Слово об учителе. Татьяна Козьмина-Соколова

Миоль
­­­­ 2023 год Указом Президента России Владимира Путина
объявлен Годом педагога и наставника


Движется к завершению 2023 год, объявленный в нашей стране годом Наставника и Педагога. Для многих и наставничество, и педагогика – дело ежедневное и многолетнее, никак не связанное с тем, каким очередной календарный год может увидеться правительству. Учителя переступают пороги школ и, как однажды сказал В. Сухомлинский, «сердце отдают детям» - изо дня в день, из года в год, из века в век. Наша героиня – ленинградка - петербурженка, учитель начальных классов Татьяна Борисовна Козьмина-Соколова (Некрасова) и Почётный работник образования РФ, и Ветеран труда: сорок пять лет работы в школе. Но всё начинается с детства…

Она родилась и выросла в писательской литературной среде. Борис Владимирович Некрасов (23.02.1920 – 10.10.1978) – фронтовик: контрразведчик, капитан. Поэт, прозаик, член Союза писателей СССР, родился в Рязани в семье писателя Вл. Волженина (В.М. Некрасова), но рос и формировался в Ленинграде.
Учился в Ленинградском театральном институте. В 1939 году со второго курса ушел добровольцем в Красную Армию. Когда вернулся в разбомбленный Ленинград и узнал о гибели родителей в блокаду, поехал в Магадан, где стоял вместе с Юрием Рытхэу у истоков дальневосточной литературы. Борис Некрасов в Магадане стал первым членом Союза писателей Дальнего Востока. И лишь спустя время, когда раны от потерь близких стали заживать, уже со своей семьёй смог вернуться в родной Ленинград.

Прочитать о нём можно по ссылкам, кот. есть в рецензии:
.


Мама Татьяны – выпускница факультета журналистики Минского университета. После окончания уехала к своей маме в Магадан, потому что в разбомблённом во время войны Минске негде было жить. На Севере же встретила свою судьбу. На долгие годы её жизнь была связана с писателем Борисом Некрасовым. После возвращения в Ленинград мама работала в «Лениздате» редактором рекламы и создавала условия для писательского труда мужа. По её стопам пошел и старший сын Виктор, окончивший журфак ЛГУ ещё в советское время и ставший впоследствии корреспондентом «Вечернего Ленинграда» главным редактором малотиражекинститута кораблестроителей и ленинградского Почтамта.

– Родители старались вырастить из нас любознательных, доброжелательных, ответственных людей, любящих свою Родину, - вспоминает Татьяна. Пап, во время воспитательных бесе, всегда приводил в пример истории из военной жизни. Он со второго курса театрального института ушел добровольцем на финскую войну, а демобилизовался в сентябре 1946. Эти беседы пронимали меня до мурашек. И моими любимыми книгами стали книги о Великой Отечественной войне. Особенно написанные теми писателями, которые через нее прошли.


***

Татьяна выбрала другую дорогу в жизни и пошла по пути бабушки Евгении Павловны, которая была учителем русского языка и литературы, свободно владея при этом не одним иностранным языком. Иностранные языки в семье держали в активе. Были дни, когда дома не говорили на русском. Совсем. Даже когда вечером шли на прогулку по Невскому – то, например, только на немецком между собой, потому что как иначе удержать язык в русскоговорящем пространстве? Понятно, что никак. Говорить на языке нужно. Вот и говорили. И за этим Евгения Павловна строго следила.

Татьяна вспоминает:

– Всё очень просто: решила продолжить династию вслед за бабушкой по папиной линии, в честь которой назвала и младшую дочь – Евгению. А первый сын Борис назван в честь отца. Родители папы умерли во время Великой Отечественной – не пережили блокаду. Их пытались вывезти в январе 1942 года по Дороге Жизни, но в пути их не стало.
Уже много позднее, собирая информацию о родных, я узнала, что у нас действительно педагогическая династия. Ещё один мой предок в 1835 году был учителем. Но и со стороны моего дедушки были учителя, правда, церковные. Так что учительство вошло в кровь и плоть: вот уже 45 лет стою у школьной доски начальных классов.



Всегда казалось, что начальная школа – самое трудное звено в обучении, потому что начинать с нуля всегда очень сложно и ответственно. Это сейчас работают разного рода «Развивашки» и ребенка не возьмут в школу, если он не умеет читать, писать и не говорит по-английски лучше, чем учитель. Последнее, конечно, стёб, но то, что учителя начальной школы сейчас получают готовый «боекомплект», статья особая. Раньше именно «началка» учила ребят «буквы ровные писать тонким пёрышком в тетрадь, вычитать и умножать…» и так далее – что требовалось от начального звена.

Литературная аура, в которой с рождения оказалась Татьяна, отложила определённый отпечаток и на судьбу, и на восприятие мира.
Книги, книги, книги… В Магадане родители стали собирать библиотеку с нуля, потому что в блокадном Ленинграде погибли все книги писателя Волженина, и это тоже казалось невосполнимой потерей для Бориса Некрасова. Прошло время, и огромная библиотека, которой по количеству фонда сегодня может позавидовать любая городская районная, была предметом гордости семьи и зависти тех, кто приходил в гости, потому что в давние советские времена самая читающая страна мира не имела художественной литературы в свободной продаже. Книги можно было только достать или перекупить у спекулянтов, что было не по карману многим. Спасибо книжному магазину «Лавка писателя», в котором литераторы, в закрытом режиме, могли покупать книги во времена СССР.


Очевидно, что девушка должна была выбрать литературный факультет, но… После восьмого класса (а тогда учебный процесс занимал десять лет), она пошла получать специальность, потому что многое в школе ей не нравилось и она искренне верила в то, что когда придет работать, сможет исправить то, с чем была принципиально не согласна.

– Казалось, что я то не буду совершать тех ошибок, которые мне мешали в школе. Например, вопрос с любимчиками... Все свои годы работы старалась это скрывать. Как? Просто уделяла больше внимания тем, кто сильнее всего раздражал. Нет, не учебой. Поведением. Когда же поступала в Институт Герцена, то уже прикипела к малышам. Хотя был у меня опыт работы и со старшеклассниками. И уходила в среднюю школу. Ох и напреподавала я там! И русский язык с литературой в 6, 8, 9 классах, и Историю Санкт-Петербурга, и информатику, которую по просьбе директора еще несколько лет вела, вернувшись в начальную школу, потому что срочно был нужен учитель в 1 класс (открывали еще один). Ну а потом стало трудно разрываться на две специальности. Даже на три. Я больше двадцати лет была еще и социальным педагогом. А на тот момент у меня был 3-й класс. Бросать на полпути детей считала непедагогичным.

И ещё о династии. Самый старший, сводный, брат Татьяны по отцу – Некрасов Владимир Борисович – тоже не избежал педагогического направления в своей деятельности. Он – директор базового направления математической школы "УниШанс", ведущий методист города Санкт-Петербурга по математике. Председатель секции математики городской медальной комиссии Санкт-Петербурга. Автор более 50 методических пособий для учащихся и учителей.Заслуженный учитель России. Победитель конкурса фонда Эйлера учителей -методистов Санкт-Петербурга (2007), доцент кафедры методики преподавания математики и информатики СПбАППО


Математик Владимир Некрасов
.
Подробнее на livelib.ru:
.
***
Очевидно, что любовь к театру передалась Татьяне от отца, который учился в Ленинградском театральном институте, откуда и ушёл на фронт. Поэта Бориса Некрасова отличало от собратьев по перу прекрасное чтение своих (чужих) стихов со сцены – актёрский талант сыграл свою роль, поэтому слушать стихи в его исполнении было особенно приятно.
Семья любила театр, и Татьяна, которую в семье называют Таткой, до сих пор старается не пропускать знаковых премьер в городе, интересных гастролей, театральных встреч.

– В театры и музеи хожу регулярно. И у меня нет особого пристрастия к жанрам. Я здесь всеядна: от классики до мюзиклов. Драматические спектакли, джазовый или классический концерт, орган. К этому приучила и дочь. Именно она мой самый частый спутник в театры. И ещё, что не менее важно и интересно: в театры хожу не только на спектакли, но и на экскурсии в закулисье, где что можно открыть для себя совершенно другой мир, его, так называемую, кухню.Сейчас пытаюсь эту любовь привить внукам. Но тут есть нюансы. Внук Роман занимается футболом, что приводит не позволяет порой куда-то сходить: тренировки, игры, сборы. Но мы не сдаемся и, как только появляется возможность, восполняем пробелы. А внучка Василиса просто еще мала. И спектаклей для ее возраста не так уж и много. Хоть ей и 4 года, порой идем на спектакль 6+. И я надеюсь, что она вырастит понимающей театралкой.

Но в любви Татьяны Борисовны к театру есть одно «но», о котором она говорит честно и открыто:

– В театры принципиально не вожу школьников, не хожу с классом. Считаю, что это прерогатива родителей. Простите за слова, но стадное чувство в массовом посещении чего бы то ни было… все-таки присутствует. А театр такого не терпит..

И с ней трудно не согласиться, потому что в театре, как и на концерте, ты всегда один на один с искусством (простите за высокий слог!) Это и очень камерное, и, несомненно, личностное восприятие того, что происходит на сцене. И так важно, чтобы тебе не мешали. И ещё важнее бывает не растерять и сохранить в себе увиденное, чтобы дома, «прокрутить» в голове, пережить ещё раз, поразмыслить, испив по капельке…
Конечно, когда учитель идет в театр с классом, то о восприятии искусства речь почти не идет, потому что необходимо решать массу организационных вопросов, которые, конечно же, возникнут, если в храм искусства с тобой пришло ещё шустрых человек тридцать.



***
Она хорошая бабушка, на которой лежит ответственность за эстетическое воспитание внуков. Театры и музеи, выставки и прогулки по исторической части города, поездки по городам и весям необъятной страны. Сейчас, когда границы не то чтобы на замках, но безопасности ради лучше сидеть дома, она повезла своих ребят, младшей из которых, на минуточку, четыре года, ни много, ни мало…. показать Дагестан, потому что никогда не были они на Каспии. И поехали, и посмотрели. И, как и она, смею надеяться, что поездка мимо не пройдет и в памяти зарубку несомненно оставит, потому что у неугомонной любительнице путешествий Татьяны Борисовны иначе быть просто не может.

– Спасибо детям, что доверяют мне своих детей.
Как поет Баста? «Когда меня не станет, я буду петь голосами моих детей и голосами их детей, нас просто меняют местами, таков закон Сансары», - говорит Татьяна.

***

Она часто возит по городу и своих учеников, стараясь показать им историю легендарного Питера в полном объёме. Много добрых слов говорит в адрес администрации школы, которая приветствует и поддерживает такую форму работы. Воспитание патриотизма на примере истории города – работа почетная. И о профориентации учитель не забывает.

– Это наши предприятия с экскурсиями по производству. Например, Север-Метрополь или фабрика Самойловой, где проводят по всем цехам, а в завершении угощают чаем с пирожными и огромным тортом, испеченном и украшенным для класса. Или Императорский фарфоровый завод, когда дети видят, как появляется тот или иной предмет, как его раскрашивают, могут сами почувствовать себя художниками оформителями и раскрасить изделие, которое после обжига получат для себя. Ребята любят такую форму работы, но самое главное – они проникаются особой любовью к своему городу, понимая с малых лет, что Питер – не просто точка на карте России, а совершенно уникальное место на Земле.

***

Татка, или Татьяна Борисовна – человек увлекающийся. Помнится, когда наша «лёгонькая» промышленность никак не хотела стараться красиво одевать тех, для кого она и работала, на помощь населению страны советов пришла Энне Бурда (Aenne Burda) — немецкая издательница, основательница журнала Burda Moden (современное название Burda Fashion), посвященного моде и шитью.. Немка, предложившая тем, кто умеет и хочет, первоклассные выкройки под негласным девизом «Шей – не хочу!». И Татка шила: на зависть коллегам, соседям, подругам, родным. Заявляю совершенно точно, потому что Татьяна Борисовна Некрасова, она же – Козьмина – Соколова по мужу, еще и моя любимая сестра. Редкий учитель выглядит так модно и стильно. Обычно измученные перенагрузкой безликие дамы с болезненным цветом лица напоминают собой тот самый синий чулок, о котором хочется быстрее забыть, покидая стены школы. Татьяна Борисовна изо дня в день демонстрирует своим подопечным образец безукоризненного вкуса, на который невозможно не обратить внимание. Не забываем опять же, что наша героиня – учитель начальных классов, поэтому особенно важно, что видит маленький ещё человечек перед собой каждый день, какая картинка проникает в его подкорку, чтобы уже потом-потом отвечать за наличие или отсутствие у него вкуса.
Было время, когда Татьяна много и хорошо вязала, причем, её изделия всегда отличались художественным вкусом и несли в себе ту изюминку, на которую обращаешь внимание сразу. Этим она выгодно отличалась от многих. Сейчас вязание потихоньку сошло на нет, потому что много интересных вещей появилось в магазинах, мимо которых проходить не хочется. Но все равно иногда вяжет и  дочери, и любимой внучке Василисе, которую коротко называют Васькой.



– Все мои творческие задатки – от бабушки, маминой мамы, Софьи Аркадьевны Вайн. Именно буля научила меня готовить, шить, вязать. А самое главное – научила быть бабушкой. А сейчас, имея внуков, я стараюсь ей соответствовать, - делится Татьяна.

Поэтому она – натура разносторонняя:

– Готовить? Пожалуйста, с огромным удовольствием и разнообразием. Люблю, чтобы на столе стояло какое-то новое блюдо. Права, последнее время, моя дочь, которая прекрасно готовит, меня отодвинула от плиты. А вот в праздники мы – в четыре руки на готовке, устраивая праздник в семье.

Всегда интересно узнать у учителя, что для него значит школа, в которой только и возможно наглядно проследить на примере подрастающих учеников, как меняется жизнь, текущая перед тобой очень интенсивно и ярко, порой изобилующая приключениями и неожиданностями. Что такое школа, от которой устаёшь до изнеможения, но снова и снова возвращаешься туда, если проникла в твою душу та самая педагогическая бацилла, без которой человек, ставший учителем, уже не может выжить в нормальных, стерильных, по сравнению со школой, условиях. Не может, но главное – не хочет.

– Если говорить о том, что значит для меня профессия, то это просто-напросто моя жизнь, 45 из которых – я в школе (а в декабре мне будет 63 года). Я не мыслила себя в другом. Да, были попытки что-то изменить, но они не отрывались от самой школы. Учитель начальных классов или русского языка и литературы, учитель истории Санкт-Петербурга или информатики, педагог-организатор или педагог психолог, или социальный педагог. Эти изменения в направленности профессий можно найти в моей трудовой книжке. Я пыталась разнообразить свою деятельность, но вся она была связана со школой, ибо не видела я себя в другой сфере деятельности.



Татьяну можно слушать бесконечно, потому что говорит она эмоционально, заостряя или оттеняя что-то наиболее интересное и важное. Особое место в её воспоминаниях занимает, конечно, семья, сформировавшая её жизненный вектор. И, как знать, может быть именно тот самый вектор и вывел её на педагогическую орбиту, с которой учитель начальных классов Татьяна Борисовна Козьмина-Соколова не сошла до сих пор, продолжая изо дня в день переступать порог школы, чтобы и сердце отдавать детям, и сеять в их душах то разумное, доброе и вечное, что позволит потом первоклашкам стать достойными гражданами любимого города и большой страны, имя которой Россия.

30. 10 – 5. 11. 2023

Всероссийския лит-публиц., просветительский журнал "Клаузура"
clck.ru/36psM8



В тему :

Слово об учителе. Марина Титова
http://stihi.ru/2023/08/18/3458


 Елена Кугушева
http://stihi.ru/2012/04/03/2519


 Ольга Корзова
http://stihi.ru/2017/07/07/148


Надежда Ерошина
http://stihi.ru/2016/07/01/7189


Елена Ивчина
http://stihi.ru/2016/05/18/317