По конкурсу - Это было в 23-ем

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/09/03/1619 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/10/15/2319 - Итоги конкурса

Участников в этом конкурсе собралось довольно много: менее, чем за месяц, я приняла 52 заявки, а потом, когда их поступление затормозилось, решила начать голосование: если прием заявок идет слишком долго, то у всех нас - и судей, и участников, пропадает интерес к теме.

Тема многим показалась свободной - любые стихи, написанные в 23 году. Естественно, авторы отбирали лучшее из написанного, поэтому в пакете оказалось всё - и пейзажи, и любовная лирика, и переклички с коллегами, и описание своих личных событий, случившихся в 2023 году, и философская поэзия с осмыслением происходящего в мире.

Признаюсь, что я по своей наивности рассчитывала только на последнее из выше перечисленного: мне хотелось с помощью этого конкурса рассмотреть отдельные пазлы в общей картине событий такого непростого, насыщенного трагическими мгновениями 2023 года, увидеть его глазами разных художников слова и, если получится, обсудить наиболее интересные по содержанию стихи в итоговой статье.

 Хорошие стихи в пакете были, точно так же, как были и пока еще совсем любительские, а вот стихов с философским осмыслением событий, с выраженной гражданской позицией встретилось совсем мало. Хочется уточнить: и осмысление, и глубокое восприятие происходящего совершенно не обязательно выражается только в жанре публицистики, философской поэзии авторских рассуждений. Вовсе нет! Порой начинаешь читать описание природы, настроения, а к концу стихотворения точно знаешь, что в стихи заложен второй и главный смысл - они о том, что в мире, а не только о том, что перед глазами, в нашем частном домашнем мирке. Впрочем, моя формулировка конкурсного задания и не обязывала авторов создавать широкие картины современности, принимались любые стихи этого года. Вот как выглядело конкурсное задание:

«Принимаются стихотворения, написанные в 2023 году и представляющие собою рассказ или размышления о наиболее впечатлившем вас событии, случившемся в этом году. Это может быть поэтическое воспоминание об увиденном и запомнившемся, о том, что   взволновало или внезапно открылось, а вы  запечатлели это в строчках своих новых стихов. Иначе говоря, тема стихов - относительно свободная, жанры исполнения - самые разные».

Наши участники этой свободой выбора темы широко воспользовались: о чем только они не писали в этом году! Мне даже показалось, что мои друзья на сайте живут под каким-то удивительным стеклянным колпаком, который защищает их талант от мучительной траты сил на то, чтобы откликаться своими стихами на ситуацию в мире, на гибель людей, на крушение привычных устоев... Поэты писали о том же самом, о чем всегда: о себе любимом и о своих личных заботах и переживаниях, сочиняли  красивые "мимимишные" этюды про погодные сезоны, про воспоминания из детства,  хохмили над чем-то, используя язык современного сленга, или описывали свои частные впечатления от личных встреч и поездок... Как будто бы в мире ничего не происходило, а если что-то и происходит, то это их совершенно не касается! А что же тут удивительного - так устроен человек. Пока у него лично все хорошо, чужие беды его не трогают. У всех наших авторов разные тревоги и разные чаяния. Как говорится в русской поговорке: «У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий».

Но не все так плохо, точнее, все как раз очень даже интересно! Наши судьи тоже разные стихи отобрали в свои шорт листы - и это тоже отлично! А я вам покажу в своей статье то, что понравилось мне, даже если и не все из этого годится для номинации по технике исполнения. Больше того - я в этом учебном году планирую  отбирать в статью не только безукоризненные стихи мастеров, но и знакомить вас со стихами тех, кто пришел к нам впервые или бывает на конкурсах ТМА крайне редко. Потому что просто хвалить стихи - это легко и приятно. А вот разбирать в статье то, что можно сделать еще лучше - для всех полезнее.

**********************************************
 
2. ЕГО ПРОРОЧЕСТВА... ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА

        В память Одесского старца схиархимандрита Ионы (1925 - 2012)

Год кровавый, год голодный, год победный -
Разве мало помнит Русь подобных лет!
Снова бой, и для кого-то он - последний,
Снова болью наливается рассвет.

В судьбоносный миг, на самой острой грани,
Где теряют власть лукавые слова,
Встанут рядом христиане, мусульмане,
Словно братья - против зла и бесовства.

У судьбы законы неисповедимы,
Но когда вставал на битву весь народ,
И святым, и прочим - грешным и гонимым -
Шёл год за три... Лишь бы не наоборот.

Сгинет зло, исчезнут в прошлом боль и беды.
Возродится Русь - сильнее во сто крат.
Год кровавый, год голодный, год победный,
Словно полосы на знамени, горят.

Очень часто внимание поэта выхватывает из гущи разных впечатлений то, что так или иначе связано по внутренним ощущением с современностью. Вот и эти стихи  повествуют об одесском, ныне уже почившем старце, а напоминают нам о сегодняшнем дне, о "судьбоносном миге, на самой острой грани, где теряют власть лукавые слова". Они призывают к тому, чтобы "встали рядом христиане, мусульмане"..." словно братья - против зла и бесовства", потому что "когда вставал на битву весь народ, и святым, и прочим - грешным и гонимым - шёл год зА три...» Интересная тема, интересные авторские размышления.

4. ЦВЕТЫ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

Женщина - Наташа или Света?
Снова во дворе цветы сажала,
Землю из пластмассовых пакетов
Сыпала в бетонные пиалы,

То копала что-то, то полола,
Колдовала, добавляла торфа,
ПО ветру расплескивая полы
Неизменной черно-серой кофты.

И однажды утром, словно в сказке,
Воздух стал прозрачным, небо - синим,
Заиграли средь бетона краски,
И весной запахло ощутимей.

Женщина, чье имя всем загадка,
Продолжала будничную вахту,
Поливая, поправляя грядку,
Чтоб смогли от счастья люди ахнуть.

Женщина - Наташа или Света?
В старой серой кофте, как в обнове,
Под порывом будничного ветра
Жернова миров вращала снова.

Стихи написаны качественно, никаких замечаний по их исполнению. По теме ли они конкурса - описывают ли именно 23-ий год или просто имеют свой самостоятельный сюжет? Думаю, что - второе. Но стихи облагораживает концовка, имеющая философское осмысление увиденного - они обращены не к конкретной женщине, а к  тому, на чем во все века держится наш мир: «В старой серой кофте, как в обнове, под порывом будничного ветра жернова миров вращала снова». Созидательный труд самого обычного простого человека, исполнение его личного долга  - это то, что помогает людям пережить любые испытания, чем мир спасётся...

5. ОНИ ВСЕ - НАШИ... ГЕННАДИЙ КРЫКСИН

Прифронтовой посёлок, жизнь идёт,
ещё здесь дети, некуда отправить…
Работа ПВО весь день, не в счёт,
границу танки начали таранить…

Дорога в даль, уютный магазин…,
военные, десантная машина.
Торопятся, здесь магазин один.
Их крестит продавщица - тётя Зина.

И не уедут -  Зина, дед Иван,
Серёга-слесарь, медсестра Наташа...
Прифронтовой поселок, много ран...
Они все - наши, наши, наши!

Всё громче и тревожней по ночам.
Дрожат дома, деревья, высь, дорога.
Прифронтовой посёлок, здесь и там
внимание, молитва и тревога…

Через холмы ползёт щемящий дым…
Там городок старинный… догорает...
Эвакуация. Здесь кто-то стал седым
и прошлое на небо провожает…

Всё, что разъединяло нас порой -
политика, капризы, гордость - тщетно,
так мелочно перед большой бедой!
Да будет ли надежда в час  рассвета?

Надежда на единую семью,
на чуткость братскую друг к другу.
Без этого не выстоять в бою,
а лишь бежать по огненному кругу…

С этими стихами у меня были  трудности - мне понравилось их содержание, тема, а вот техника огорчила, ритм стихов гулял: то в одном месте лишний слог, то в другом - смена типа рифм, то повторы уже сказанного - многословность. К тому же, был превышен объем. Автор при подаче заявки просил меня отобрать только первые 32 строки, но и начало было неидеальным, поэтому я рискнула принять весь текст, который все же отдельным судьям приглянулся. Здесь, в статье, я показываю вам сокращенный МНОЮ вариант: только те фрагменты стихотворения, где нет строф с погрешностями техники, отчего ошибки ушли, а содержание сохранилось - будь стихи подробнее, получилось бы менее выразительно! Да простит меня автор за мою обрезку его стихов и незначительную их правку, но то, что осталось в итоге - мне нравится! В этом варианте стихи наверняка попали бы в шорт листы не одного, а многих судей. А в исходном, к сожалению, не должны были попасть - по технике... Поэтому, дорогие участники, перед подачей на конкурс своих объемных стихов  не бойтесь их сокращать, оставляя для читателя только безошибочное и важное!

7. НОВОЕ МОРЕ. ДАРЬЯ  УЛЬЯНЧЕНКО

Мне уже и не верилось: вздрогнет душа,
словно парус, хлебнувший простора,
и однажды, солёным закатом дыша,
в ней поселится новое море.

Слижут волны остывшего прошлого след,
отрыдают по бывшему чайки,
и настанет пора самых добрых примет,
жизнь опять повторится сначала.

Алым парусом вспыхнет седой горизонт,
и отступит настырная вьюга.
И поверится вдруг, что грустить не резон,
тукнет СЕРДЦЕ ПОД ШУБОЙ упруго.

Осторожно, боясь расплескать на весу,
с зимним ветром настойчиво споря,
по заснеженной улице радость несу,
что в душе тёплым плещется морем.

Стихи написаны разностопным катреном анапеста 4-3-4-3. Они выражают настроение, рисуют картину моря, которое здесь не реальность, а образ: «и однажды, солёным закатом дыша, в ней (в душе) поселится новое море». Мне понравился этот авторский замысел - сотворить образ и далее развивать его, передавая  свои ощущения, эмоции с помощью родственных по смыслу тропов: «Слижут волны остывшего прошлого след, отрыдают по бывшему чайки», «алым парусом вспыхнет седой горизонт»... Картины моря противопоставляются и побеждают образы зимы - уже реальной, а не сотворенной картинки: «по заснеженной улице радость несу, что в душе тёплым плещется морем». Интересная композиция. Стихи, конечно же - не характеристика 23-его года, а скорее интимная лирика, но интересные стихи. Разве что «сердце под шубой» меня немного смутило...

8. ВОТ ЧТО. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА

 Вот что: не так всё плохо -
утро взошло, щебечет.
Жизнь тяжелей на вдохе,
на выдохе - легче.
100 10 10
100 10 10
100 10 10
0 100 10
Вот что: во всём библейский
смысл есть, ничто не ново:
каждое слово - сердце,
пуля - каждое слово.
4 стр. 10 100 10

Главное помнить и думать,
глянуть в глаза правде -
вот что: "завтра" не будет,
если не думать о завтра.
100 100 10
100 1 10
10 100 10
100 100 10
Вот что: земля круглая,
жизнь коротка и разова.
И это всё, други мои,
самое-самое главное.
4 стр. 100 100 100

Любопытные стихи с неопределенным ритмом. И на дольник похожи, и на очень грязный логаэд из стоп хорея и дактиля. Особенно хочется в них единообразия звучания последней строки каждой строфы, но его-то как раз и нет. Главная мысль стихов - « вот что: "завтра" не будет, если не думать о завтра» - хорошо ложится на характеристику 23-его года, этим стихи мне и понравились. И еще тем, что они имеют свое лицо по части выбранной формы. Но, на мой взгляд, требует еще работы над поиском единообразия звучания всех строф - хорошо бы написать чистый логаэд, а не сомнительный дольник...

9. ДОРОЖНЫЕ МЫСЛИ. ГАЛИНА ДОНЦОВА

За окошком деревья и просеки,
В камыше речка тихо грустит.
Электрички продрогшей колёсики
Отбивают чечётку в пути.

Поле снегом едва припорошено,
К непогоде кружит вороньё,
И тоска так нежданно-непрошено
Пробирается в сердце моё.

Мысли разные гложут сознание,
- Что же будет, и кто виноват?
Неужели войной испытание?!
Боже Правый, помилуй солдат!

Вечереет, сгущаются сумерки,
Наш вагон мирной жизнью живёт.
ПАССАЖИРЫ С ПАКЕТАМИ, СУМКАМИ               
ДРЕМЛЮТ. С ВИДУ ОБЫЧНЫЙ НАРОД.
               
Темнота озаряется искрами,
За окном город - чей-то причал.
Поцелуев и слёз самых искренних
БОЛЬШЕ ВСЕХ видел старый вокзал.      

Незнакомка стоит возле здания,
Рядом с ней мальчуган лет шести.
Знать, измучились от ожидания,
ВЗГЛЯД от них не могу отвести.         

Вдруг смотрю, побежали. Навстречу им
В камуфляже спешит человек.
Знаю я, что они этим вечером
Ту платформу запомнят на век.

На душе в тот же миг распогодится,
Все обиды забыть я спешу
И тихонько молюсь Богородице,
Защитить самых близких прошу.

Стихи, которые понравились по содержанию нескольким судьям, хотя, на мой взгляд, они не доработаны. С выбором темы и ее раскрытием - все хорошо, а с подбором слов - нет. Во-первых, не красящий звучание и восприятие перенос в 4-ой строфе:
«Пассажиры с пакетами, сумками               
 дремлют. С виду обычный народ». А не естественнее  ли такое построение фразы:
«Дремлют люди с пакетами, сумками -
 С виду самый обычный народ»
Не корректно звучит и фраза: «больше всех видел старый вокзал». Не лучше ли: «Много видел наш старый вокзал»? Причем тут "всех"? И, наконец, «ВЗГЛЯД от них не могу отвести» Либо не могу «взглядА отвести», либо «глаз отвести», а в предлагаемом варианте звучит коряво.

16. БИРЮК. УЛЬЯНА ПОЛИКАРПОВА

В одночасье ушёл одинокий сосед.
Был не старым ещё, а вот взял да и помер.
Словно знак нехороший, свалился в обед
с дома старый заржавленный номер.

Бабка Марья руками всплеснула: ой, будет беда.
001001001001001               
Посмеялись над бабкой напрасно,
ведь права оказалась: позвали туда,
где царит нескончаемый праздник.

Посторонние люди свезли на погост
на скрипучих рассохшихся дрогах.
Старый пёс, поджимая ободранный хвост,
следом брёл и скулил всю дорогу.

Молча предали тело холодной земле,
ни речей, ни рыданий над гробом -
говорили: "бирюк" о соседе в селе.
Лишь собака завыла утробно.

И ушли, оставляя берёзовый крест
над суглинистым холмиком влажным.
Вой собачий три дня разносился окрест,
да и тот прекратился однажды.

...Повстречали его у Петровых ворот
мать, отец и жена с сыновьями.
И никто бирюком здесь его не зовёт,
в милосердной заоблачной яви.

Автор выбрал для строф очень нестандартную схему звучания: разностопный (4-4-4-3) анапест. Но только в одной строчке ошибся: «Бабка Марья руками всплеснула: ой, будет беда» 001001001001001 (5 стопный анапест). Легко исправить заменой строки на «бабка Марья воскликнула - будет беда!». Остальное по технике хорошо. Тема стихов - вряд ли является приметой 23-его года, но почему бы и нет: это авторское впечатление о конкретном событии, где есть интересное философское обобщение в концовке. Стихи, передающие определенное настроение, авторское размышление. Запоминающиеся стихи.

18. УДАЛЯЮ КОНТАКТ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ

С каждым годом всё чаще и чаще со смертью встречаюсь,
Узнаю о внезапном уходе знакомых людей.
Удаляю контакт, отзывается сердце печалью.
Где теперь ты, душа? И мне кажется, знаю я, где…

Сколько раз говорила о Боге, звала, приглашала?
Сколько раз умоляла не медлить, подумать всерьёз?
Но летели года, и всё время им что-то мешало
Сделать правильный выбор, ответить на главный вопрос.

Отлетела душа, и уже ничего не исправить.
Ни свечой, ни молитвой из ада души не вернуть.
Лишь пока мы живём, мы имеем возможность и право
Выбрать жизнь, а не смерть, в Божье Царство единственный путь.
001 001 001 001 001

Еще одно стихотворение о смерти, о том, что «Отлетела душа, и уже ничего не исправить» - стихи, заставляющие думать и, возможно, дающие нужный ориентир при осмыслении нашего тревожного 23-его года, так близко подводящего нас к самым главным, насущным вопросам. Написаны 5-стопным анапестом.

21. НА АЛТАЕ. ЮКА ФОМИНА

Где-то в юрте, на седом Алтае,
Мне камланит молодой шаман.
Звуки бубна Землю сотрясают,
Душу лечит он от старых ран.

Диких трав разлив, полей раздолье,
Нежно-бирюзовая Катунь.
Сон медовый в сумрачном предгорье,
Ворожит потомственный ведун.

Небо накрывает одеялом,
И лечу по Млечному пути
За стадами золотых маралов,
Звездным светом память осветив.

Просыпаясь в радостном смятении,
Отрешившись от земных забот,
Понимаешь  глубину Творения,
Всё, что сотворил для нас Господь.

На вершинах гор снега не таят,
Погружаясь в призрачный туман,
Где-то в юрте на седом Алтае
Мне камланит молодой шаман..

А здесь уже 5-стопный хорей - тоже не часто встречающийся ритм. Написано как изысканная лирика, где есть окольцовывающий рефрен: «Мне камланит молодой шаман...», и дан живописный пейзаж Алтайских гор. Автор не просто описывает то, что увидел в этом году, что его потрясло, он еще делится с читателем своим философским осмыслением увиденного: «Отрешившись от земных забот, понимаешь глубину творения, всё, что сотворил для нас Господь».

28. ТРИ ТАНКИСТА И АЛЁША. АЛЕКСЕЙ РОМАНОВ 5

Героям России: Расиму Баксикову, Александру Левакову, Алексею Неустроеву.

Три танкиста - их народ приветил:
Экипаж "Алёши" боевой,
Имена его уж не в секрете,
Будем помнить их геройский бой.

Первый танк подбит прямой наводкой,
Смог его поймать в прицел стрелок,
Разговор с врагом в бою короткий:
Вражий танк от выстрела замолк.

Командир решенье принял смело
И механик совершил манёвр,
Действуя надёжно и умело,
Вот второй уж поражён в упор.

Помогли огнём артиллеристы
И колонна вражья вся горит,
Тут вздохнули грудью три танкиста
И подумал каждый - будем жить!

Три танкиста - их нашла награда,
Экипаж умеет побеждать,
За героев все безмерно рады,
И горда за них Россия-мать.

Стихи в жанре "рассказ в стихах", написаны по реальному эпизоду года. 5 августа 2023 г в ходе боя с ВСУ на Запорожском направлении экипаж танка "Алёша" уничтожил 2 вражеских танка Т-72Б, бронетранспортёр М113 и 5 бронетранспортёров Махх Рro с десантом. Экипаж танка был представлен к званию Героев России. Стихи значимы именно своим содержанием, поэтому я разместила их в статье. А по форме в них все довольно просто, каждая строка стихотворения - только информация, образного языка поэзии здесь почти нет. Получается, что одна только правильная рифмовка и чистый рифм еще не превращают яркий  рассказ в поэтическое произведение. И это каждому из нас всегда полезно учитывать.

29. АВГУСТ...ЗВЕЗДОПАД. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА

Утро… Полдень… Вечер…
Лунный плед на плечи…
Под вуалью звёздной
След не виден слёзный.

У души поверка.
С чем сегодня сверка?
Вот, ведь, незадача:
Не мечтаю, - плачу.

Мир вокруг воюет.
Ветер Млечный дует
И сдувает в Вечность
Сор из душ извечный:

Чтобы искру - в пламя!
Чтобы выше знамя!

Цвет его не важен,
Лишь бы был отважен
И пронёс идею,
Кто роптать не смеет…

...Не мечты, а тризны
С тихой укоризной
Густо, как сквозь сито,
С неба август сыпал…

Интересно по содержанию,  ритмичное звучание 3-стопного хорея звучит просто, но зато точно передает настроение стихов: « Вот, ведь, незадача: не мечтаю, - плачу» или «...Не мечты, а тризны с  тихой укоризной». Симпатичная находка тропа: "Густо, как сквозь сито, с  неба август сыпал…". А вот кода (двустишие) в середине стихов, написанных строфами-катренами, меня немного смутила: если бы она была в концовке, было бы куда лучше!

31. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
 
Весна на дворе, а на сердце тревога:
Где край эСВэО? Кто уйдёт, кто вернётся?
Кому уготована в вечность дорога?
Чьи крылья спалит украинское солнце?

Вопросов – завалы. Надежда на чудо,
На силу и правду в урочищах бреда.
Всплывают – пока я жива, не забуду –
Мелодии прошлой Великой Победы.

Как ехали с фронта домой из Берлина.
Как Вена хмелела от русского вальса.
И как, представляя родные картины,
Солдат-победитель в свой дом возвращался.

Я верю – иначе не может случиться! –
Закончатся битвы, сражения, стычки,
И мир воцарится. И – радость на лицах!
И в небе – ликующих птиц переклички!

Вернутся к любимым Аскеры, Иваны,
Ашоты, Русланы, Маруси, Ахмеды –
Все русские! Сядут за стол ветераны
И выпьют за новую нашу Победу!

Что тут сказать - все четко, патриотично, в тему, с хорошей техникой исполнения. Чуть больше публицистики, чем поэзии, но и такой жанр имеет право на жизнь, если хорошо выполнен. Здесь все хорошо. Разве что слово "завалы" (вопросов - завалы) показалось мне словом из иной - разговорной лексики, я бы его заменила.

32. ПРОРОКА НЕТ В ТВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ... ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
 
Пророка нет в твоём отечестве,
Не внемлешь голосу судьбы,
В УкрАине моей доверчивой
Трещат холопские чубы.

Распродана отчизна малая
Ни за понюшку табаку,
Пришла ВКОНЕЦ погибель ярая
Обманутому казаку.

Не слышно голоса писателя,
Лишь хохот пьяной голытьбы,-
За что Тарас казнил предателя,
Что выше крови и мольбы?

Не игры эти сатанинские,
НИ поругание и месть,-
Превыше степи украинские,
Превыше Родина и честь!

Чем-то похожее по стилю письма на предыдущее стихотворение. Понравилось и уместное обращение к теме «Тараса Бульбы», и фразеологизм "ни за понюшку табаку". Четкая авторская позиция в раскрытии темы. Вот только, мне кажется, по смыслу должно быть "НЕ поругание и месть" (это не игры, не месть). И еще я не в восторге от фразы "Пришла ВКОНЕЦ погибель ярая": и слово "вконец" здесь - не то, и о  погибели говорят скорее "лютая", чем "ярая" ...

33. В КАИНОВОЙ ЦЕРКВИ. ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ 20

В Каиновой церкви полно чудес.
Не страдают грешники от тоски.
В церкви по утрам расцветает крест,
Рассыпает алые лепестки.

Здесь богатства просят, а не любви.
Все молитвы Каину, не Христу.
Не приемлют жалости к нищим и
Обдирают ближних как бересту.

Нанятый святой проявляет прыть,
Собираясь веру в Христа продать.
Каиновы слуги научат жить,
Отдадут задёшево благодать.

В Каиновой церкви, у Царских врат
Пьяное причастие под баян,
Танцы до упаду и до утра
Безрассудно верующих славян.

В церкви ловят чёрта, чтобы любить,
Радостно его на руках подняв.
Освящают выстрелы и пластид,
Глядя через прорези балаклав.

Под полой фасуется метадон,
Очумев, таращатся на кресты,
На иконы капают самогон —
Ублажают лики для слепоты.

Каин в этой церкви главней Христа —
Приходи трансгендер и просто гей.
Каинова совесть всегда чиста,
Он убил однажды, и ты убей!

Вожделенной власти добейся сам,
Кто в душе не Каин, того — ату!...
Прожигает проповедь небеса
И уходит в чёрную пустоту.

А вот пример использования выразительных средств поэтического языка - стихи тоже на гражданскую тему, автор выражает свою точку зрения на события года, но делает это не в лоб - информативными сообщениями, а с помощью метафор, аллегорий, отсылок к библейским сюжетам. Так писать значительно труднее, но зато авторский посыл становится сильнее: есть внутреннее осмысление, взгляд сверху, повод для читателя поразмышлять самому, сопоставить, разглядеть главную мысль  стихотворения. «Здесь богатства просят, а не любви. Все молитвы Каину, не Христу». «Вожделенной власти добейся сам, кто в душе не Каин, того — ату!...». Можно эти строки применить к конкретному событию, например, к попыткам подмены УПЦ бесовскими  правилами и разрушения церкви, а можно - и к другим историческим эпизодам как прошлого, так и будущего. Использование художественных образов в стихах продлевает им жизнь, дает им возможность жить вне времени.

34. КОТ СЕНТЯБРЯ. НЕБО ТРОИ

Ленивый полдень мнётся у ворот.
Медовый август до крупинки выжжен.
По городу вальяжно бродит кот,
от носа до хвоста бесстыдно рыжий.

Идёт ли вправо - клёны шелестят,
идёт ли влево - дождь окно забрызгал.
И стайкой жёлто-охряных котят
за ним беспечно увязались листья.

И я, забыв про все свои дела,
сбив направленье, перепутав числа,
помчалась, закусивши удила
вдогон тому, что так и не случилось.

Сгорал четверг в огне шальной зари,
заштопывалась на душе прореха.
Сентябрьский кот мне сказки говорил
и тёрся о плечо шуршащим мехом.

Надежду было видно за версту,
в кармане завалялся сдобный коржик.
И сдуру я поверила коту,
что бабье лето не прийти не может.

По идее, эти стихи были бы очень хороши для уже закончившегося Мастер класса - великолепная пейзажная лирика! Для данного конкурса они не совсем подходят, хотя и написаны в 23 -году: пейзаж сентября - вне всякого времени. Но поскольку стихи талантливые, мне хочется познакомить вас с ними в статье. Рыжий сентябрьский кот здесь - это не что-то конкретное, с чем автор олицетворяет какой-то объект своего наблюдения, это одушевленная фантазия - обобщенный образ наступающей осени, которая пришла в город: «По городу вальяжно бродит кот, от носа до хвоста бесстыдно рыжий», который  золотит листья. «Идёт ли вправо - клёны шелестят, идёт ли влево - дождь окно забрызгал. И стайкой жёлто-охряных котят за ним беспечно увязались листья». Как же это замечательно задумано и красиво выполнено! «Сентябрьский кот мне сказки говорил и тёрся о плечо шуршащим мехом» !!!! Есть чему поучиться у данного автора!

35. КАК БУДТО ЛЕТО ДО СИХ ПОР... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ

Сентябрьский день, но до сих пор
В сплетеньях улиц бродит лето,
Глядишь в оконный монитор,
Там облака в лучах рассвета.

Гудит назойливо сверло
Сквозь тишины тугую вату,
То муха бьётся о стекло,
Встать, отпустить, но сил не хватит...

Стал внешний мир почти безлик
В своём насущном бесполезном.
И ценишь каждый новый миг,
Когда висишь над чёрной бездной.

И ты, как муха по стеклу,
Ползёшь, за жизнь едва цепляясь,
Стремясь к последнему теплу,
Нужна всего такая малость.

Былое — выпавшим звеном,
Недуг — мастак в стрельбе навылет.
Нежданным чудом — стук в окно
И чей-то голос: "Есть живые?"

Эти стихи тоже начинаются с описания сентября, но у них совсем другая тема и другой жанр исполнения. Персонаж этих стихов находится в беде, в состоянии, когда «ценишь каждый новый миг, когда висишь над чёрной бездной...» и «как муха по стеклу, ползёшь, за жизнь едва цепляясь». О природе и причине этого вынужденного укрывания небезопасном  месте читатель узнает в самой концовке стихов из фразы: «Нежданным чудом - стук в окно и чей-то голос: "Есть живые?"» Интересное построение сюжета, серьезная тема, более чем убедительно характеризующая события 2023-года...

40. ТАКАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ В НАЧАЛЕ ЛЕТА. МАРИНА ЧИГРА

(практически без худ. вымысла, прототипом является племянник Владимир, участвовавший во взятии Бахмута в составе ЧВК "Вагнер" февраль-май 2023)

Все ждут тепла... и вот скворец, предвестник лета.
Скворцы летят, а Саньки нет,  его не ждут.
А что же я,  ведь жив-здоров... но нет берета,
Не жил в казармах, код - свободен!... не берут.

А мама Саньки мне вчера приснилась... в черном.
Дочурка спит, тревожно в окна смотрит ночь.
Он как братишка младший был... ну смехотворно,
Что не берут... всегда есть шанс стране помочь.

Три дня на фильтр, а еще - на состыковку,
И в мясорубку, прямо в ад,  вот повезло!..
Я не ропщу, а в голове: "Попал ты, Вовка!"
Но я вернусь! Ведь дочка ждет,  я не трепло...

Как на себя, в огонь стянув большие силы,
Мы дали "немцам" прикурить! Горит металл.
Дорогой смерти  тягачи лежат красиво.
И MRAP горел там; всё горит, что запад дал.

Такая, брат, случилась жизнь в начале лета,
Сто двадцать дней, не ранен был, и не убит.
Кто скажет что, не страшно мол, притворство это...
Рюкзак мой враз двухсотым стал, но коптер сбит.

И город взят!!!  Мы за своих - проста наука!
Сейчас болтают... но к чему козе баян!?
Одно я знаю, что подаст мне Санька руку:
"А знаешь, - скажет... - живы мы, Вован".

Как видно из авторского пояснения к стихам, они не только написаны по реальным эпизодам жизни 23-его года, но и повествуют от лица их персонажа - Владимира, участника взятия Бахмута. Язык стихов, далекий от правильного литературного - это язык персонажа, а не автора, поэтому его огрехи не только допустимы, но и  отлично передают и характер героя, и обстановку, в которой он находится. Автор стихов при их записи зачем-то чуть ли не половину фраз заключила в кавычки, видимо, опасаясь, что не все слова читателю будут понятны или что читатель не знаком с переносным значением отдельных фразеологизмов. Я же эти лишние кавычки из текста убрала: любые стихи не должны иметь обилия поясняющих сносок, это не научная статья. Уверена, что все выражения не только будут вами поняты, но и затронут чувства. Стихи с первых же строк погружают нас в обстановку фронта, заставляют сопереживать и симпатизировать персонажам, воюющим за освобождение родной земли.

44. ГУЛЁНА. МИННИАХМЕТОВА ЮЛИАНА

Опять!
Паршивец.
Всыпать бы как до'лжно –
мозги на место вправить. Да не сдюжу.
Хоть раз бы по-людскому: «Мама, можно?»
Сиди, гадай… смотри на стылый ужин.

Два ночи, темень.
Сердце как кувалда.
С друзьями? В центре? Или эта… вписка?
Наверно, я сама и виновата:
«…всё сыночке…» –
навроде, альтруистка.

Как совладать с юнцом?
Твердит: «Я взрослый».
В кармане паспорт. В голове-то… свищет.
Всё думала – он Богом мне ниспослан.
Рубля не дам! –
взял моду: «Кинь хоть тыщу».

…Четвёртый час.
Скребётся в дверь несмело.
Бреньк! – выронил ключи. Шуршит в прихожей.
Пришёл, гулёна… К чёрту! Надоело!
Доколе мне страдать?
Доколе, Боже?

Не выйду встретить. Пусть его. Довольно.
Живой – и ладно.
Помолюсь у храма.
Вот только там, в груди – щемяще больно.
– Мам, ты чего?
Пусти… Не плачь. Ну, мама…

Стихи написаны в том же самом жанре, что и предыдущие - в них рассказывает не автор, а персонаж. Язык не литературный, но здесь он - речевая характеристика образа персонажа - мамы, тревожащейся о куда-то пропавшем подростке - сыне. Очень точно и выразительно переданы эмоции матери: «Два ночи, темень. Сердце как кувалда». «Как совладать с юнцом? Твердит: «Я взрослый». В кармане паспорт. В голове-то… свищет». И в концовке: «Не выйду встретить. Пусть его. Довольно. Живой – и ладно. Помолюсь у храма. Вот только там, в груди – щемяще больно...». Мне очень понравились эти стихи - удивительно точно подобраны и слова, и эмоции. Читатель полностью погружается в сюжет, становится его соучастником. Это только кажется, что так написать просто - вовсе нет! Это куда сложнее, чем правильным литературным языком излагать в рифму события, дополняя их авторскими выводами.

47. СКВОЗНЯКИ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

Очнулась, а лета две трети – откушено.
Две трети!!! что щедро так были отпущены…
Стою, чуть растеряно глядя на небушко,
и думаю:
— Нетушки-нетушки-нетушки, –
всё – не отдам! Впрок припрячу листочек –
в облако:  строчка – для сына, для дочек –
парочка строк, –
и продлится мой срок!
Облако выдавит облачный сок,
я соберу его срочно в ладоши:
длись моё лето подольше, подольше!
Пенься, июлься, сверкай и дожди,
радугой радуйся, ветра дождись:
ветер – весёлый и чуткий прохожий,
он тебя помнит, похоже…
 
Похоже,
лёгкая музыка – это азы, –
вспомни, услышь, положи под язык…
Чувствуешь? – август звучит и синкопы
бродят поодиночке и скопом,
копят энергию для ноября,
что в подсознании где-то набряк.

Так и живём.
Мне копить – не с руки, –
время транжирить свои сквозняки!

А это просто замечательные стихи - нестандартные, легкие, яркие, выразительные! Конечно же, их бы тоже надо было предложить на «Мастер класс-23» - там они и успех бы имели, и мы, читатели, поучились мастерству. «Лёгкая музыка – это азы, – вспомни, услышь, положи под язык…» Или: «Облако выдавит облачный сок, я соберу его срочно в ладоши: длись моё лето подольше, подольше! Пенься, июлься, сверкай и дожди...» Здорово! Хотя в этом конкурсе они немного не в заданную тему. Впрочем,  это только мне так кажется. Ведь все мы  разные, и всегда так было и есть: пока одному - война, другому - веселье. И все мы живем на одной и той же планете, а  жизнь человека куда шире, чем ее отдельные события.

48. СЧАСТЛИВ ТОТ... ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ   

В цепкой памяти лица светятся,
ветер пляшет, листвою шурша,
в окна тычутся рожки месяца,
тихой родиной дышит душа,
внук читает стихи наизусть
о тебе, Златоуст.

Тёплой нежностью сердце полнится,
пахнет свежестью новый полёт,
острой молнией, прямо  по' сердцу,
ни с того ни с сего полоснёт,
словно луч  по  страницам эпох
мамы сдержанный вздох.

Грех широкой душе кукожиться,
сброшу в омут щемящую боль,
ту, что корчит всё время рожицы,
гляну вдаль на лесную юдоль,
ранним утром с корзинкой  в руке
в лес уйду налегке.

Счастлив тот, в ком душа не старится,
кто повенчан с чеканной строкой,
словно ель, не снимая  платьица,
не спешит на дремотный покой,
там,  над ширью долин и полей,
ткётся клин журавлей…

Пляшет с ветром ли, машет веткой ли,
пишет вирши, чтоб грусть заглушить,
зреет точное слово, веское,
в самом жарком мартене души.
…Счастлив тот, кто крылат и стоуст,
в ком живёт Златоуст!

Еще один пример талантливо написанных в 23-ем году стихов: «Счастлив тот, кто крылат и стоуст, в ком живёт Златоуст!». «Счастлив тот, в ком душа не старится, кто повенчан с чеканной строкой». Наверное, это настроение  правильно. Что бы ни происходило, стихи нас лечат и умиротворяют. «Грех широкой душе кукожиться, сброшу в омут щемящую боль, ту, что корчит всё время рожицы».  Поэтому  какой бы год в нашу жизнь ни ворвался, поэт остается непоколебим, он по-прежнему «пишет вирши, чтоб грусть заглушить. Зреет точное слово, веское, в самом жарком мартене души». Вы все с этим согласны?

49. РУССКИЕ ПРИШЛИ! ФИДЕЛЬ САГИТОВ

Когда подвал их взрывом завалило,
Такое уже было в Маяках,
У них с собой две булки хлеба было,
Что прихватить успели впопыхах.

Само собою, спички, пара свечек,
Воды в бидоне литра полтора,
Вот так они сидели целый вечер,
Потом всю ночь до самого утра.

Им было страшно в том сыром подвале,
Вдруг не отыщут их и не спасут,
Попробуй отыскать в таком завале
Двух стариков, что так спасенья ждут.

А был посёлок этот в "серой" зоне,
Шли за него упорные бои,
И те, кто оставался в том районе,
Всё ждали, ну когда ж придут свои.

Лишь рассвело, их разбудили звуки,
Какой-то шум, людские голоса,
Как позже оказалось, чьи-то руки
Завал тот разбирали два часа.

Ребята из чеченского спецназа
Врага прогнать смогли из Маяков
И вместе с ополченцами Донбасса
Спасти успели всё же стариков.

Их командир назвался Магомедом,
Сказал им: "С добрым утром, маршалла!"
Потом помедлил и добавил следом:
"Уж извините, дукха бех билла*".    * Извините, что так долго (чеч.)

От радости, услышав Магомеда,
У бабы Насти слёзы потекли,
И, помолчав, она сказала деду:
"Ну слава Богу, русские пришли!"

Сюжет не авторский - где-то на просторах СМИ я уже слышала эту историю, но стихи получились замечательные. До глубины души они меня пронзили, до слез радости и гордости за наш многонациональный народ - русский мир. Здесь трудно что-то комментировать или к чему-то придираться - просто прочтите. Отличные стихи в жанре поэтического рассказа.

**********************************************************

А теперь я познакомлю вас  с нашими новыми авторами - теми, кто впервые заявил о себе в качестве участника конкурса ТМА или очень редко к нам заходит. Стихи таких участников я постараюсь показывать вам в статье независимо от того, были они отобраны судьями или нет. Новые участники нам очень нужны, они смогут познакомить нас с другими стилями письма, поделиться своими поэтическими находками.

45. Я ОТРАЖАЮСЬ В ТЫСЯЧАХ ЗЕРКАЛ... ЕЛЕНА ВЫШАР 

Я отражаюсь в тысячах зеркал,
И ты - мое иное отраженье.
Разрушены тысячелетья скал,
И множество миров пришло в движенье.

Все нити сплетены, узор готов,
Все ждет начала в нетерпеньи гулком.
А ты спасаешь уличных котов
И не спешишь ко мне по переулкам.

В моем зеркальном мире все ясны
И жизнь звучит в многоголосом хоре.
Есть отраженья света, и весны,
И трещинки в нечестном разговоре.

Есть блики радости и блики слез,
Тоски и жути, что под утро тают.
Разлук и встреч, печали не всерьез.
И лишь тебя в картине не хватает.

Эти стихи не 23-й год характеризуют, просто служат лирическим рассказом автора о своих чувствах. Но это - хорошая лирика, лирика философская, а не только любовная. «Я отражаюсь в тысячах зеркал» - какая интересная мысль с самого начала стихотворения! Яркий образ, который последовательно развивается далее:«В моем зеркальном мире все ясны, и жизнь звучит в многоголосом хоре». В многообразии зеркал жизни есть все «блики радости и блики слез, тоски и жути, что под утро тают, разлук и встреч, печали не всерьез»... И далее - личная история:  единственного отражения нет в этой картине, образа того, кто «спасает уличных котов и не спешит ко мне по переулкам». Мне очень нравится, как автор выстроила сюжет в этом стихотворении.

41. СТАРУШКА. ВАЛЕНТИНА МЯСОЕДОВА 

По тропинке старушка бредёт, чуть качаясь,
Много лет ей, да годы уже не считает.
Нарядилась, как будто идет на смотрины,
И красивый платок не скрывает седины.

Пусть качает, с ума не сойти бы - всё помнит…
Ах, как больно идти и все косточки ломит.
Помнит детство суровое, холод и голод,
Как отца на войну провожал весь поселок.

Вот она проклятущая! Весточки с фронта
Шли подолгу и редко – пришла похоронка…
До войны мать рожала детишек, не споря,
Молодая, больная, не вынесла горя.

Дочка бросила школу, им мать заменила…
Время быстро летит, ох, когда это было!
У самой нет семьи, ни детей и ни мужа –
Боль душевная, поздно, и он ей не нужен…

Здесь тропинка кончается, шум на дороге,
Мчат машины, седая старушка в тревоге,
Всё ж решила идти, но нетвёрдо шагает.
Я навстречу спешу! Перейти помогаю!

Когда мы решаемся написать свои стихи самой простой - парной рифмовкой строк, всегда нужно помнить, что простота эта кажущаяся: между рядом стоящими рифмами очень нужна точность, все слабые рифмы становятся  слышны и испортят общее впечатление. Даже такие, относительно  близкие, как "качаясь -считает", "голод-поселок", "фронта-похоронка", "шагает-помогаю". С другой стороны, все параллельные рифмы - составленные из слов одной и той же части речи в одном падеже, лице, числе - тоже стихи не украсят ("помнит-ломит"). Так что лучше не рисковать с парной рифмовкой строф. Зато по содержанию стихи получились запоминающимися: мне понравилось, как автор свое случайное наблюдение старушки превратила в глубокое размышление об ее предполагаемом трудном жизненном пути - получилось отлично, с четкой гражданской позицией автора. А вот концовка разочаровала. Во-первых, она выглядит как детское хвастовство своим хорошим поступком, во-вторых, вряд  ли героиня стихов помогла старушке только потому, что та войну пережила, уверена, что любому пожилому человеку нужна помощь. И, наконец, концовка в стихах - почти всегда главная мысль стихов. А автор туда самого себя ставит...

26. ЭТО БЫЛО В ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕМ. ИНОК ПАИСИЙ.

Как миг четыре года пронеслись.
Я стал своим в стране восточных грез,
Душа неудержимо рвалась ввысь,
А разум все скучает без берез.

И, наконец, моим мольбам внемлЯ,                внЕмля
Господь сподобил вновь увидеть ДОМ.
На две недели был отпущен я
И вновь упал пред образом* ничком:

«О, Богоматерь, Матушка моя!
Благослови на сход и на исход!»
Затем игумен, братия, семья,
Погост, и прихожане, и НАРОД.

Игумен встретил, Богу помолясь,
Обитель, слез разлуки не сдержав,
Родная мать, едва-едва держась,
А брат обнял, законы все поправ.

А на погосте две могилы в ряд,
Здесь бабушки и дедушки кресты,
И говорят, что третий год подряд
Над ними плачут ива и цветы.

Чреда** неделю, свечи, образа
И богомольный страждущий НАРОД,
Не смеющий воздеть свои глаза
От тягостей пороков и невзгод.

Я утешал и сострадал как мог,
Но время скоротечное прошло.
И все ж тоску свою я превозмог,
Поняв, что в вечности года ничто.

Я вновь горю любовию ко всем,
Готов идти с надеждой в каждый ДОМ
В Таджикистане, в Душанбе, затем
Утешиться молитвой и постом.

*По образцу афонских обителей в моем монастыре принято перед отъездом из монастыря и по прибытии, при назначении на другое послушание и в других случаях приходить к иконе Пресвятой Богородицы на благословение.
**Чреда – недельный круг богослужений, на который назначают священнослужителей по очереди.

Всегда интересно познакомиться с впечатлениями человека, живущего иначе,  по другим внутренним установкам - инока на послушании, вернувшегося из южных краев в свою родную обитель. Стихи яркие, содержательные, хотя по  технике исполнения небезупречные. Во-первых, не стоило одно и то же значащее слово ставить на конец строки в качестве рифмы (см. 2 и 8 строфу - "дом", и 3 и 6 строфы - "народ"). Во-вторых,  искажение ударения в слове "внЕмля": в тексте - "внемлЯ". В-третьих, слабая рифма "прошло-ничто" и рифмы всей 4-й строфы, где собрались  одни деепричастия - это немного портит впечатление о технике написания. А по содержанию - очень интересно. «Я стал своим в стране восточных грез, душа неудержимо рвалась ввысь, а  разум все скучает без берез...». Запоминающиеся стихи!

50. СПОКОЙСТВИЕ... ВИКТОР МЕЛЕХИН 
 
Вдали от шума городов и СВЕТА,
В лесной глуши, в прозрачной тишине.
Улавливая отголоски лета,
Купался при сияющей луне.

Вода озёрная лечила раны;
Прохлада закаляла тело, дух;
В седых висках стихали барабаны -
Пульсаций крови ослабляя стук.

СПОКОЙСТВИЕ ВОССТАНОВИЛО НЕРВЫ,
А разум сгладил сердца рваный ритм.
Вдали за горизонтом лучик первый
Сверкнул и мне надежду подарил.

Пусть солнце светит, заживляя раны,
Души, застывшей от холодных чувств.
Природы звуки пусть ВЗЛОМАЮТ КРАНЫ
К ЭМОЦИЯМ, которых я не чужд.

И станет тихо, просто и надёжно.
Вода и солнце, воздух и леса
Вдруг исцелят от пустоты тревожной,
Вернут мне веру, Бога, небеса...

Неплохие стихи - стихи о нашем единении с природой, которая лечит и наполняет, написано искренне и понятно. Хотя не все слова, на мой взгляд, удачно подобраны. Например, корявое "взломают краны к эмоциям".  Или "спокойствие восстановило НЕРВЫ". ( восстановить бодрость, настроение, самочувствие, силы - понимаю, а нервы - это медицина...). "А РАЗУМ сгладил сердца рваный ритм" - тоже не слишком удачное по подбору слов, хотя и понятное авторское наблюдение. А если уж совсем придираться, то удивила первая строка: "Вдали от шума городов и СВЕТА", которая в концовке находит противоречие себе: "Пусть солнце СВЕТИТ, заживляя раны". Вроде пустячок, но на свои свеже написанные стихи на другой день бывает очень полезно посмотреть глазами стороннего придиры и буквоеда. Это я из собственного опыта знаю! )))

*******************************************
В заключение - подарок от наших судей - внеконкурсные стихи.

СЛОНЫ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО.   ВНЕ КОНКУРСА

Я пыль вытирала на полке.
Неловко взметнулся рукав,
И мраморный слон на осколки
Рассыпался, на пол упав.

Прабабки покойной наследство,
Семь белых фигурок - семья.
Одну ещё, помнится, в детстве,
Балуясь, раскокала я.

Другую во двор выносила
И бросила где-то в траве.
Какая-то странная сила
Слонов забирала. Лишь две

Осталось таких статуэтки.
Все старшие - в списке потерь.
И только их слоники-детки
Стоят сиротливо теперь.

Уходят слоны из сервантов,
Беззвучно тревогу трубя.
Уходят серванты-гиганты,
Они исчерпали себя.

Уставшие эти атланты
Уже никому не нужны.
Всё хрупче и хрупче серванты,
Всё мельче и мельче слоны...

******************************************
На этом все. Всем - без исключения! - низкий поклон за представленные на конкурс стихи. Мне кажется, нам удалось создать с их помощью пеструю мозаику настроений, событий и эмоций в картине настоящего 2023 года. Не знаю, как вам, а мне было интересно с головой погрузиться в эти такие разные по темам стихи. Участвуйте в конкурсах ТМА. Чем больше участников, тем убедительнее победа и тем интереснее обсуждение. С уважением,  ваша Алкора, 15.10.23.