Нацог-многообразие Рубенович-3

Серж Флейринг
аспектам чистых и нечистых видений, включая как кармические видения,
так и выидения переживаний. Хотя существует бесконечное разнообразие
проявлений, говорят, что их природа недвойственна. Вот почему важно
прежде всего понять, что имеется в виду под Основой, а затем
по-настоящему погрузиться в созерцание, делая практику, в которой
благодаря переживанию мы открываем, что такое недвойственность.

Занятие практикой - хороший способ пережить и обнаружить недвойственность
в своем нечистом видении. Одним из примеров является сон. Обрести
осознанность во сне не так уж трудно. Результат практики сновидений
можно применить к своему кармическому видению, чтобы обнаружить его
нереальность. Обнаружить нереальность кармического видения труднее,
чем обнаружить нереальность сна посредством практики сновидений. Здесь
человек выполняет практику точно так же, чтобы получить различные
переживания. Не так уж трудно понять недвойственность посредством
переживания. Что трудно, так это объединить состояние недвойственности
со своим кармическим видением. Трудно, но возможно. В конце концов вы
сможете сделать это и тем самым развить такое состояние. Вот почему
важно сначала понять многообразие и недвойственность всего сущего.

Когда мы занимаемся практикой, у нас бывают переживания. Например, мы
можем представлять букву А в центре своего тела. Это нечто, воображаемое
нами, нечто, вырабатываемое нашим умом. Из него во всех направлениях
распространяются лучи света, и вселенная проявляется как сияние. Мы
проявляемся в центре всего этого света. В это мгновение мы не думаем
так много, а просто присутствуем посреди этой ясности.

Мы можем пребывать в этом присутствии долгое время. Если мы можем
погрузиться в это присутствие, то оно сопровождается ясностью. В
тантризме именно это ощущение себя в состоянии ясности является
конечной целью визуализации божества перед собой или визуализации себя
как божества. Переживание остается тем же самым и при визуализации
божества, и при визуализации света. Если мы пребываем в присутствии
света, то это переживание ясности.

Или же мы погружаемся в состояние пустоты, как будто все исчезло и
ничего не осталось. Даже нас самих нет. Что это означает? Дома больше
нет, сидеть не на чем - есть абсолютная пустота, как в космическом
пространстве. Так что у нас может быть и другое переживание -
переживание пустоты.

Возможно, мы преображаемся в такое божество, как Калачакра, весьма
радостное проявление, и находимся в этом присутствии. При этом как
минимум должно быть определенное ощущение. Ощущение блаженства.
Это ощущение и есть переживание.

Итак, мы обнаружили три переживания, которые отличаются друг от друга.
Одно из них - ясность, другое - пустота и третье - ощущение. Это и
означает нацог, многообразие. С нами могут быть связаны не только эти
три, но тысячи переживаний. А природа их недвойственна, что означает,
что в разных переживаниях всегда имеется конкретное присутствие. Кто
же присутствует в этой вселенной из света? Кто присутствует, испытывая
трепет перед абсолютной пустотой? Кто присутствует в момент блаженства?
Переживания отличаются, но нет никакого отличия в едином присутствии.
Вы должны не гнаться за переживанием, а оставаться в присутствии.
Если вы это знаете, то знаете истинный смысл созерцания и смысл
недвойственности.

Недвойственность - это наша Основа. Это не что-то созданное рассудочным
мышлением. Мы говорим о нашей Основе, объясняя, что есть сущность,
природа и энергия. Это объяснение того, как проявляются различные
аспекты. Оно позволяет нам лучше понять, что нужно делать на Пути и
что такое Плод. Истина заключается в том, что, хотя существует нацог,
бесконечные аспекты, все они по природе недвойственны.

В конце фразы стоит слово янг, означающее "но". Это объясняется
тем, что можно подумать: если сущность всего недвойственна, то все
смешается в одну кучу. Поэтому вторая строка начинается со слова
чаше. По-тибетски ча означает "часть", ше означает "принадлежащее к".
Например, моя рука есть часть моего тела, а палец есть часть моей
руки. Чаше означает: отдельные вещи, являющиеся частью. Они не