Загадки памяти

Лариса Оситян
 
  Есть такое понятие – дежавю, когда внезапно может возникнуть сильное ощущение того, что этот момент с его обстоятельствами, запахами, событиями и чувствами – точно уже был, но, как ни пытайся напрячь память, - неизбежно ускользает это мгновение, и удержать его не в силах никто…
   Думается, что это случается хоть однажды у всех.

   А есть другое понятие – и не знаю, как его назвать, и есть ли у него научное объяснение и утверждение. Это когда в памяти, и зрительной, и ментальной – ярко и чётко, во всех подробностях и в точной присущей данной ситуации атмосфере, независимо от давности события и картины – стоит только коснуться этого «кадра» или «видео» - всплывает и «проигрывается» это давно прошедшее событие. Видимо, это зависит от свойств зрительной памяти, от глубины воздействия этого события или вообще, по неизвестным нам причинам.

   Вот – яркий пример из моего детства.

   Я, пятилетняя малышка, держусь одной рукой за стойку качелей, плавно кружась вокруг неё, и стараюсь запомнить такую фразу: «Мне пять лет, мне пять лет…»

   Одета я в красное фланелевое платьице с грибочками и мишками, стрижечка у меня, как у Мирей Матье (тогда всех, кажется, так стригли), и перед этим действом меня одолевали такие рассуждения: «Как же  так бывает, что люди взрослые уже не помнят детства?!. Как можно вычеркивать из памяти эти яркие дни, события, разговоры?..Но, если это бывает со всеми, значит и я тоже буду всё забывать. Вот, я сделаю такой опыт – сильно-сильно постараюсь запомнить вот этот момент, и то, что мне сейчас пять лет! – и никогда этого не стану забывать! Проверим – получится ли? Я даже поделилась этой идеей с папой, что-то сажавшем в клумбе рядышком. Помнится, папа что-то, улыбаясь, ответил, но что - не запомнилось; что-то типа – «ну, конечно, попробуй».

   Так вот, прошло много лет, и даже десятков, и – в любое время, стоит мне коснуться этой страницы «альбома памяти», как тут же я ЭТО вижу, и помню в мельчайших подробностях…

   Говорят же, что в мозге человека задействован небольшой процент, а остальное – в дремлющем состоянии; может – это как-то связано, кто знает…

   А вот одно из событий, которое так же ярко и подробно «записалось в архив» навсегда, помимо моего усилия.

   Мы с братом, старшим меня на четыре года, любили распевать какие-то песни (нашли среди книг какой-то сборник песен), и, видя, что взрослых это умиляет и восхищает, вовсю стали «исполнять» всё подряд, от революционных типа «Варяга» до романтических типа «Рябины». Родители решили, что музыкальная школа по нам уже давно плачет. Конечно, мы хотели учиться петь ещё лучше! Забегая вперёд, скажу, что мы даже не догадывались, что брату прийдётся таскать нелёгенький баян пять лет впридачу с неслабым дутьём в кларнет, а мне – терзать пианино и изучать скрипочку (семь лет).

   А тогда, мы, окрылённые возможностью петь лучше и больше, стали готовиться к поступлению в музыкальную школу. Я разучивала с педагогом какую-то лёгкую песенку, а брату (ему было уже лет одиннадцать) дали петь песню посерьёзней. Так вот, я хочу рассказать о том, что мне врезалось-врубилось-вплавилось в память…

   Большая аудитория приёмной комиссии в музыкальную школу. Столы стоят полукругом, на них – букеты чудесных цветов, а из-за цветов видны прекрасные лица преподавателей музыки (мы их потом знали, как родных). Когда братишка, худенький длинненький мальчишечка с белым «чубчиком» и в аккуратненькой беленькой рубашечке зашёл туда со своим скромным букетиком из домашних меленьких розовых розочек, сначала была тишина, видимо, его о чём-то спрашивали… А потом – вдруг раздался его тихий голосок, и через пять секунд грянул хор…

   Я и сейчас плачу, вспоминая этот момент…
   Все, кто был в той аудитории, подхватили эту песню. А хор был – профессиональный, пели они потрясающе. И песня была – потрясающая… Вот она:

Солнечный круг,
Небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Тише, солдат,
Слышишь, солдат, —
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз
В небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце — навек! Счастье — навек! —
Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
………

   Они пели всё – и припевы, и куплеты, и это было незабываемо…
   Песня длинная, и мальчик бы не вытянул спеть всё, но – они его поддержали, и это было так здорово, этого – не забыть!..
   …Они – поддержали…
   Брата нет, уже два десятка лет, как ушёл по болезни, увы…
   Но в моей памяти он такой – светлый и несущий свет, солнечный, одним словом…
   …Может, поэтому мне всё чаще вспоминается этот момент из детства?..