Дева Салва и митогпа Рубенович-2

Серж Флейринг
митогпа, связанные соответственно с телом, речью и умом. Эти три
переживания даются только как примеры, потому что их могут быть
миллионы.

Существует видение, называемое тагнанг (dag.snang.) - "чистое видение".
Когда очищены и устранены все нечистые кармические видения, то это не
означает, что все исчезает. Все видения остаются, но теперь они чисты.
Например, у нас есть пять страстей. Практикующий Тантру преобразит их
в пять мудростей. Это не искоренение или уничтожение страстей - просто
они проявляются по-другому. Если энергия существует, она никуда не
исчезает. Известное слово гюд (rgyud.), или тантра, означает
"непрерывность", что относится к непрерывности нашей энергии.

Нацог означает "множество существующих состояний".

Рангжин означает "природа", или "неотъемлемое состояние", состояние
всех бесконечных аспектов, о которых мы только что говорили. Мини
означает "недвойственное", истинное состояние вещей, как они есть.
Их истинная природа не отличается от того, какими они выглядят. Это
означает, что такое состояние является Основой. Наша Основа, наше
подлинное состояние чисто, прозрачно и ясно, как зеркало. В этой
Основе появляются различные отражения. Почему существуют эти отражения?
Потому что есть вторичные причины. Относительное состояние связано с
временем и пространством. Время, разумеется, не стоит на месте, оно
меняется. Когда выглядывает солнце, кажется, что наступила чудесная
весна. Когда пасмурно, кажется, что солнца вообще не существует. Все
связано с временем, местом и другими условиями. Когда вещи связаны с
вторичными причинами, они меняются. Вот что мы обычно имеем в виду под
относительным состоянием.

Мы знаем, что в зеркале могут появиться тысячи разных отражений в
зависимости от того, что перед ним находится. Нацог - то многообразие,
о котором мы говорим, - связано со всеми вторичными причинами. Мы
также имеем в виду следствия и проявления истинного состояния. Но
когда мы говорим о внутреннем состоянии - рангжин - или о существовании,
как оно есть, то на этом уровне нет никаких различий между проявлениями.
В учении Дзогчен такие слова, как мини и нимед (gnyis.med.),
означающие недвойственное, очень важны. Если мы говорим о единстве -
сунгджуг, - то здесь присутствует представление о двух вещах,
сложенных вместе и каким-то образом соединенных. Что же касается
недвойственности, то здесь с самого начала вообще нет такого
представления о двух отдельных вещах. Вот что мы имеем в виду под
истинным состоянием вещей, Основой.

Благодаря учению мы можем понять недвойственное состояние на практике.
Этого нельзя сделать при помощи умопостроений. Если мы создаем
умопостроение и мысленно говорим себе: "Да, я хорошо это понял", -
то все это ложно, и мы не поняли ничего, потому что ум занимается
оценками, суждениями и при помощи суждений в чем-то убеждается. Наш
ум и его оценки находятся во времени на относительном уровне. Мы
можем понаблюдать, способны ли мы, занимаясь рассуждениями и оценками,
думать о десяти вещах сразу. Это невозможно, потому что ум ограничен.
Если нам предстоит думать о десяти вещах сразу, то, когда вторая вещь,
о которой я хочу подумать, стучится в дверь, первая отвечает: "Ум
занят!" Итак, ум занят этим, и вы явно не можете думать о третьей или
четвертой вещи. Это означает, что на относительном уровне времени наш
ум ограничен. Вот что мы обычно имеем в виду под тем, что ум ограничен.
Если мы думаем о "недвойственном", о том, что "то и это одинаково", то
это означает, что мы в этот момент "заняты" данной мыслью. Это абсолютно
НЕ недвойственно. Это только мысль по поводу недвойственности. Мы должны
различать это. Необходимо понять, что есть истинная недвойственность и
есть размышление о недвойственности, что абсолютно не одно и то же.

Занятие практикой вообще и прежде всего в учении Дзогчен предназначено
для обретения конкретных переживаний. Благодаря этим переживаниям мы
можем войти в свое состояние знания и развить его. Благодаря различным
переживаниям в практике мы можем также преодолеть определенные
препятствия к состоянию знания. Многообразие относится ко всем