Код Пушкина

Тамара Богуславская
Речь, Пушкин, Болдино, расцвет —
Завет цивилизации?
Он русский укрепил язык,
Он мыслям дал — новации!

Код Пушкина — глобальный взгляд
На сложные вопросы,
За каждым образом стоят
Идей апофеозы!

Когда цензурою гоним
Не мог открыть всей правды,
То мудрость просто поместил
В фривольные рассказы.

И там уже под стать себе
Находит каждый сцены,
Кто пошлый, кто вульгарный вид,
Кто мысли совершены...

А следом слухи и враньё
Готовятся: — На плаху!
За то, что высмеял попа,
Нагнал на церковь страху.

За то, что слово «бог» писал
Как и Державин с малой,
За то, что тронные чины
Не звали подпевалой.

За то, что кровь из жарких стран,
За гениальность взглядов,
За то, что почитал за грех —
Поддержку казнокрадов.

За странный вид, за блеск речей,
За то, что видел дальше,
За то, что вирши посвятил
Прекраснейшей Параше.

Он вхож был в царский кабинет,
В тиши читал Вольтера,
Он понимал цветистый слог,
Таинственность куплета!

Там в добрых сказках —
Честь живёт и будущее слышит,
Там Золотой восходит век,
Он полной грудью дышит!

Для нас, сегодняшних писал,
И знал, что будет дальше,
И Русский Дух в словах звучал
Свободно и крепчайше!



****************************

 * Пушкин явился в роли своеобразного Демиурга, Вседержителя, «Бога», ибо он создатель современного
русского литературного языка – титул, который остаётся только за ним и на
который более не может претендовать ни один как угодно великий писатель России.
 Своеобразие, слог Пушкина определить невозможно, он единственный –
создатель не своего стиля, как любой другой писатель, а – всеобщего языка. Таким
образом, Пушкиным здесь было сделано дело, совершавшееся, конечно, в виде и
рамках его собственного творчества, но которое далеко перешагнуло рамки такого
творчества и начало уже безотносительно этому творчеству жить.
 Конечно, язык уже существовал. Но его действительно нужно было открыть,
показать, образовать, упорядочить, опираясь на всю классическую народную
культурную толщу. И, опять-таки говоря современно, синтезировать, собрать,
объединить всё то, что уже было в литературе до Пушкина и вокруг него...
И в этом смысле Пушкин остаётся первым и вечным учителем всякого
говорящего и пишущего на русском языке. Недаром, по воспоминаниям П.А.
Вяземского, “оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, лично ему
нанесённое. В некотором роде был он прав, как один из высших представителей,
если не высший, этого языка”».
Языковед, специалист по истории русского языка Григорий
Осипович Винокур писал: «Имя Пушкина... стало для последующих поколений
символом общерусской национальной языковой нормы... Пушкин был не столько
реформатор, сколько великий освободитель русской речи от множества сковавших
её условностей... Поэтому именно в художественном языке Пушкина и нашёл
русский национальный язык ту воплощённую норму, которая была целью всех
сложных событий, происходивших в нём с конца XVII века».

 * Пушкин чародей родного языка, закончивший его
   чеканку, как языка совершенного, мирового.
   Говорить по-русски теперь значит говорить на
   пушкинском языке…
                А.В. Карташев

 * Апофео;з, арх. апотеоз, апотеоза, апофеоза (дореф. апо;еозъ; др.-греч.
   ;;;;;;;;; от ;;;- <приставка со значением удаления или превращения> + ;;;;
   «бог») — обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события
   или явления.

 * В театральном искусстве «апофеоз» — это заключительная сцена музыкального или
   драматического спектакля, концерта, праздничной концертной программы,
   циркового представления. Она содержит прославление героя, народа или важного
   события.

 * Фривольные рассказы. Речь идет о сказке "Царь Никита и его 40 дочерей".
   Сочинение считалось настолько нецензурным, что при жизни поэта его вообще ни
   разу не издавали. 200 лет назад Александр Пушкин написал скандальную поэму
  "Гаврилиада", за которую был допрошен и мог поплатиться каторгой.

 * Параша — многозначный термин.

   Параша — боевой топор. Атрибут индийских богов.
   Параша — абзац в свитке Торы.
   Параша — героиня поэмы "Домик в Коломне" А. С. Пушкина.
   Параша — героиня поэмы "Медный Всадник" А. С. Пушкина.
   Параша — поэма И. С. Тургенева.
   Параш – «всадник, наездник; русское «параша» - «весть», принесённая
   всадником.

 * Теос(греч) – бог, единый божественный план.