Земной Рай. Реки и воды Данте

Ирина Чубенко Сергеева
        основной текст http://stihi.ru/2023/03/14/3149
        Ад. Зона льва. Пояса и рвы http://stihi.ru/2023/11/07/5360
        комментарии http://stihi.ru/2023/05/11/5059
        сады Данте http://stihi.ru/2023/09/26/4548

В прошлый раз мы расстались с Улиссом, парным персонажем Данте. Данте - великий путешественник нового типа, побывал в Раю, Улисс почти приблизился и разбился у берегов Земного рая. Для Данте это самый привлекательный персонаж. Почему Улисс в аду, а Данте в Раю? Они встречаются дважды: в аду и на горе Чистилище. В тот момент, когда Данте с Вергилием пропущены на гору Катоном, последний говорит Вергилию: "Пойди его умой и опояшь его травой". Трава эта в воде океана, которая выдерживает сопротивление волн, бьющих о берег и они разбивают Улисса. И вот этот Тростник и отличает Улисса от Данте, это смирение, как верность желанию. Вергилий отрывает веточку и в этом месте сразу регенирируется новый тростник. У этого смирения есть две характеристики: пластичность и регенерация. Мы на горе Чистилище, мы уже прошли радикальную зону милосердия, в которой люди вообще не способны спастись, прошли над завистью при помощи слуха и музыки, прошли победу над гневом, при помощи тактильных прикосновений, доверия друг друга в тумане, потом прошли уныние, где столетиями карабкаются люди на гору, а с неба тебе сыпятся какие - то подарки в виде дождя: картин, музыки, прикосновений и всё это ведёт вверх. Там движение только в одну сторону - к счастью. Это такой радар красоты, если ты этому научился, твоя задача теперь липнуть к красоте. Притягивайся наздоровье, но от тебя мало что зависит, у тебя заканчиваются усилия. Выход из уныния происходит через дружбу, а не через зрение, слух и тактильность. Далее мы прошли скупцов и расточителей, где мы переживаем землетрясения. Данте в шоке почему ангелы поют. А поют они потому, что одна душа переходит на уровень другой. Это тектоническое событие, которое сотрясает рай, душа до него дошла. Только Стаций за один день проходит все уровни.

22 - я песня. Круг чревоугодников и в нем растёт дерево, перевернутое вниз. Это странное дерево излечивает их, оно висит как перевернутая ель и с него всё время течёт. Чревоугодники - такие счастливые анорексики и они объясняют Данте, что хвала лучше, чем еда: Ты ешь как птица, что тебе появляется. Ты не простраиваешь еду, а берёшь что даётся, живёшь за счёт подарков. Так описан пост. Мир кишмя кишит этими смыслами, хочешь им научиться - умей ограничиваться. Хвалить человека - это работа садовника в саду. 27 - я песня. Вергилий довёл Данте до Земного Рая, там сцена их прощания и стена огня, через которую он его проводит - это проблема заборов в саду, ограды. Мы видим Земной Рай. Ближе всех к этому огню приходят люди, которые сладострастники, они как муравьи носами- усиками соприкасаются и ходят кругами. Так показано, что хватит соглашаться на меньшее. Любовь слишком скоротечна и надо прыгнуть в этот огонь, как рыбка. Данте понял, что происходит что - то не то, надо подойти к стене огня - жарко, а в другой стороне обрыв. Здесь триумф проводничества, садовничества, как хотите, так и назовите. Вергилий указывает Данте пройти через этот огонь, уговаривает что там Беатриче. Они оказываются в Земном Раю.

27 - я песня. Это реальный лес, который Данте видел в Равенне, он называется Пинетта - Земной Рай с точки зрения Данте. Проводник закончился, что делать человеку, который уже достиг Рая? Ему говорят: Сиди, броди и жди Беатриче. Он приготовился сидеть, бродить, как на пикнике и вся 28 - я песня это описание как он там сидит и бродит. Там же описан сон, ему в Раю снится рай и две девушки - сестры: Лия и Рахель. Появляется парный образ Марии и Марфы, который соответствует длительному и созерцательному началу. Лия плетет венки, Рахель смотрит в зеркало. Данте просыпается и встречается с девушкой, неописанной нигде в мировой литературе. Её зовут Мательда. Она ему встречается, когда он не совсем готов. Земной Рай - это вообще такое место где практически нет людей, это трансфер, все улетают на небо, Адама выгнали, люди туда попасть не могут. Место идеальное, но там никого нет. И Данте там совершенно разумно собирается сидеть, бродить.

Мательда описывает ему Рай и все её действия напоминают Софию (премудрость божью). Они идут вдоль ручья и она ему рассказывает что будет. Данте неловко, что он ей увлёкся, это он ещё Беатриче не встретил, которая ему припомнит все его увлечения. Он встречает другую, которая и поёт, и танцует и всё рассказывает. Земной Рай - это сад знаков, которые нужно толковать и должен быть кто - то, кто ему их растолкует. Вот это Мательда, она такой же герменевтик, человек судьбы, читающий знаки, чтобы тот не застрял в Земном Раю. Сколько проводников у Данте было? Три. А на самом деле три с половиной. В такой короткий момент времени, когда Вергилий ушёл, а Беатриче ещё не пришла, это тоже проводник. Мательда великий экзегет. Она читает сад как книгу, она обитательница Земного Рая. В этих деталях весь Данте. Он просит её  подойти ближе, это  Босх, с его садом земных наслаждений, сад сладостей в переводе Иеронима. Мательда рассказывает что было в Земном Раю, когда Адама выгнали. Человек стал заниматься игрой, а труд и работа пришли потом. Она экскурсовод по саду.

39 - я песня. Появляется процессия и Мательда объясняет Данте кто эти персонажи в кавалькаде Беатриче. 30 - я песня. Данте встречает Беатриче вовсе не так как был намерен, где она ему устраивает торжественно - божественный разгром. Для Данте это хеппи- энд, шёл- шёл и встретил Беатриче, "почувствовал разящим остриё". Он, когда стал отроком в 12 лет, почувствовал острие разящей силы, которое стало его время от времени захватывать. Очень духовная сцена:) Данте чувствует, что его начинает колбасить, как при встрече на мосту и он не унимается, чтобы мы точно поняли что с ним происходит. Чтобы мы не подумали, что он просто вздохнул, ему страшно неудобно, что то, что он почувствовал отроком разящим острие, что оно делает в Раю? И дальше с ним происходит потрясающая реакция:"Я глянул влево с той мольбой во взоре, с какой ребёнок ищет мать свою и к ней бежит в испуге или в горе". Это очень смелая терцина, когда мужчина чем - то взволнован он ищет маму и это очень неудобно. Разящее острие появляется и он не знает что с этим делать, мамы нет. "Всю кровь мою терзает несказанно, следы огня былого узнаю". Сильно жжёт. Вергилий, дорогой, ты мне срочно нужен. И тут Данте вообще в панике, он его зовёт, а Вергилия нет, Данте плачет и рыдает. А чего рыдает? Беатриче ещё с коляски - повозки не сошла.

Беатриче сходит с повозки и обращается к нему: Дант, не плачь, ты не о том плачешь вообще. Сейчас поговорим. Не тратя время на пустые разговоры, она спрашивает: Что ты тут делаешь? Данте растерян, он ждал встречу, но не такую. Беатриче начинает ему набрасывать, он понимает что это перебор и тут ангелы запели, подсказывая ему что отвечать. Она на него катит, ангелы в ужасе и помогают ему, суфлируя ответы. Беатриче объясняет ему: Давай, дружок, готовься, сейчас поговорим нормально. Песня 31 - я. Беатриче спрашивает: Ты видел что - либо лучше чем я? Видел? Тогда что это за поведение? Что ты делал? Она очень рационально ему всё объясняет. Данте стыдно. Беатриче  продолжает: Терпи и смотри в глаза! Что это было, отвечай. Такая сцена избиения младенца. Данте видел всё  в аду, он по Люциферу спускался, по волосам его, он на Герионе летал, он в нечистотах лежал, он по горе карабкался, он такое претерпел и всё почему - он к девушке шёл. Для Беатриче ясно зачем она это делает, если он сейчас не очистится, он не сможет летать. Она борется за его аэродинамические качества, она ему облегчает душу. Это исповедь, это суд и кто его принимает - девушка. Почему она это может себе позволить, потому что она знает, что всё  зло, которое она услышит, её  не разрушит. Величие Беатриче в том, что она делает ему подарок, что он вспомнит всё гниющее и ужасное в нём, которое он никому и никогда не расскажет и из за этого не летает. И, если бы мы этого не понимали, это было бы ужасно. Делает это она для того, чтобы он оказался в небесном саду. Жёсткость - это трансфер между двумя райскими садами. Данте, конечно, не слабого десятка человек и что он делает? Он падает в обморок, теряет сознание. Потом он открывает глаза и тут Мательда, с которой он должен идти гулять по речкам. Одна река забвения - Лета. Вторая река - Эвноя, река благой памяти, в которой закрепляется всё хорошее в человеке. Эвноя существует только у Данте и нигде больше. Она закрепляет в памяти все маленькие, но очень важные вещи. Данте искупался в этих реках, Мательда его туда засовывала. Это её  функция и она это всё  с ним поделала. 33 - я песня. Данте стал очищен и воссоздан зеленью живой, он возвращается к животворящей силе. А что это? Образ растений конечно же. Духовная метафора.

В следующей части мы полетим в Рай.

Рай Данте. Три моря http://stihi.ru/2023/11/01/6227

иллюстрация Гюстав Доре