Сенека. Письмо 1

Юсупова Лилия
Безделье и праздность – порок из пороков:
Назад не воротишь упущенных сроков.
Поэтому помни условье простое –
Ни мига, ни часа не трать на пустое.
Уйдешь, не оставив ни славы, ни меток,
Коль будешь откладывать все напоследок.

Самое известное произведение древнеримского философа Сенеки – «Нравственные письма к Луцилию". В них Луций Анней Сенека (4–65 г. н.э.) проповедует вечные человеческие ценности: соблюдение нравственной чистоты, сострадание, любовь и привязанность к ближним. Рассуждения философа, адресованные его ученику Луцилию, звучат по-прежнему современно и актуально, хотя написаны они почти 2000 лет назад! Человек изменился мало - именно это открытие поразило меня при первом прочтении писем.
Осенью 1998 года моя мама (татарская поэтесса Идельбика) написала мне, что сделала стихотворные варианты "Нравственных писем к Луцилию". В маминых стихах в краткой образной форме представлены назидания Сенеки на татарском языке. Ее труд восхитил меня, не только идеей и исполнением, но новым подходом к материалу, потому что подобных попыток в литературе никто не предпринимал. Каждое письмо оформлено в виде шестистишия, где в последних строках сделан афористичный вывод по обсуждаемой теме. Эта форма сделала 124 письма единым произведением, которое можно назвать «Советами Сенеки». Я почти сразу приступила к переводам стихов Иделбики на русский язык, пользуясь в работе также русским изданием «Нравственных писем  к Луцилию", которые в оригинале написаны прозой.
Все  «Нравственные письма к Луцилию" содержат поучения. Иногда они довольно пространные и охватывают несколько тем, иногда конкретные, как первое письмо, посвященное главному вопросу жизни: отношению ко времени. Не удержусь и приведу это письмо полностью:

«Сенека приветствует Луцилия!
Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую – на безделье, и всю жизнь – не на те дела, что нужно.
Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, – ведь сколько лет жизни минуло, всё принадлежат смерти. Поступай же так, мой Луцилий, как ты мне пишешь: не упускай ни часу. Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего. Не то, пока будешь откладывать, вся жизнь и промчится.
Всё у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.  Быть может, ты спросишь, как поступаю я, если смею тебя поучать? Признаюсь чистосердечно: как расточитель, тщательный в подсчетах, я знаю, сколько растратил. Не могу сказать, что не теряю ничего, но сколько теряю, и почему, и как, скажу и назову причины моей бедности. Дело со мною обстоит так же, как с большинством тех, кто не через собственный порок дошел до нищеты; все меня прощают, никто не помогает. Ну, так что ж? По-моему, не беден тот, кому довольно и самого малого остатка. Но ты уж лучше береги свое достояние сейчас: ведь начать самое время! Как считали наши предки поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное. Будь здоров».
В шестистишие уложить это размышление Сенеки – задача не очень легкая, потому что письмо уже само по себе содержит высказывания, звучащие поэтически: «Отвоюй себя для себя самого», «Удержишь в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего», «Всё у нас чужое, одно лишь время наше», «Тот не беден, кому довольно и самого малого остатка», «Поздно быть бережливым, когда осталось на донышке»… Восхищаясь мыслями философа и его точным языком, я порой делала по 5 вариантов одного письма, стараясь сохранить образы Сенеки и мамины образы одновременно. Но конкретно это письмо в итоге получилось сухим и кратким. Оно перед вами...