Музей Фёдора Шаляпина на Новинском бульваре

Ольга Карагодина
Музей-усадьба Фёдора Ивановича Шаляпина на Новинском бульваре связан с одним из периодов жизни и творчества русского певца. Именно в этом доме он жил со своей первой женой итальянской балериной Иолой Торнаги. Музей существует с 1988 года. Инициатором открытия была Иола Торнаги, предложившая советским властям организовать мемориальный дом в особняке XVIII века, где Фёдор Иванович прожил с 1910 по 1922 год.
Экспозиция музея состоит из богатейшей коллекции личных вещей артиста, сценических костюмов, мебели, художественных работ Валентина Серова, Константина Коровина, Василия Поленова, Михаила Нестерова, Михаила Врубеля и Бориса Шаляпина – сына артиста.
Мировая слава Шаляпина началась в России. У него долгое время не было своего дома. Большую часть своей жизни он провёл на чемоданах, постоянно гастролируя. Но дом Шаляпину был необходим, у него была большая семья и в объявлении о покупке дома он писал: «Нужна квартира – особняк комнат 10-12. Отопление голландское. Местность по возможности центральная. Желательно бы сад». Усадьба на Новинском бульваре как нельзя лучше подходила под это описание. 8 мая 1910 года между супругой Шаляпина Иолой Игнатьевной и купчихой Капитолиной Алексеевной Баженовой был заключен договор о покупке усадьбы и прилежащего участка.
Дом был переделан на современный манер: провели газ, электричество, в подвале оборудовали котельную – горячая вода подавалась в три ванные комнаты. Ближайшими соседями Шаляпина были художник Михаил Нестеров, писатель Алексей Толстой и композитор Михаил Слонов.
В особняке на Новинском бульваре часто бывали: Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Максим Горький, Иван Бунин, Константин Коровин, Валентин Серов и многие другие. Особняк превратился в одно из культурных мест в столице.
Жизнь востребованного артиста – это «жизнь на чемоданах». Кофры, чемоданы, шляпные коробки, всё это складывалось в прихожей, так как эти вещи постоянно сопровождали своего хозяина. Всё это можно и сейчас увидеть в первом зале экспозиции.
Особого интереса заслуживает кабинет Шаляпина – личное пространство хозяина дома. Первым педагогом разглядевшим талант Шаляпина стал Дмитрий Усатов, в прошлом знаменитый тенор Большого театра. Усатов поддержал и воспитал молодого артиста, привил ему хорошие манеры, помог сделать первые шаги, ведь за плечами Шаляпина не было консерватории. Среди учителей Шаляпина были артисты драмы Мамонт Дальский и Юрий Юрьев. Шаляпин часто посещал Малый театр, общался с такими знаменитостями, как Мария Ермолова и Ольга Садовская. Был тесно связан с артистами МХТ. Постепенно у певца сложилась собственная система «вокала и игры, сценического поведения оперного артиста».
Дирижёр Николай Голованов вспоминал, как К.С.Станиславский слушал Шаляпина в Дон-Кихоте, надев поверх пенсне очки и приставив к очкам бинокль, следил за каждым движением артиста. Не случайно впоследствии Станиславский говорил, что свою систему, он списал с Шаляпина, утверждая: «то, что завершено Шаляпиным в смысле слияния драмы, вокала и музыки, нужно сделать общим достоянием».
Вторым учителем в профессии стал Рахманинов. Шаляпин готовил вместе с композитором роли Бориса Годунова, а потом и Мефистофеля. Артист пел Алеко в опере Рахманинова «Цыгане». Вместе с Рахманиновым  Шаляпин ездил в гости ко Льву Толстому в Хамовники.  Общался Шаляпин и с лучшими русским литераторами Куприным, Чеховым, Буниным, Гиляровским и Леонидом Андреевым. Он даже становился персонажем некоторых произведений своих друзей. Эпизод с Шаляпиным поющим «Дубинушку» в ресторане «Метрополь» вошёл в роман «Жизнь Клима Самгина» М.Горького написавшего: «Шаляпин – лицо символическое… Такие люди рождаются, чтобы напомнить всем: вот как силён, как талантлив русский народ».
В кабинете на столе лежит завещание Шаляпина наследникам, написанное во Франции в 1938 году (в этом же году Шаляпин умер от лейкемии), переданное нотариусу Ж.Лефевру. В него вошли все, кроме его первой жены Иолы.
Семейная жизнь у Фёдора Ивановича сложилась бурная. Эффектная балерина Иола Торнаги приехала в Россию из Италии на короткие гастроли, но встретив Фёдора Шаляпина, влюбилась, вышла замуж и прожила в первопрестольной почти всю оставшуюся жизнь. На свадьбе Шаляпина посаженным отцом был Савва Мамонтов, познакомивший влюблённых. Шаферами были Сергей Рахманинов и Константин Коровин.
Иола Торнаги-Шаляпина стала настоящей хозяйкой этого дома. Сын Фёдор вспоминал: «Отец зарабатывал деньги. Всё в доме устраивала мама». Ради семьи Иола оставила сцену. Родила шестерых детей: Игоря, Ирину, Лидию, Бориса, близнецов Фёдора и Татьяну. К неутешному горю родителей их первенец и любимец Шаляпина Игорь, «Игрушка», как он его ласково называл, умер в возрасте четырёх лет от аппендицита. Девочек учили танцам, музыке, рисунку и хорошим манерам. Девочки посещали Алфёровскую гимназию, мальчики – Поливановскую. Все дети Шаляпина мечтали стать артистами. Дети принимали участие в благотворительных спектаклях.
В 1914 году, в расцвете своей славы, великий русский бас Фёдор Шаляпин переехал в Санкт-Петербург и послился в доме на Пермской улице (ныне улица Графтио), где прожил до своего отъезда за границу в 1922 году. За это время у певца появилась новая семья: вторая супруга Мария Валентиновна Петцольд и пятеро детей (Эдуард, Стелла, Марфа, Марина и Дасия). Дом в Петербурге стал последним адресом артиста в России. В доме была огромная столовая. За столом помещались двадцать восемь человек. Шаляпин любил после спектакля приезжать домой с огромной компанией. Еду готовил личный повар Шаляпина – Николай Хвостов. Застолья нередко продолжались до утра, включая игру на биллиарде, картёжные игры и конечно музыкальные номера, которые проходили в гостиной, где наслаждались неповторимым голосом хозяина. Гостями нередко были: Александр Блок, Александр Куприн, Максим Горький, Герберт Уэллс, Владимир Маяковский, Корней Чуковский и другие. В память о них остались фотографии и подарки.
Только в 1914 году Шаляпин исполнил девять спектаклей на сцене Мариинского театра и шестнадцать в Народном театре Санкт-Петербурга. В мае-июле участвовал в лондонских гастролях антрепризы Сергея Дягилева «русские сезоны», выступив в семнадцати спектаклях. Вернувшись из Европы, Шаляпин решил устроить два лазарета для раненых воинов – один в Москве, другой в Санкт-Петербурге.
В январе 1915 года Шаляпин встречается с Максимом Горьким. Было принято решение, что мемуары Шаляпина будет писать Максим Горький со слов артиста. Шаляпин выступил в Мариинском театре тринадцать раз и восемнадцать в Народном доме Петрограда. Впервые выступил в качестве актёра кинематографа, сыграв главную роль в фильме режиссёра Александра Иванова-Гая «Царь Иван Васильевич Грозный». В мае покупает особняк на Пермской улице, 26 и становится домовладельцем.
Вторая жена Шаляпина Мария Валентиновна Петцольд (1882-1964) была родом из Гродно из семьи коллежского советника. Окончила Мариинскую женскую гимназию в Казани. Вышла замуж за Артура-Эдуарда Петцольда – сына владельца нескольких пивоваренных заводов. Родила ему двух детей, а сам он трагически скончался. Катаясь на лыжах, он упал и скончался от перитонита. Через два года после его смерти Мария Валентиновна познакомилась с Шаляпиным. Знакомство их произошло в Москве на одном из музыкальных вечеров в доме мецената Константина Ушакова. Впервые с Мариной Валентиновной Шаляпин появился в Санкт-Петербурге в 1906 году. Она всем понравилась: красота, простота, любезность, приветливость. Шаляпин усыновил двух детей Марины Валентиновны (Эдуарда и Стеллу), у них родилось ещё три девочки (Марфа, Мария и Дасия).
Шаляпин был талантливым человеком, своими руками создал скульптурный портрет любимой женщины, когда бюст увидел скульптор Сергей Конёнков, он выразил сожаление, что Шаляпин не стал скульптором. Петцольд была красивой и уверенной в себе дамой. Рассказывают, что будучи ещё гимназисткой, она заявила, что выйдет замуж или за Федю Шаляпина, или за Савву Морозова. Так оно со временем и вышло. Их дочери Марфа, Мария и Дасия были названы в честь героинь опер Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». Супруга была для артиста верным другом, умела понять его и поддержать в трудные минуты. Друзья дома ценили и уважали её. Горький в одном из своих писем к Шаляпину писал: «Нравится мне этот человек. Простой и крепкий и такой верный тебе».
В 1916 году Шаляпин принимает участие в литературно-музыкальных вечерах «Русского общества для изучения еврейской жизни». Среди выступавших – Александр Глазунов, Александр Куприн, Сергей Кусевицкий, Александр Бенуа, Александр Зилоти и другие. Несмотря на ухудшение здоровья Фёдор Иванович ведёт активную концертную и оперно-сценическую деятельность (36 выступлений за четыре месяца).  Совершает гастрольный тур по Волге (Нижний Новгород, Казань, Царицын). Отдыхает и лечиться на Кавказских Минеральных водах. Посещает дачу «Желанная», принадлежавшую артисту Большого театра Петру Фигурову, где одновременно с Шаляпиным гостили Сергей Рахманинов и Константин Станиславский. В Крыму посещает Константина Коровина и приобретает у Ольги Соловьёвой участок земли на скале, и поныне известной как  «скала Шаляпина» в Гурзуфе. Награждён знаком офицерского креста ордена Почётного легиона.
В 1917 году в Петрограде в журнале «Летопись» опубликовано начало книги воспоминаний Шаляпина «Автобиография. Страницы моей жизни» под редакцией Максима Горького. В марте Шаляпин на квартире Горького принимает участие в совещании художников и деятелей искусств по вопросу охраны брошенных дворцов и всего имущества, находящегося в них. В состав депутации, направленной к представителям Временного правительства, вошли Александр Бенуа, Фёдор Шаляпин, Мстислав Добужинский, Максим Горький, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих и другие.
Шаляпин избран в состав «Особого художественного совещания по делам искусств» при Временном правительстве. Май-июнь проводит в Крыму, где по просьбе моряков Черноморского флота занимается подготовкой грандиозного благотворительного концерта в Севастополе.
Дружба Горького и Шаляпина – особая страница в биографии певца. Писатель был самым близким его другом. В их судьбах было много общего. Оба вышли из народа, в детстве работали «в людях» в Казани. Однажды в 1901 году, во время гастролей Шаляпина в Нижнем Новгороде, Горький пришёл к нему за кулисы, чтобы выразить восторг по поводу его блестящего исполнения партии Сусанина. Проговорив всю ночь, они выяснили, что пути их могли много раз пересечься: в детстве Горький жил в Казани на Рыбнорядской улице, недалеко от дома, где родился Шаляпин; в то время, когда Шаляпин подрядился помогать бурлакам, Горький тоже бурлачил на Волге, и они однажды даже грелись у одного костра;  в своё время музыканта не приняли в хор, в котором пел будущий писатель – у него ломался голос. Наконец, судьба свела их, и на долгие годы.
Дружба с Горьким оказала большое влияние на Шаляпина, пробудила в нём интерес к литературному творчеству. По настоянию писателя певец работал над своей автобиографией, а Горький стал её редактором. Так появилась первая автобиографическая повесть Шаляпина «Страницы моей жизни».
В 1919 году Шаляпин продолжает работу в качестве члена репертуарной комиссии при Совете государственной оперы. В комиссию входят: Анатолий Луначарский, Максим Горький, Юрий Юрьев и Николай Монахов. В качестве режиссёра-постановщика ставит в Мариинке оперы: «Фауст», «Дон Кихот», «Русалка» и «Юдифь». Исполняет заглавную партию в опере Рубинштейна «Демон» (костюмы и декорации Коровина). Совместно с Луначарским и Экскузовичем, в составе делегации от Государственной оперы, присутствовал на совещании у Ленина в Кремле. Позже Шаляпин делился впечатлением от встречи с вождём: «…человек необычайного ума. Признаться, он даже ошеломил меня… Его способность вникать в самые различные проблемы, вызывала восхищение. Поверьте, это был мозг необыкновенный».   
В 1922 году Шаляпин уехал в гастрольный тур по Америке (Кливленд, Нью-Йорк, Филадельфия). За четыре месяца выступил более тридцати раз, осуществил ряд граммофонных записей, в том числе на известной фабрике «VICTOR». Возвратился в Петроград в марте. С середине апреля проживает в Москве, принимает участие в постановках Большого театра. Получив очередное разрешение на выезд за границу, организует бесплатный концерт в Петрограде в Большом зале филармонии 29 июня в день его отъезда из родной страны… навсегда. В 1927 году был лишён звания Народного артиста Республики, которое получил первым в России. Многое певец сделал ради своих детей. Вероятно, и его отъезд был связан с этим. Дети Шаляпина решили, что их отец Великий русский певец и должен покоится в российской земле. В 1984 году прах певца был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Фёдор Иванович стал первым народным артистом в России, но, несмотря на это в 1918 году усадьбу уплотнили и поселили в ней ещё шестнадцать семей. Дети Шаляпина всегда мечтали о создании музея отца в Москве, осуществилась их мечта только в 1988 году.
Великий российский бас умер в Париже в 1934 году от лейкемии. Шаляпин, как многие гениальные люди был талантлив во многих вещах: он неплохо рисовал (многочисленные зарисовки и шаржи на друзей); готовя партию, делал наброски грима.
Семья передала музею огромное количество бесценных, подлинных экспонатов, которые поспособствовали тому, чтобы музей Шаляпина стал истинным сокровищем среди московских музеев.