Пишу, как дышу!

Алексей Фандюхин
    Еженедельная газета "Деловой Бийск"№ 45 от 8 ноября 2023 г. Интервью Виктории Тарасенко.
   
ВРЕЗЫ

«Я немного жалел, что не стал профессиональным журналистом. Но все к лучшему – иначе меня бы давно убили! Всегда задавал неудобные вопросы».

«Большая часть того, что попадает в печать, делается «по кумовству». А когда низкопробное творчество выходит тысячными тиражами, читатели открывают текст и – закрывают».

«Вот таких Пушкиных – их полно. А нам-то подают не Пушкиных».


Пишу, как дышу!
Автор «Делового Бийска» стал лауреатом премии «Золотое перо Руси»
Виктория Тарасенко
Делить шкуру неубитого медведя - это не про него. И шкура собственноручно добытого медведя вместо ковра, и сотни интересных историй о жизни, и рабочее пространство с книгами, дипломами и кубками, и даже собственная Муза Петровна – все имеется. Ничего не придумано, не выдумано, не исковеркано!
Итак, сегодня мы с вами отправляемся в гости к лауреату международного конкурса «Национальная литературная премия Золотое перо России», писателю, полковнику милиции в отставке, гонщику-экстремалу и хорошему другу редакции Алексею Фандюхину.
Поводов встретиться с Алексеем Геннадьевичем всегда миллион. А сейчас тем более, его интервью «Мы еще станцуем в этой жизни лезгинку!», которое принесло лауреатство, вышло в «Деловом Бийске». Прямо тут, на этих приятно пахнущих типографской краской страницах.
Прихожая. Разувайтесь и проходите
С порога видим, что нас встречают как дорогих гостей.  Харт, немецкая жесткошерстная легавая, радостно бросается навстречу. Жена Нина Михайловна, источник вдохновения и, по совместительству, главный литературный критик, откровенно рада гостям.
Стол накрыт. А как накрыт-то! Грибочки соленые белые (собственноручно собраны хозяевами в Соколовском лесу), дикая утка-кряква копчёная (с охотничьим напарником, собачонкой, добытая), подвяленные подъязки, окуньки, сорога (рыболовные трофеи).
Ощущение праздника. Вот так, в теплом семейном кругу, и начинаем общение.
– Предлагаю сделать наше интервью острым, актуальным, злободневным и жестким, – вносит предложение Алексей Геннадьевич. – А фотографии креативными, неформальными.
Отказать человеку, только что победившему в престижном конкурсе в номинации «Интервью», язык не поворачивается. Соглашаюсь.
– Мое интервью я строил на глубоком знании материала. А вы меня уже прекрасно знаете («Деловой Бийск» в 2021 году писал об Алексее Фандюхине материал ко Дню защитника Отечества, больше про его службу в МВД, прим. корр.). Все должно у нас получиться! И ловить, ловить на не состыковках…
Немного подумав, добавляет:
 – Может быть, у вас будет вопрос такого плана: «А когда, Алексей Геннадьевич, начнете получать деньги за литературные конкурсы, гранты?». Алексей Геннадьевич вам скажет, извините, где распределяются гранты и деньги, там нас нет. Там «чужие» не ходят.
– Согласна! Приступим?
Алексей Фандюхин - легкий собеседник. С иронией, причем, самоиронией тоже. Всегда готов сказать то, что думает. И также пишет. Как говорится на его странице «ПРОЗА.РУ»: «Бредятины не пишу, из пальца тексты не высасываю, все жизненно, в большинстве своем на 99,9% является правдой».
Про «золотое» интервью и авантюрную лезгинку
Прежде всего, конечно, разговор у нас зашел о «золотоносном» интервью.
- Когда начал сотрудничать с «Деловым Бийском», сразу поставил себе цель – писать ярко. Об интересных людях. И вот, мой герой - 84-летний Николай Иосифович Бурденко, член Российского союза писателей. Образованнейший человек, с отличной памятью. Говорит на 5 языках. В своем возрасте пишет в год по роману. У него есть мечта – станцевать лезгинку. А так как ноги больные, изношенные, поехал в госпиталь в Москву это исправить... Так родилось мое интервью на разворот (две полосы в газете, прим. корр.).
А говорили мы с ним о многом: о том, что Пушкин – не все (было немало талантливых людей, которые так и не стали известны), стоит ли доверять телевидению и правда ли, что отец Николая Иосифовича работал на советскую разведку под прикрытием...
– Знаете, я всегда немного жалел, что не стал профессиональным журналистом. Но сейчас понимаю, все к лучшему – меня бы давно уже не было на этом свете! Никогда ничего не замалчивал и всегда задавал неудобные вопросы.
О любви – к книгам… до сотрясения мозга!
Хоть и не стал Алексей Геннадьевич профессиональным журналистом, но с 15 лет уже сотрудничал с газетой «Бийский рабочий». Был внештатным корреспондентом, писал заметки о спорте, получал гонорары. А читать любил - с самого раннего детства.
– С пяти лет пристрастился к чтению, а к пятнадцати годам стал зачитываться книгами. Читал под одеялом с фонариком, после того, как в доме гасили свет. Выдавалась свободная минутка бежал со всех ног со спортивной тренировки в читальный зал детской библиотеки. У меня было 15-30 минут свободного времени, и там лежала любимая книжка, с закладкой на той самой недочитанной странице... Залетал, хватал ее, читал и бежал дальше.
Детская библиотека размещалась в красивом здании на Льва Толстого (сейчас разрушено), с крыльцом из кованной решетки… Бегал я туда мальцом, и как-то незаметно, в одночасье подрос. Бывает так с детьми… Однажды, экономя секунды, привычно сбоку вскакиваю на ступеньку крыльца и головой в вензель каа-ак врезаюсь… Из-под шапки течет кровь, шишка размером с куриное яйцо – похоже, сотрясение головного мозга. Но я ничего не понимаю. Зажал голову, зашел в абонентный зал, взял книгу, открыл, пелена застилала глаза. Капля крови упала на страницу, я опасливо покосился на библиотекаршу, закрыл книгу, и понял, что сегодня читать не буду. Но я читал эту книгу уже завтра!
Когда стал студентом первого курса пединститута, помню, читал «запоем» «Джин Грин – неприкасаемый», это была единственная книга на весь город в центральной библиотеке Шукшина. Занятия заканчивались, в кафетерии проглатывал булочку и бежал в читальный зал. Читал – и бежал на тренировку. После опять в библиотеку. Вот так, урывками в десяток приемов и прочитывал понравившуюся книгу.
А потом как отрезало. Перестал читать вообще. Не стало хватать времени.
В 34 года поступал учиться, это был мой третий ВУЗ (в ту бытность Сибирская академия МВД). И вот на вступительных экзаменах по русскому и литературе педагог – молодая симпатичная девушка – спрашивает: «Скажите, что вы читали в последнее время из советских авторов?». Я ей: «Вы знаете, я уже лет 15 ничего не читаю. Книг в руки не беру». «Ну вспомните, хотя бы что-то. Если я вам поставлю тройку, вы же не поступите».
С грехом пополам всплыли отрывки из повести Василя Быкова «Дожить до рассвета». Что в итоге? Я – молодой, красивый, холеный, вызвал у барышни симпатию. Поставила 4 балла. Повезло, поступил. Видимо, чувствовала, что надо дать мне шанс. Окончил ВУЗ с благодарственной грамотой за успехи в обучении.
А потом получилось по поговорке: чукча не читатель, чукча писатель. Школьно-студенческого словарного запаса оказалось достаточно для того, чтобы писать.
А что касается правописания… всегда есть корректоры и редакторы. Пиши интересно, найдется, кому поправить. Сейчас стараюсь читать много. Пытаюсь понять феномен Шукшина, Астафьева, Солженицына.
С интересом, а порой «по диагонали» читаю малоизвестных авторов советской эпохи. Вот они (показывает рукой на стеллажи с книгами, - прим корр.). Недоумеваю, кто и зачем их вообще печатал и покупал, давясь в очередях в книжных магазинах?
Литературный «междусобойчик», или
Почему стали мало читать
Алексей Геннадьевич издал собственные книги, среди наиболее издаваемых – «Клева.net», «1700 км. по заснеженным просторам Алтая, «Чужой среди своих».
В 2019 году вошел в шорт-лист международного литературного конкурса «Кавдория» (Белоруссия). В том же году в рамках Шукшинских дней на Алтае его рассказ «Витька» получил Гран-при фестиваля «Провинциальные чудики». В 2021 году стал финалистом конкурса «Герои великой Победы» (всего в нем участвовали 18 тысяч человек).
Более того, сам Алексей Фандюхин учредил независимый открытый литературный конкурс «Золотое перо Алтая». Поэтому о развитии региональной литературы знает не понаслышке.
Все началось с того, что писатель убедился на опыте: «конкурсы существуют для своих» и «выстреливают» чаще всего те, кого специально продвигают. Политикам, чиновникам «от культуры», фондам, организациям и издательствам проще опубликовать или наградить тех, кто поближе, а может даже, себя любимых.
Такой литературный «междусобойчик» получается. Кукушка хватил петуха за то, что хвалит он кукушку. Сегодня я награжу тебя премией, завтра – ты меня.
Сам Фандюхин несколько лет принимал участие в проекте «Писатель года» на портале «ПРОЗА.РУ». И вот, что вышло.
Вспоминает:
- 11 лет назад начал участвовать в этой ярмарке тщеславия. 2012, 2013, 2014... Я все номинант. Как-то проскочила информация официальная, что таких «рекомендованных» десятки тысяч авторов. Задумался, разобрался: с номинантов берут деньги и кормят их обещаниями, а в лауреаты берут своих. И на очередное приглашение для участия написал: «Я больше не желаю участвовать в этой ярмарке тщеславия, организованное юными мошенниками». В 2017 году простили за дерзость, и даже приняли в Российский союз писателей. Пару раз печатали бесплатно. Вошел в Антологию современной литературы. В итоге ни разу не стал ни лауреатом, ни финалистом, хотя видел среди победителей откровенно слабые работы.
По мнению моего собеседника, люди стали мало читать как раз по тому:
- Большая часть того, что попадает в печать, издаётся «по кумовству». Редакторы печатают редакторов, чиновникам открыто предлагают заявиться в конкурсы, прозрачно намекая, что их произведения уже в победителях. А когда низкопробное творчество выходит тысячными тиражами, книга попадает в руки читателю, читатели открывают текст и – закрывают.
Все это приводит к тому, что авторы перестают верить в конкурсы и участвовать. В 2023 году на получение Шукшинской литературной премии претендовало всего 9 писателей! А в итоге премию так и не вручили – жюри якобы не смогла выбрать победителя. Почему всего 9 участников? Потому что не верят в справедливость.
- Минуточку, а как же ваш конкурс?
- А у меня другой подход. С 2022 года «Золотое перо Алтая» стал международным конкурсом. В каждую номинацию заявляются по 40-50 человек. Около 1000 произведений. Сейчас как раз подводим итоги 2023 года. Возраст и география очень широкие. Среди участников 11-летняя девочка с Сахалина и 90-летний писатель с Новоалтайска. Есть Санкт-Петербург, Москва и Камчатка, узбекский Ташкент и казахстанская Алма-Ата. И весь Восточный Казахстан. Дружно Кузбасс заявился. Пригласили через Российское посольство в Улан-Баторе жителей Монгольского Алтая. В следующем сезоне будем приглашать провинции Китая, примыкающие к Алтаю, русскоязычных авторов. Люди верят в наш конкурс, потому что он справедлив. Не раздаем места по своим. Все авторы на этапе выставления оценок жюри зашифрованы, произведения под номерами. Жюри выбираем по гендерному признаку: 50 % женщин и 50 % мужчин, чтобы не было перекоса. Девочкам нравятся лютики-цветочки, мальчикам пиф-паф.
Совет тем, кто хочет стать Писателем
- Вы говорите про непредвзятость. А не «междусобойчик» ли «Золотое перо Алтая» и «Золотое перо Руси»? Вы учредитель одного конкурса – и лауреат другого.
- Интересный вопрос! Но нет. Даже не подозревал о том, что есть конкурс со схожим названием. Я посчитал, что нужна независимая премия, которая даст шанс любому. Это мое детище. А о конкурсе «Золотое перо Руси» услышал только в 2019 году, понял, что его проводит группа энтузиастов, независимые люди, не финансируемые государством. К слову, в этом году в нем приняло участие 15 тысяч авторов из 35 стран мира. И проводится он в 19-й раз.
- А что бы вы посоветовали тем, кто только мечтает стать писателем?
- Любить слово, любить литературу. Жить этим, как мальчишка, который читал с 5 лет, который разбил голову, несясь в читальный зал. Тогда у тебя появится словарный запас. Тогда у тебя сформируется широкий кругозор. База, заложенная в детстве, в конечном итоге даст результат. Считаю, что вершина писательского мастерства - это фантазерство, выдумка, привирание. Многие грешат тем (и я в том числе), что сильно уходят в публицистику, то есть, в описание реальности.
Не секрет, что основная масса людей начинает писать, когда уходит на пенсию. Творчество любит тишину, покой. Появляется свободное время. Раньше средний возраст в Союзе писателей России был 68 лет. Достаточно качественной была литература. Сейчас взят курс на омоложение. Берут в Союз авансом молодых авторов, не выпустивших ни одной книги. Можете представить?
Дар поэтический может проснуться и неожиданно. Есть один дворник в Бийске, филфак, правда, закончил. Ну, метет и метет. А потом ка-а-ак записал! Ой, какие стихи! Мне его общий знакомый писатель поддудолил. Интересно! Вот таких Пушкиных – их полно. А нам-то подают не Пушкиных.
Жизнь дана для счастья - вместе с Музой Петровной
Время шло и шло, а мы говорили и говорили.
- И все-таки, Алексей Геннадьевич, какая цель у вашего творчества? Учитывая, что доверия к конкурсам нет? И на первые полки магазинов тоже особо не стоит рассчитывать…
- А цель одна – жить каждый день счастливо. Полноценно, интересно, ярко. Есть хобби, увлечения, одно из которых – писательство. Пишу, потому что не могу не писать. Вот и все!
В этом тексте почти ничего не сказано про спутницу жизни Алексея Фандюхина, которую он ласково называет Музой Петровной.
Причины есть. Одна из главных - не особо-то и любит Муза Петровна внимание публики. Ну не публичный она человек! И даже фотографироваться наотрез отказалась.
Десяток лет жена принимает участие в приключениях писателя и является главным литературным критиком («Чаще всего я вставляю свое злобное «фи!», «Хвалить приятно, но толку мало»). Как-никак имеет высшее филологическое образование – и моральное право.   
Также она партнер по бизнесу. В наше время литературой, увы, сыт не будешь, и успевать надо на жизнь зарабатывать.
– Встретились, встретились-то как?
– А есть короткое произведение – история нашей любви! – Алексей Геннадьевич как всегда прям и открыт. Так что произведение можно найти в свободном доступе. Но это уже совсем другая история...

ВРЕЗ
Приглашаю на встречу! (портрет Фандюхина)
- Дорогие друзья, 8 ноября в 16 часов в Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. В.М.Шукшина и 12 ноября в 14 часов в культурном центре «Беловодье» (3 этаж, ТЦ «Модный») мы с Николаем Иосифовичем Бурденко приглашаем вас на творческие встречи. Поговорим о литературе, конкурсе, в котором я стал лауреатом, познакомимся поближе с главным героем этого очерка. Будем вас ждать!

Справка
Алексей Геннадьевич Фандюхин (1960 г.р.) уроженец с. Луговское Бийского (Зонального) района.
По образованию педагог и юрист. Всю свою жизнь посвятил активным занятиям спортом и общественной деятельности.
В конце 80-х руководил одним из военно-патриотических клубов Алтая, являлся депутатом городского совета (1989-1991 гг.).
Участник боевых действий, полковник милиции в отставке.
Пишет с 2005 года. Вышли десятки публикаций в сборниках Москвы, Читы, Якутска и других городов. Издано 6 книг.
Организатор серии литературных конкурсов 2018-2023 годов: «Золотым пером о Граде-наукограде», «Золотым пером об Алтае», «Золотое перо Алтая».
Член жюри, председатель жюри региональных и муниципальных поэтических фестивалей Кузбасса 2018- 2023 года: «Осеннее многоцветье» (г. Прокопьевск), «Кузбасский зимородок» (г. Новокузнецк), «Голос поэта» (г. Калтан), «Апрельские зори» (г. Мыски). Член жюри Всероссийского литературно-поэтического фестиваля-конкурса «Все это родина моя», посвященном 125-летию писателя Н.П.Смирнова (Ивановская область, 2023 г.).
«Серебренный» лауреат «Золотое перо Руси» (2019, роман «Его война»), лауреат «Золотого пера Руси» в номинации «Интервью» (2023), Гран-при фестиваля провинциального юмора Шукшинские дни на Алтае» (2019).
Член Российского союза писателей (2016), председатель Алтайского регионального отделения РСП (2017-2023 гг.).