Особенности создания современной выставочной среды

Ира Богатова
Аннотация: в статье говорится том, как графический дизайн влияет на создание самого ювелирного изделия, а также его представления на выставке. На российском рынке ювелирных изделий отмечены проблемы нехватки синтеза всех смежных специалистов, которые проектируют, изготавливают и презентую ювелирные бренды. Также отмечен низкий уровень профессиональных навыков, мотивации развития молодых специалистов в области графического дизайна самих ювелирных брендов и презентации их на выставках, создания интерьера выставочного процесса.
Ключевые слова: ювелирные изделия, дизайн, выставка, бренд, технологии, моделирование.

FEATURES OF CREATING A MODERN EXHIBITION ENVIRONMENT USING GRAPHIC DESIGN IN THE JEWELERY INDUSTRY
Abstract: the article talks about how graphic design affects the creation of the jewelry itself, as well as its presentation at the exhibition. In the Russian jewelry market, there are problems with the lack of synthesis of all related specialists who design, manufacture and present jewelry brands. Also noted was the low level of professional skills, motivation for the development of young specialists in the field of graphic design of the jewelry brands themselves and their presentation at exhibitions, creating the interior of the exhibition process.
Key words: jewelry, design, exhibition, brand, technology, modeling.

На сегодняшний день дизайн выставок сопряжён синтезом интерьерного, архитектурного и графического дизайна. Так, создавая выставки для ювелирных изделий, организаторы продумывают интерьер зала, подиумов, стендов, а также архитектурные решения, графические изображения, которые будут создавать уникальные лейблы компаний. На выставочных мероприятиях важным будет синтез визуальной составляющей и функциональности представленной экспозиции, а также наполнения пространства, подобранная цветовая гамма. Важным будет здесь графическое наполнение выставочного комплекса, разработка листовок, визиток, афиш, баннеров, которые будут представлять тот или иной ювелирный товар.  Основой выставок будет чётко и профессионально разработанный графический дизайн, который будет представлять тот или иной товар, образцы и примеры ювелирных украшений. Исходя из разработанного дизайна, о компании будут судить как о её представительном стиле, запоминающейся символике, графический дизайн должен помочь стать ювелирному товару уникальным среди других на выставке [4].
Для запросов графического дизайна можно выделить две составляющие, среди которых графика используется как запрос общества, потребность соответствия социуму, финансовым институтам, конкуренции. А вот Р.Ю. Овчинникова отмечает, что отлично разработанный дизайн продукции готовит его к продуктивной продаже, запоминанию на рынке, выведению на высокий конкурентный уровень [3].
Другая составляющая относится к нехватке проектных разработок, художественной задумки дизайна ювелирной продукции, подбора локации, что формирует проблемные моменты выставочных комплексов. Такая проблема могла сформировать из-за нехватки методического оснащения обучающихся, специалистов в области графики, которые смогут на базе имеющихся трудовой составить свою работу. Но как правило, не хватает четких целевых ориентиров и нацеленности на развитие, которое будет формировать знания, новые творческие задумки в области ювелирных товаров.
Отмечено, что создание ювелирных изделий, чаще, происходит для создания потока продукции, с помощью которой можно получить прибыль, не всегда производители заботятся о качестве товаров, что снижает спрос и уникальность изделий. На сегодняшний день, дизайн ювелирных изделий зачастую не сопряжён с самим производством, что не позволяет в полной мере производить такую продукцию в синтезе нескольких работающих структур. Дизайнеры не всегда видят конечный итог своего воплощения идеи, что не позволяет представлять конечный продукт в реальном изображении. Исходя из этого, также не имеют представления графические дизайнеры уже на выставочных проектах, т.е. нет единой системы от создания объемного рисунка в графике, производства самого ювелирного изделия и до представления его на выставке.
Можно отметить, что, создавая графические дизайны для выставок ювелирных изделий в России, зачастую мастера используют плагиат, копируют схожие изображения, используемые в западных лейблах. Часто, создавая выставочную презентацию, используются маркеры других компаний для привлечения внимания. Всё это говорит о том, что в России стоит острая нехватка специалистов, которые будут разрабатывать новый уникальный продукт отечественного производства.
Исходя из такого положения, стоит отметить вопрос о нехватки в России крупных ювелирных брендов, которые могли бы выйти на международный рынок и быть конкурентными. Стоит острая нехватка брендирования, создания синтеза всех составляющих проектирования, производства и презентации ювелирных товаров. А.А. Вахрышева отмечает, что для ювелирных изделий достаточно сложно быть узнаваемыми, иметь свою уникальность, быть конкурентоспособными.  Здесь должна работать команда профессионалов, которые представляют все этапы создания и продвижения ювелирных товаров, а также финансовые вложения в рекламу, дизайн, которые должны окупиться при правильном расчёте [1]. Поэтому современному дизайнеру ювелирного товара необходимо иметь компетенции, связь с разными смежным специалистами, участвующими в создании и продвижении ювелирного бренда.
До недавнего времени считалось, что у в нашей стране нет школы современного ювелирного дизайна. Однако в последние годы стала намечаться тенденция формирования новых кадров. Появляются очень интересные, прорывные вещи мирового уровня. Но вот представление ювелирных товаров на выставках не всегда имеет успех на отечественном рынке [5].
С. Галанин отмечает, что обучение графическому дизайну ювелиров в России происходит с рядом трудностей:
1) К первой можно отнести перенимание опыта у своих же учителей, а не обучение на всероссийском и международном уровне, что снижает формирование опыта, уровень подготовки таких специалистов низкий, нет возможности карьерного роста. Такую проблему может решить только постоянная возможность переобучения, перенимание опыта в ювелирных школах всероссийского и международного уровня, возможность стажировки в международных компаниях, формирование базы кадров с различных вузов, городов, стран. Необходимо создание новых проектов, формирование креативных, творческих идей, дополнительное финансирование на обучающие программы, переобучение, достойная заработная плата педагогам, чтобы они не уходили в более престижные вузы, компании [2].
2) Для второй проблемы характерным будет низкий уровень мотивации молодого поколения в данной профессии, работы с ювелирными изделиями, создание новинок, а также повышение образования. Также стоит нехватка включения собственных проектов студентов старших курсов в работу ювелирных компаний.
Если рассматривать уровень производства, то можно выделить, что качество предоставляемого материала для работы с ювелирными изделиями не всегда находится на высоком уровне. Приходится делать много корректировок в созданные макеты, потому металл не передаёт всю точность созданной задумки, а выставочные образцы, которые производятся штучно, в массовом производстве получаются с искажениями.
Так, выделим, что проблемы графического дизайна ювелирной продукции и реализации её на выставках могут сопровождаться рядом трудностей:
- может сформироваться нехватка технического обслуживания на выставках, представляющих ювелирные изделия, а также старое техническое оборудование на самих предприятиях, где воплощаются дизайнерские задумки [6];
- определение низкого уровня рабочей силы, нежелание работодателей повышать заработную плату, что не позволяет дизайнерам проходить курсы переобучения, из-за этого формируется низкий уровень производства, шаблонность, отсутствие уникальности в ювелирных изделиях;
- низкий уровень знаний дизайнером системы производства ювелирного изделия, представления его на вставке, что не даёт возможности проектировать и планировать, учитывать все эти тонкости. Нет синтеза всех смежных работ, знаний и представлений о цельности процесса изготовления ювелирного изделия;
- создание технологий 3D моделирования, которые будут представлять качественный дизайн, современные технологии, позволять специалисту видеть созданный материал уже в готовом виде при производстве. Также, такие технологии позволят сразу видеть недочёты при объёмной изображении, корректировать их, чтобы представлять на выставках качественный материал.
Стоит заметить, что внедрение 3D моделирования в сам выставочный процесс может также заинтересовать посетителей, покупателей, ведь здесь можно представить не только объёмную картинку ювелирного товара, но и все этапы его создания, что заинтересует клиента, позволит создать честную историю производства.
Исходя из описанного, стоит вывести, что графический дизайн ювелирных изделий должен включать компетентности не только по изготовлению продукции, но и представлению её на выставках, подбору выставочной среды, стендов, разработки ювелирных изделий, которые будут эффектно смотреть на презентации продукции. Таким образом, графический дизайнер должен обладать компетенциями о всём комплексе от начала прорисовки контуров, схематического изображения ювелирной продукции, после её изготовления, а затем выставочных особенностей презентации.


Список литературы:
1. Вахрышева А.А. Современное состояние рынка ювелирных товаров и перспективы его развития / А.А. Вахрышева, К.В. Илларионова // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, в 4 ч., Санкт-Петербург, 01-04 июня 2021 года. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. - С. 574-579.
2. Галанин С. Кое-что о дизайне и дизайнерах российских ювелирных изделий. Uvelir.info, 2020. URL: (дата обращения: 20.06.2023).
3. Овчинникова Раиса Юрьевна Графический дизайн в контексте визуальной культуры и новых технологий // Манускрипт. 2019. №5. URL: (дата обращения: 20.06.2023).
4. Русакова И.В. Роль выставочной деятельности в процессе обучения специалиста средового дизайна (к постановке вопроса) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №4. URL:  (дата обращения: 21.06.2023).
5. Стрига Т.В. Особенности потребительских предпочтений на рынке ювелирных изделий // Инновационная наука. 2022. №6-1. URL: (дата обращения: 22.06.2023).
6. Шендо М.В., Свиридова Е.В. Рынок ювелирных изделий России в условиях пандемии-2020 // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2020. №3. URL: (дата обращения: 22.06.2023).

(С)Ирина Богатова