Мнения, обсуждения. Октябрь-2023-1

Психоделика Или Три Де Поэзия
.





МНЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЯ (1)

Итак: получив уникальную возможность поработать с большим числом вариаций сонетного канона (известных в мире, но не известных в России), сразу столкнулись с любопытной ситуацией, которую имеет смысл проговорить.

Примеры всех имеющихся вариаций у нас на английском языке. Английский язык тяготеете к мужской рифме (более 80% стихотворений, только мужская рифма) и их система рифмовки,  например (aaa bbb ccc ddd) на слух воспринимается лучше чем та же рифмовка, но с чередованием мужской/женской рифмы. Интуитивно авторы это почувствовали и стали предлагать свои компенсирующие решения и это сразу дало некое новое многообразие звучаний. И именно об этом эффекте интересно оставить «зарубку» (не пробежать мимо, не забыть).

Итак:

1) Екатерина ЧАУСОВА / двустишие сонет / англ сист. рифм.: aa bb (rk) cc dd ee ff gg

Практически 14-ти-строчная элегия, «Безумных лет угасшее веселье» / А. Пушкин, но автор привнес в нее один уникальный элемент – дистих не с парной рифмой (и всё!!!) этого достаточно, чтобы заявить о новации и вписать свое имя в историю жанра. 
Русское литературоведение на это говорит: а) это не сонет (досвидос) или б) аномальный сонет (т.е. сонет, написанный с нарушением канона).  Нам это пока не важно.
.
Попробуем представить схематически русскую версию данного текста:
.
aa BB cc DD ee FF gg HH – элегия
aa BB rK cc DD ee FF gg – двустишие сонет (англ)
.
Легко заметить что произошло смещение на одну пару мужской / женской рифмы и понять что в паре rK стихотворение потеряет благозвучие.. что делать со 2-м пунктом?

Екатерина ЧАУСОВА

Покроет всё – и ножницы и камень,
В подлунном мире молча зубоскаля.

Растеряна бумажная душа –
За ней, по сути дела, – ни гроша…

Разводит в потрясении руками:
– Ушёл в трубу бездарности весь лес!

Стыда неймёт и долго-долго терпит
И глупости, и гадости: что трепет

Её страниц пред масками небес?
В посмертную какой-то клоун влез…

Печатная продукция шуршаньем
Пытается отвлечь от содержанья.

Луны глазунья – творчества тщета…
Негоже по ночам цыплят считать!



Схема рифмовки: AA bb Ad CC dd EE ff, т.е. не рифменная третья пара (Ad) рифмуется с первой и пятой парой… 
Получается что не рифменная пара может быть третьей, четвертой, пятой – и это уже новый формальный признак новой вариации…
.
Еще один пример  AA bb CC dd Cf EE ff:

.
Леонид ФОКИН
.
Без маски – без лица. Знакомый профиль,
когда-то назывался – «Мефистофель»

для точной рифмы. Ржавый свет в окне
изводит боль на нет внутри и вне

облезлой комнаты, где все предметы
по-кантовски живут в себе. С паркета

давно все тени стерты. На восток
бегут в закатах, может там их бог

плетет из слов бумажные манжеты
средневековья вечного и смех

гуляет от столицы до страницы,
трепещущей, как пойманная птица

для самых древних, неземных утех,
отмаливая в нас небесный грех…
.
.
) как бы пошла «волна» разбилась о камни и получился, условно, причерноморский/ понтийский сонет…. AA (bA) bb CC (dC) dd EE
.
За что люблю паркетные страданья?
За вздохи той эпохи стародавней…

Следила? Как иначе. След истёрт,
но где-то в генах…  Приоткроешь ставни,

и вспыхнет вдруг – намёк ли, эпизод, –
потянется за светом… Прорастёт

мотив весёлый, а в глазах – печали, –
такое в памяти не раз встречала…

Отхлынет… На море, – полнейший штиль.
Не слышно даже вздорных склочных чаек!

А может быть им кто-то запретил
сбивать меня с глубинного пути?

В воде – закат шафрановый с корицей.
В окне  восточном он не отразится…


2) Оксана КОНЫШЕВА, теневой сонет идея англопишущего автора заключалась в том, что каждая строка такого сонета с какого слова начинается на то слово и оканчивается.


Оксана КОНЫШЕВА

Я встану перед выбором -кто я ?
Вид спереди цветёт здоровьем вида,
Маячит очевидностью ..моя,
Мадонна, ты достойная Мадрида.
Вопросом отвечаю ль на вопрос …
Картежный дом раскладываю в карты…
Беру настой у раненых берёз…
За завтраком настраиваю завтра-
Фон побережья жалом фонаря,
Ладами распускающими ладан,
Кронкоролевство против короля,
Москитами иллюзий маскарады…
Я вижу в отражении где я,
Одна пишу … и Данте перед адом.

Идея понятна, но, на мой взгляд, попытка во многих строчках выполнена не чисто… но это «не чисто» можно доработать до анаграммного решения и это будет новая вариация, т.к. в основе будет иной формальный признак….

Есть и другие возможности: смешать теневой сонет с сонетом типа гу-ши (читать строфы можно в любом порядке)

Леонид ФОКИН

уныл ноябрь, из года в год уныл………......чернил следы, на пальцах след чернил
на елях снег, тяжелый снег на елях………… и гниль, и тьма, и снова тьма и гниль
забыл, что был июнь, июль забыл…….............и в теле нет души, нет жизни в теле
метели жду, декабрьские метели………………………………………………………..
………………………………………………….дней пыль на всём, губительная пыль
настил вдоль луж, вдоль серых туч настил…………недели клок, еще одной недели
в пять жил, в пять деревянных мокрых жил….размыл холодный свет, дома размыл
ржавели фонари, душа ржавела………........капели в ночь, в ночь ка’пель а капелла



3.  Елена ОЛИВВЛА

«Почти написала второе / Выбрала / Сонет Рубайят /aaba bbcb ccac aa
Ерунда какая-то, если чередовать рифмы.

Допустим:
a - мужская
b - женская
Тогда с не может быть мужской, и не может быть женской.»

………

Но (возможно) это плюс, т.к. заставляет задавать вопросы и искать приемлемые варианты:
aaBa DDcD eeFe GG – это наш «рубанет», можно попробовать связать рифмой строфы, тогда получится:

aaBa DDaD eeBe BB (или DD)
aaBa BBcB ccDc DD (!) – этот вариант интересней / 3а-4В-4c-3D


Елена ОЛИВВЛА / aaBa BBcB ccDc DD

Мы с октябрём обманчивым на ты.
В нём столько грусти, сколько красоты.
Дождит, сердясь... целуя солнцем, дразнит.
И остаётся вечно молодым...

Осенний тёплый день всегда как праздник!
Газетный лист и лист янтарно-красный
Пинает в парке ветер-хулиган.
Фонарь, наверно, болен: светит-гаснет.

Бедняга, он уже устал мигать...
Хватаю карандаш, тетрадь – в руках,
В ней сто страниц исписано стихами,
Но адресат не видел их... пока.

Чудной малыш бросает в лужу камень,
Смеётся... Счастье вот – не за горами.


И опять у нас получился оригинальный формальный признак не абы «рубанет» (с хаотичным набором рубаи), а самаркандский сонет со взаимосвязанной системой рифмовки строф…


И еще сразу несколько совмещенных вариаций, в котором формальным элементом выступила «закольцованность»


АНГЛИЙСКИЙ ЗАКОЛЬЦОВАННЫЙ СОНЕТ


Леонид ФОКИН

Кому прочесть псалтирь моих грехов?
Осенним листьям, чернокрылым птицам..
Монашествуя с тенью облаков,
Душа ещё сильнее закоптится..

Стекло каминной топки треснет там,
Где ждали света и тепла иного,
Где пёс бездомный воет по ночам
У тёмного, холодного порога..

От ветра – шорох, от дождя – покой..
Юродствуют рассветы и закаты,
Ведя любовь египетской строкой
К исходу дней, безумью и расплате.

Сто трещин, в каждой сотня голосов,
Каким из них прочесть псалтирь грехов…



АРАБСКИЙ ЗАКОЛЬЦОВАННЫЙ СОНЕТ

Мира ПОЛЯНСКАЯ

Цена моих скитаний – чёрствый хлеб.
Цена моей задумчивости – осень.
Грусть поселилась в сердце на сто лет
И выселяться, видимо, не хочет.
Сама себе даю святой обет:
Смеяться звонко, видя неба просинь.
Пусть надо мной сияет счастья свет
И не боится занавеси ночи.
Что ночь?.. когда тебя со мною нет.
Что день?.. когда слеза грустит о ночи.
Опять в лесу бушует пестрый цвет,
А я ищу приют под кроной сосен.
У хвои Мира просит: «Скрой от бед.
Цена моих скитаний – чёрствый хлеб.»



МАНЬЧЖУРСКИЙ ЗАКОЛЬЦОВАННЫЙ СОНЕТ

Анна ХУРАСЕВА

Бегу навстречу утру, вот и солнце.
Мурлычет тихо сонная волна.
Ей гулким эхом ветер отзовётся,
Напевным эхом ветер отзовётся.
Луч нежно моего плеча коснётся,
В объятья примет свет и тишина.

Прибой босые ноги мне ласкает,
Идёт домой смотритель маяка.
Волна с песка его следы смывает,
Она всегда следы легко смывает.
Куда-то белым пухом улетают
Мечты, надежды, сны и облака.

Девчонка на причале улыбнётся,
сощурив беззаботно взгляд на солнце.


Еще один, очень простой формальный элемент: закольцованность рифмой/строкой

Различные комбинации новых вариаций, разумное сочетание разных формальных признаков дает возможность бесконечного экспериментирования с формой… а форма (и буду на этом настаивать всегда) есть часть содержания, и если автор не умеет с ней работать…. то все его вирши дописьменного периода…

И вопрос по поводу ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ (полиграфии)

В декабре прошлого года, в Уфе на фестивале «Корифеи» моей темой встреч с молодыми авторами значилось: Мир в моём окне…  отсюда и оформление в заставке – окно…  Оно также удобно для наложения видеоряда (к разговору о видеопоэзии)

Если у кого есть вопросы, давайте поговорим.

Если у кого есть вариации сонетного канона - присылайте


===============================

Мира ПОЛЯНСКАЯ

aaBa BBcB ccDc DD (самаркандский сонет)


О, Самарканд, Восточная Звезда,
Тебя не позабыть мне никогда!
Тебе - заря, а мне - слеза разлуки.
Цвет одиночества застыл в годах.

Моё сиротство тяжело от скуки.
С мольбами к небу простираю руки:
Впусти меня в роскошный свой дворец,
В котором деда прославляют внуки.

Красоты Гур-Эмира - вот венец
Переплетенья преданных сердец.
Последние покои Тамерлана
Украсил самоцветами творец.

Излюбленное место Шах-Джахана
Явилось в Агре сказкою султана.





Екатерина ЧАУСОВА

Поговори со мной о перспективах....................................Наполним! Ну хотя б наполовину
Мы с ними нынче – на одной волне.............................И память выдаст от души – лавину:
Что толку ныть?! Забытые мотивы............................Лови и превращай в вулкан страстей!
Где грусть – светла, и истина всем дано перечеркнуть красиво:
Случайно забредёшь в ютьюб на Отса........................Постов не соблюсти, коль веры нет...
Но всё на пользу случаем даётся –.........................................Я Отса слушаю – альтернатива
Как пятничные сны  без новостей......................................Лишённым голосов в угоду дней!






Леонид ФОКИН

сонет гу ши

я говорю с камнями сорок лет,………………………………..я пропою еще один куплет
по горло сам зарывшись в лунный берег…………….за новый год, за сто ветров и тщет,
пятнадцатым, встречающим рассвет,………………..за перья птиц, за крепости-пещеры.
в котором жив еще археоптерикс……………………………………………………………
…………………………………………………бескрайний дождь – бессмысленный ответ
я становлюсь на древний табурет……………………..для интерьера комнат, атмосферы,
теперь я с лампой в сорок ватт – дуэт………...в нем смысла больше нет, в нем веры нет
тень на стене – афиша, смерть – премьера………………….а значит и итог закономерен.


Елена ЕВГЕНЬЕВА

сонет гу-ши

страна камней. утёсы, пики, скалы..............луна свои клыки сквозь тучи скалит
я затыкаю уши. этот крик............................мне разрывает душу лютым гал[л]ом
доносится из края вечных скальдов...........................окаменело солнце Жилярди
трещит по биссектрисе нет надежды, даже самой малой
ноябрь глотает воздух грудью впалой..................дождиснега, потом снегадожди
глаза потупив или нагло пялясь...................и звезд пятиконечных шестипалость
до озарения несносно дик....................................букет непересчитанных гвоздик








.

.