. В. Маяковского (Москва, 2022)
лауреат конкурсов «Гул океанского прибоя», 2022, 2023
финалист премии "Русь моя"(2023)
в 2022 г. в Санкт-Петербурге вышел сборник "Сезон потерь", публикации в журналах "Дальний Восток", "Фабрика литературы", "Вакуум", сборниках "Антология..." и др.