Три бисерных игры

Валерий Уверский
       Три бисерных игры,два утопленника и один непотопляемый.


  Мы,  двигаемся в своём развитии путями временнОго пространства по градиенту (событиям, точкам  траектории в пространстве и времени, дающим наибольшее ускорение в приобретении или получении новых знаний) увеличения скорости получения знаний и их применения для овладения совершенством или превосходством в реализации новых возможностей и решений.
Совершенство или превосходство? И всё же: что над чем?  Что мотивировано сильнее? Надо сказать, что философия всегда оказывала прикладное значение на формирование общества и пребывания в нём различных мировоззренческих идей.
 
 Была и есть философия так называемого «нового времени». Есть история нового времени и история новейшего времени, а вот философии новейшего времени пока нет, ну может отдельные принципы. Но давайте глянем на глобальный тренд  развития отношений в обществах и системах. Мне кажется, что во главе просматривается всё же,  принцип достижения превосходства.

 А зачем?  Может затем, чтобы создать над всем некую  сверхцивилизацию, которая устанавливает всем и себе правила пребывания и поведения во всём: над и под, слева и справа, впереди и сзади. И отчасти принципы создания этого главенствующего превосходства были написаны и предложены вниманию всех, и работают реально,  многие в определённых кругах ими руководствуются. Они отчасти изложены в философии Фридриха Ницше (1844 – 1900).
Но может ли превосходство обойтись без совершенства, хотя бы в чём – то.  Вряд ли. И то и то, может быть гуманным и благотворным. Но это чаще утопия. А вот когда, ты, свободен и осознал своё превосходство,  в твою кузницу соблазнов забегает дьявол. Он, шепчет на ушко,  -  «ты, лучший,  ты,   можешь!  Эх, мы,  с тобой таких  дел  натворим!  А что совершенный?  Он, не плох, он, нужен, но таких,  как он, можно найти ещё и ещё. Так что давай, сначала разберёмся с соседями и не переживай».
Не достойная логика, примитивная, но она, порой работает.

  Так вот, Заратустра, (назовём его, Кнехт, непотопляемый) решил оставить свою Касталию и пойти в мир, учить тех,  кто там обитает, -  смыслу Земли, который достигается приобретением человеком сверхспособностей.  Он,  оставляет свой зал игры, - пещеру во дворце. Дворец его, - это горы, где хозяйничают солнце, холодная луна,  день и ночь.  Во дворце живут участники его  игры: змея, орёл, птицы и звери, которые иногда навещают его, святой, который живёт в лесу у подножия гор, пчёлы, духи небесной памяти и самого Заратустры и дух гор. А кто магистр игры? Конечно же,  Заратустра, - почти сверхчеловек.
Идея сверхпонимания происходящего героем Заратустры, появилась у пруссака Ницше  на фоне ярких драматических событий, - появлением на территории Европы, -  Великой Германии и исчезновения мелких северных немецких княжеств. Новый великий немецкий союз или второй рейх, который был провозглашен в Париже,  столице побеждённой Франции в прусско – французской войне 1870 – 71 гг.  Национальный подъём и патриотизм охватил всех немцев того времени. В истории появился Великий немецкий союз, который объединил немецкую нацию.

 Ф. Ницше,  великолепный филолог, впоследствии,  профессор филологии, оставил педагогику и ушёл добровольцем на фронт, где был санитаром. Но отцы духа и воли той победы и появления новой великой Германии встали в пример философии Фридриха. Конечно, Артур Шопенгауэр, с его всепобеждающей философией воли, который в пух и прах разнёс диалектику Гегеля, назвав его шарлатаном, а его теорию омерзительной и осязательно -  ложной (А. Шопенгауэр,  статья « об учёности и учёных»). И. Кант, с его великим, -  чистым и практическим разумом, Отто фон Бисмарк (1815 – 1898), министр иностранных дел Пруссии, который своим дипломатическим талантом и решительной дерзостью выковал для Германии её объединение и победу. «…Не речами и решениями большинства решаются самые важные вопросы современности - …. – а железом и кровью.» - эти слова «железного»  Бисмарка ,  войдут в последующую идеологию великой Германии и мотив  книги Ф. Ницше: «Так говорил, Заратустра». Слова  Бисмарка и навет книги отчасти основаны на стихах  немецкого поэта Макса фон Шенкендорфа, ушедшего на войну добровольцем в 1813г:
«Так только железо может спасти нас,
Освободить нас сможет лишь кровь,
От тяжёлых цепей греха,
От самоуверенности зла».
Впитает эти строки  и Заратустра .

  Великого поэта и драматурга Гёте, Ницше считал сверхчеловеком. Фауст и Мефистофель, в них живые инстинкты: страсть,дерзость, зло, глумления и соблазны, силы дьявола, которые всегда желают зла, но вечно делают добро.  Слабость  человеческая,  грязь  в собственном разуме, -  способны склонить человека заложить свою душу дьяволу. Игра низких страстишек, реальных и  мнимых соблазнов гонят человека во власть бесов, сатана вселяется в разум и сознание. Заратустра такими знал людей и пытался научить их совершенному. 
 
  За 10 лет пребывания в пещере, он, как ему показало познание,  многое постиг в продвижении человека,  желающего постичь самого себя.  Заратустра,  должен был научить немощных, там внизу, живущих в хаосе и мерзких страстях,  людей дионисийского образа бытия в отношениях между собой, управлением собственной волей, преодоления зла, пробуждении добродетелей, через постижение высоких знаний и смыслов.  Люди могут и должны обрести качества и черты апполонической сущности, её характера и принадлежащих черт: порядка, благоразумия, рационального мышления созидающего разума. Блестящие гениальные философы и учёные того времени, политические фигуры с железным духом, раздвигающие и соединяющие границы, общности людей, расширяли на глазах рамки познания и личной свободы.
 
  Тонкий романтик, Ницше,  обладающий всевозможными знаниями, был почти убеждён, - невозможное, -  возможно. Человека реально извлечь из ада, вырвать из собственной немощи наделить взглядом орла и мудростью змеи. Он написал правила, многие из них вселял в своего Заратустру,  прямо перекладывая пути разума с натуры, из реально происходящего.  По этим правилам, и не дожидаясь, отправил его, горного учителя учить, что он делал и делает до сего дня.
Надо сказать, во времена жизни Ф. Ницше в Баварии, на глазах у всех  была зона, своего рода ещё одна,  реальная Касталия,  во главе которой стоял магистр великой игры, король Баварии (сказочный король), Людвиг II. Зона пребывания высокого интеллекта, сочетания искусств и божественной мистики, зона выбора будущего красивого пути страны.
  В эту страну – зону входили великие музыканты,  Вагнер,  Лист,  певцы,  художники, архитекторы, историки, инженеры. И в этой стране творилось невероятное по духу фантазии и творчества, -строились замки для обитания божественного: музыки, голоса, артистизма, живых неописуемых по красоте декораций.
  Внешний мир протестовал, сопротивлялся, препятствовал, вредил, за казалось бы,  ненужное расточительство.  Но Магистр,  был не победим и реальная высокая игра выдавала чудесные по духу творчества  и разума результаты.
Война вокруг, но Людвигу нужна его игра. Он, подписывает объединение с Пруссией и отдаёт в ее власть свои войска в 1868 г. Он, подписывает письмо Бисмарку о согласии, что после объединения с Пруссией, Вильгельм I будет императором объединённой Германии. Король Баварии, получил за это приличные деньги от Бисмарка для своей игры, вкладывал их в небесные замки. Людвиг, даже не поехал в Версаль на церемонию коронации, послал кого – то. Для него шла другая жизнь и цели совсем другие.
  Ницше,  наблюдал, как  на фоне взлёта новых философских идей о свободе Канта, Гегеля, Руссо, Бэкона, Кондорсе и других просветителей, рождения Великой Германии и нового устройства Европы,  в Баварии, как будто оторванной от проблем великого германского мира,  создавались сказочные шедевры непостижимого.
Ницше не медлит, он, отправляет Заратустру к людям, чтобы отвлечь их от клоунад  и бесполезных безумных страстей, развернув их к борьбе, к знаниям и высоким достижениям своего,  как он считал, совершенного народа.
  А в Баварской Кастилии, у Творца высокой игры,  уже шла подготовка к финалу, восторгу реализованной мечты. Музыка Р. Вагнера (1813 – 1883) поднимает Магистра великой мистикой рыцаря Парцифаля, хранителя чаши Грааля с бессмертной кровью Господа, на неописуемую высоту замысла. Он, король, он, превосходен, он, равен своей мечте. На сценах Европы  звучит опера,  -  Лоэнгрин. Мифический  сын рыцаря Парцифаля, защитника чаши бессмертия, оставленной Господом в великом завете, появляется на ладье в озере к суженной невесте Эльзе . 
Король уже видит, - легенда оживёт в камне, это будет неописуемой красоты замок над самым живописным  в мире озером, и в себе он, замок, будет нести чашу завета. Людвиг забывает ранее построенные замки, как что то прошедшее, как ступени к его новой мечте. Он, уходит от земного, от дел страны. Он расторгает свадьбу со своей невестой, принцессой Баварской Софией Августой, -высшие круги в шоке. Но видимо Бог был на его стороне, София, хотя разделяла вагнеровские музы с Людвигом, любила другого. Она, была возможно наказана судьбой, - сгорела на пожаре уже в зрелом возрасте. А Людвиг, так и остался девственником. Но его невеста – мечта была с ним до победы.

  Объединённой Германией, правит талантливый  канцлер, Бисмарк. Но казна Баварии в руках у короля. У него превосходство, у него право. И вот в 1869 году,  в неприступную скалу на лебедином озере   вбита первая отметина оживающей мечты. Взрывается самая отвесная между озером и небом гора. На её вершине и встанет будущий Лоэнгрин Кнехта - Людвига, замок Нойшванштайн  магистра – короля.
А Заратустра, пока ещё в своей пещере с орлом и змеёй. Орёл рассказывает ему, что чаша бессмертия в руках у человека, он, человек, должен перейти границу совершенного. Он,  этот человек,  строит паровую машину, каких ещё не было  и она, начинает поднимать на скалу небес  каменную одежду Лоэнгрина – замка.  Там, у него в душе, в ожившем камне,  будет гореть огонь Грааля. По дерзости замысла, - воплотить легенду о рыцаре Парцифале, его сыне Лоэнгрине и трагической судьбе  возлюбленной Эльзе в каменном изваянии на отвесной скале лебединого озера, мог только безумец высочайшего по силе  чистоте духа, Король – сверхчеловек. Стены залов расписаны библейскими сюжетами.  Лучшие художники, архитекторы и строители, инженеры, проектировщики уникальных мостов творили в этой безумной по сложности идей игре. Пребывая в этом дворце (мне довелось быть там реально), кажется, что сейчас в тронный зал войдёт Господь с чашей Грааля в руках и вложит в уста капли бессмертия.

  1886 год.  Магистра игры, Людовика вырывают буквально из зоны и  до конца игры, он, не вернётся на дирижёрский пульт. Его вырывает реальный жестокий внешний мир, которому не нужны каменные воплощённые сказки. Так Кнехт Нойшванштайна,  тонет в озере на следующий день. Земной мир убивает его. Но игра будет сыграна. Живой каменный Лоэнгрин с чашей бессмертия рыцаря Парцифаля будет построен, на стенах в триумфальных залах оживут библейские святые и мифология рыцаря. Будет звучать музыка и небесные арии опер Вагнера. Стократно баварский  шедевр окупил и окупает себя, вызывая у созерцателей синдром возможности невозможного.

  Ницше,  видит воочию, что сумрачный немецкий гений, может совершать самые смелые замыслы,  как в жестоком, так и в благородном исполнении. Народ немецкий в своем потенциале позитивно расположен к совершенству.  Нужно учить и поднимать  людей с их страстями, завистью, соблазном к развлечению, живущих в городах и долинах  у подножий гор,  до совершенства.
Заратустра,  Ницше,  в это же время в 1883 – 1885 году начинает пробовать учить , тот самый народ, в тайне от которого,  утонул или утонули реального Людвига - Кнехта.

  Чему учил?  Идеи впивались в разум одухотворённым немцам:
 «Скрижаль добра висит над каждым народом. Взгляни, это скрижаль преодолений его; взгляни, это голос воли его к власти.
Всегда ты должен быть первым и стоять впереди других; никого не должна любить твоя ревнивая душа, кроме друга.
Ни один народ не мог бы жить, не сделав  сперва,  оценки: если хочет он сохранить себя, он не должен оценивать так, как оценивает сосед.
Никогда один сосед не понимал другого: всегда удивлялась душа его безумству и злобе соседа.
Новой гордости научило меня моё Я, которой учу я людей: не прятать больше головы в песок небесных вещей, а гордо держать её, земную голову, которая создаёт смысл земли!
Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий.
Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!
Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе болтают и бранятся. Да будет ваш мир победою!
Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель.
Иному ты должен подать не руку, а только лапу - и я хочу, чтобы у твоей лапы были когти».

 Это из книги Ницше: Так говорил Заратустра.
Это мысли, Ницше.
Это учение  стремления к власти через победу и  превосходство. Философ не предполагал, что вместе с пангерманическими идеями Гегеля и нелюбви к восточным народам Канта, его учение о сверхвозможностях может привести к махровому националсоциализму.

  А вот мнение пророка апостола Павла, задолго до мыслей Ф. Ницше изложенных в его трудах:
«…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» 10,11,12, 1 Кор,13.
«Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся»
1-е послание Коринфянам 15,51
Далее свет увидела Лествица, описанный аскетический путь Веры к вершинам духовного света, пройденный и описанный византийским философом, христианским святым, Иоанном Лествичником (579 – 649). По этой лестнице возвышения духа многие пытаются подняться  для полного очищения сознания и души от всего негативного. Поднимаются, карабкаются, но сражённые грехом, не пройдя и половины, падают вниз и начинают свой путь заново.
Это о совершенном,  и это сбудется, только когда?

   Впервые философскую концепцию прогресса  изложил французский мыслитель  Ж.-А. Кондорсе (1743 – 1794г.), которую опубликовал в статье: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Он внес в национальный конвент Франции проект конституции, основанной на либерально – гуманистических идеях. Всемирная история рассматривается им,  как линейный и неуклонный прогресс, причем не отдельных человеческих индивидов, а в целом их массы. А. Кондорсе считал человеческий разум, как высшую возможность среди способностей человека. 
Кондорсе полагал,  что развитие человечества зиждется,  прежде всего, на индивидуальной свободе и равенстве каждого человека, и всеобъемлющей  гуманизации,  в том числе и регулирующих общество и жизнь индивидов юридических законов. Свод законов рассматривался как  один из важнейших критериев прогресса. Однако сам прогресс происходит посредством развития не индивидуального, а коллективного разума,  впитывающего в себя достижения человечества на определённом историческом этапе. Он, определит путь и предвидение того, что ждёт развивающийся разум человечества впереди, на более высоких ступенях бесконечной лестницы развития.
Выделение будущей эпохи прогресса можно считать достаточно условным, поскольку представляется затруднительным предугадать ключевые факторы, которые будут существенным катализатором развития знаний в будущем. Также маловероятно, что одна эпоха охватит все предстоящие достижения человеческого разума, тем более с учётом неумолимого действия закона ускорения истории.
Кондорсе отвергается идея регресса, как невозможная и несовместимая с человеческой разумной сущностью; при определённых факторах может случиться стагнация либо чрезвычайно медленное продвижение в поступательном развитии общества, но движение вспять никогда не произойдёт. Философия и его предложенная конституция в Конвент Франции, была принята в штыки якобинцами. Он, попал в жернова опалы, посажен в тюрьму и принял яд, чтобы  не познать лезвия гильотины. Жаль. Где – то повторил судьбу Бруно.

  Параллельно француз Монтескье  и думаю, убедил, что принципы религии делаются крайне пагубными, если их вводят в человеческую политику. Он считает необходимым разделение высшей власти в церкви и в государстве. Религия должна быть ограждена от государственного вмешательства и произвола, государи не должны вмешиваться во внутрицерковные споры до тех пор, пока они не нарушают общественный мир и не вызывают смуту. Источник религиозной розни и религиозных войн, которыми заполнена история, — не сам по себе факт существования многих религий, а дух нетерпимости, одушевляющий ту, которая считает себя господствующей. Нетерпимость есть помрачение сознания, упадок человеческого разума. Преодоление религиозной вражды не в насильственном установлении религиозного единообразия, но в изъятии сферы религиозной жизни из-под принудительной власти государства, в утверждении духа веротерпимости. В религиозном отношении личность должна быть независима от государства.
Государство по возможности может сопротивляться появлению новой религии, но если она утвердилась, то к ней следует относиться терпимо. Если государство решило терпеть у себя несколько религий, то оно должно воспрещать им взаимные ссоры. Монтескье, таким образом, не вполне преодолевает идею государственной религии, поддерживаемой внешними средствами. Тем не менее нельзя недооценить вклад Монтескье в утверждение идеи свободы совести.

  М. Монтень (1533 – 1592) прекрасный эссеист, который написал свои прекрасные «Опыты», где изложил и научил человека, как надо относиться к себе и своей жизни. И его творчество является обязательным  к изучению в школах и колледжах во Франции, в отличие от нас, которые штурмовали принципы построения коммунистического общества и основы марксистко  - ленинской философии и идеологии.  Презрение к жизни — нелепое чувство, ибо в конечном счете она — все, что у нас есть, она — все наше бытие. Те существа, жизнь которых богаче и лучше нашей, могут осуждать наше бытие, но неестественно, чтобы мы презирали сами себя и пренебрегали собой; ненавидеть и презирать самого себя — это какой-то особый недуг, не встречающийся ни у какого другого создания. Даже собственная одаренность и мудрость кажутся нам бесплодными, если ощущаются только нами самими, не проявляясь перед другими,  и не  заслуживая их одобрения.

  Д.Дидро (1713 – 1714), Ж. Д.Аламбер (1717 -1783) философы просветители, энциклопедисты, своими идеями они меняют мировоззрение.  Композиция титульного листа энциклопедии, которая вышла на основе их прогрессивных знаний и воззрений: Разум и философия снимают пелену с истины, а у ног истины коленопреклонённая теология. За разумом находится память, современная и древняя история опорой которым является время. Под влиянием их идей, в том числе и вспыхнула  французская революция.
 
   Философы эпохи возрождения и нового времени, оказали влияние на разворот исторического путеводителя государств и обществ. Но пожалуй только учитель  Ницше, Заратустра,  так и ходит по миру, обращая в свою веру новых и новых учеников.  Смысл произведений Ницше, исказила его сестра, Элизабет Ницше, которая после его смерти оказалась наследницей его рукописей. Она редактировала его произведения в пользу своих ультранационалистических взглядов,( муж её Фёрстер Бернард был крайним антисемитом) хотя сам Ницше не был антисемитом и не поддерживал радикальные взгляды пангерманизма. Впоследствии исследователи опровергли редактуру незаконченных сочинений Ницше её сестрой и отредактировали их, согласно смысловым оригиналам. Но сегодня его  основные идеи: воля к власти, идея сверх человека и постижение людьми новых веяний культуры и открытий современной науки для своего совершенства и превосходства обрели новое дыхание.
Позиция Ницше по многим вопросам развития заложенных в нас способностей  была чрезмерно активной и непримиримой. Конечно,  в философии о сверхчеловеке, Ницше, заложил идеи необходимого и обязательного превосходства. Сила воли человека должна превратить его из твари в творца. Эти идеи были привнесены в  субполитику и принципы управления отдельных крупных финансовых и бизнес элит и политических партий. Власть и превосходство даёт и сегодня возможность держать соседей (и не только) в узде, подавлять и подчинять взгляды партнёров и даже друзей в интересах достижения собственных целей. Хотя и Ницше и Шопенгауэр в своей философии показывали,  что эти низменные инстинкты человек может преодолеть.

  Но дел наделает ещё один немецкий философ, Людвиг. Людвиг Фейербах. Он тоже успел  «выкинуть»  Бога из всех предыдущих философий, чуть раньше Ницше. Возникло буквально новое левое течение в философии, - диалектический материализм. Новые русские философы подхватили его, Герцен, Плеханов, Ленин, Сталин. Была попытка создать новое гуманное общество равных, коммунизм.
Выпало на нашу долю. Попытка трагична и не удачна.
 
  Но и ещё один, правда вымышленный (авторский), Йозеф  Кнехт, добавится к двум реальным Кнехтам, - Людвигу и Заратустре.  В эпоху жестокого тоталитаризма, немец,  Г. Гессе,  помещает своего Кнехта в изолированную,  высокоинтеллектуальную странновую структуру, - Касталию,  где жизнеутверждающей силой и стимулирующим тонусом жизни,  является игра, где определённые комбинации чисел, соответствующие скажем каким - то смысловым,  слуховым музыкальным переходам,  определяют эйфорию души, присутствие восторга. Кнехт, великолепный филолог, музыкант, философ, знаток поведенческой культуры человека в обществе, может и должен вернуться в мир, оставив магисторский пост и быть учителем. Но как можно жить в обществе тоталитарного насилия,  в которое он, попадает. Писатель не описывает реалий этого внешнего мира, все и так понимают, куда, он, герой романа, попал в то время. Йозеф не выживет и дней, он гибнет, тонет сразу же, как и его реальный условно брат, гений магистр – Людвиг, король.

  Но что мы, видим сейчас? Возможна ли сегодня цифровая, универсальная, всё знающая, да и ещё обучаемая совершенству элита. Пока без идей Заратустры. Мы видим, что возможна. Есть ли у неё потенциал, - достичь превосходства для завоевания глобальной власти. Видимо да. А есть ли у неё сила разума,  познав в себе низовые инстинкты ненависти, зависти и подавления слабого, изжить их или, хотя бы научиться преодолевать их? Начались жестокие игры живого в синтезе с неживым искусственным разумом. Кто достигнет в этой «игре – войне» не достигаемого, но желанного превосходства? Но главное, - во имя чего?  Спасёт ли спасительный суверенитет благих общностей от вырвавшегося вперёд демона превосходства неугомонного соседа.

   Однажды во время своей речи, Заратустра на миг потерял дыхание. Он знал, что воля может и будет «хотеть». Но что делать с «было»? Оно уже было и в него не заберёшься, но как спасти тех, кто миновали «Было»? И вот тут наступает скрежет зубовный.
 Спасти тех, кто миновали, и преобразовать всякое «было» в «так хотел я» – лишь это я назвал бы избавлением!
   Воля – так называется освободитель и вестник радости; так учил я вас, друзья мои! А теперь научитесь еще: сама воля еще пленница.
   «Хотеть» освобождает – но как называется то, что и освободителя заковывает еще в цепи?
   «Было» – так называется скрежет зубовный и сокровенное горе воли. Бессильная против того, что уже сделано, она – злобная зрительница всего прошлого.
   Обратно не может воля хотеть; что не может она победить время и остановить движение времени, – в этом сокровенное горе воли.
   «Хотеть» освобождает; чего только ни придумывает сама воля, чтобы освободиться от своего горя и посмеяться над своим тюремщиком?
   Ах, безумцем становится каждый пленник! Безумством освобождает себя и плененная воля.
   Что время не бежит назад, – в этом гнев ее; «было» – так называется камень, которого не может катить она.
   И вот катит она камни от гнева и досады и мстит тому, кто не чувствует, подобно ей, гнева и досады.
   Так стала воля, освободительница, причинять страдание: и на всем, что может страдать, вымещает она, что не может вернуться вспять.
   Это, и только это, есть само мщение: отвращение воли ко времени и к его «было».
   Поистине, великая глупость живет в нашей воле, и проклятием стало всему человеческому, что эта глупость научилась духу.
   Дух мщения: друзья мои, он был до сих пор лучшей мыслью людей; и где было страдание, там всегда должно было быть наказание.
   «Наказание» – именно так называет само себя мщение: с помощью лживого слова оно притворяется чистой совестью».
Но его успокаивает то, что рядом змея и орёл. Это значит, что можно увидеть предстоящий путь и знать, что всё вернётся на круги своя. Но как воля познает сама себя, кто научит её стремиться к радости, через стремление к власти, совладать со временем  и дотянуться до высшего.
В высших людях, которых, Заратустра привёл в свой дом, в пещеру, было желание двигаться в новый день,  им не давало покоя стремление к высшему, они, просили Заратустру не уходить.
   В  них не было скорби и уныния, они испытывали радость, веселились и день заканчивался победой. Сердце их наполнялось новыми надеждами.
Заратустра с радостью думал о своих учениках: «Отвращение отступает от этих высших людей: ну что ж? Это моя победа? В царстве моём они чувствуют себя в безопасности, всякий глупый стыд бежит от них, они открываются. Они открывают сердца свои, хорошее время  возвращается к ним, они празднуют и пережёвывают, - они становятся благодарными. Это считаю я за лучший признак, - они становятся благодарными. Ещё немного и они начнут придумывать себе праздники и поставят памятники своим старым радостям. Они выздоравливающие» (Пробуждение,1, Так говорил Заратустра)
  Потом был молебен. Высшие люди молились ослу, в которого они вселили образ Бога. Они молились как дети, чтобы войти не в Царство небесное, а в царство земное. Старый экс – папа, сказал Заратустре, что пока есть за что молиться, надо молиться. В молитве они прощались со старыми победоносными, дьявольскими инстинктами своего тела, которые они, эти высшие люди, почти преодолели. Они уже точно уверовали, что они от мира сего. Это не библейские противоречия, это путь, который Заратустра полагал высшему человеку. Все вышли на улицу из пещеры, все были в радости, которую они получили, преодолевая скорбь и приобретённые пороки, которые они преодолели во имя  предстоящего пути. Они благодарили своего учителя Заратустру, за обретение нового, достойного,  что ждёт их, в котором они абсолютно уверены.
  Звери приходили к пещере, голуби кружились над головой Заратустры, лев пришёл и слизывал слёзы радости учителя. Он поведёт, он знает смысл Земли и нового человека достойного своего нового дома. Заратустра, выиграл игру, он победитель. Сложный финал книги Ницше, много споров. Книга написана на подъёме духа автора, на фоне достигнутого немцами превосходства  европейского объединения великой Германии.
  Заратустра – Кнехт сыграл свою игру, и прекрасное настроение героев финала просматривается и в радости самого автора. Он веселиться в финале последней части в творческом восторге от счастливого конца своей сказки. Но Ницше уверен, - всё так и должно быть.  Он предрекал и предупреждал идти так как он написал, не отклоняясь ни в лево, ни в право.
По факту же история швырнула человека глубоко влево и далеко вправо, с искажением сознания разделённых частей человечества.