Сознание или осознанный Дух

Елена Перевалова 3
Сознание - самая могучая из всех сил, которые нам встречаются. Сознание, или осознанный дух, это та сила, которая из смерти, возникающей в области жизни, беспрерывно позволяет вновь возрождаться жизни. Жизнь - это процесс, связанный как с внешним, так и с внутренним миром, сознание - процесс, связанный лишь с внутренним миром. Субстанция, к которой смерть приходит извне, не обладает сознанием. Сознание свойственно лишь такой субстанции, которая в своём собственном средоточии порождает и преодолевает смерть. И как сказал один немецкий теософ: смерть есть не только основа жизни, но и основа сознания.
Если мы постигли эту связь, то нам нужно лишь внимательно посмотреть на эти явления, и нам станет понятно происхождение боли. Всё, с чего начинается сознание, изначально есть боль. Когда жизнь открывается вовне, когда живое существо открывается навстречу свету, воздуху, жаре и холоду, то эти внешние элементы сначала воздействуют на него. Но до тех пор, пока эти элементы лишь воздействуют на это живое существо, пока они воспринимаются им так же, как и носителем внутренних жизненных процессов, растением, сознание возникнуть не может. Сознание возникает лишь тогда, когда эти внешние элементы вступают в противоречие с внутренней жизнью, когда начинается разрушение. Сознание возникает из разрушения жизни. Без частичной смерти живого существа в него не сможет проникнуть луч света, в нём никогда не начнется процесс, из которого возникает сознание. Когда свет проникает в сферу жизни, вызывая частичные разрушения и уничтожая внутренние субстанции и силы, тогда-то и начинается тот таинственный процесс, который протекает вполне определенным образом во всем внешнем мире. Представьте себе: разумные силы мира поднялись бы на такую высоту, что внешний свет и воздух стали бы им чужды. Лишь какое-то время они находились бы в гармонии с ними, а затем усовершенствовались бы настолько, что возникло бы противоречие.
Если бы вы могли наблюдать за этим процессом духовном взором, то увидели бы, как в том месте, где в живое существо проникает луч света, кожа преобразуется и появляется крошечный глаз. Что же в первую очередь зарождается в материи? В чем же выражается это мельчайшее разрушение, ибо при этом происходит именно разрушение? А выражается это разрушение не в чем ином, как в боли. Всюду, где жизнь сталкивается с внешним миром, происходит разрушение, которое, возрастая, влечёт за собой смерть. Из боли рождается сознание. Тот же самый процесс, которой создал ваш глаз, мог бы стать разрушительным, если бы он распространился в существе, развившимся в человеческом теле. Но так как он охватил лишь его малую часть, то из разрушения, из частичной смерти он смог создать то отражение внешнего мира, которое называют сознанием. Таким образом, сознание в пределах материи рождается из страдания, из боли.
Если мы поймём эту связь между страданием, болью и окружающим нас сознающим духом, тогда, вероятно, мы поймём слова христианского посвященного, который знал
подобные вещи интуитивно и видел боль в основе всей сознательной жизни: "Вся тварь совокупно стенает и мучается доныне, ожидая усыновления". - Вы найдете это в восьмой главе послания апостола Павла, как прекрасное выражение этой основы сознания в боли. Понятным становится и то, почему выдающиеся, тонко чувствующие люди придавали боли такое исключительное значение. Хотелось бы привести здесь один пример. Великий немецкий философ утверждает, что если посмотреть на окружающую нас природу, то облик её повсюду явит боль, выразит страдание; да, если посмотреть на высших животных, то внимательному взору откроется проявление бесконечного страдания. А кто не согласится с тем, что физиогномика некоторых животных производит впечатление глубоко сдерживаемой боли? Если мы рассмотрим этот вопрос так, как мы только что объяснили, то увидим возникновение сознания из боли, когда существо, образующее сознание из разрушения, создает из распада жизни нечто более высокое, постоянно созидая из смерти себя самое. Если живое не могло бы страдать, сознание никогда бы не возникло. Если бы в мире не было смерти, то в видимом мире никогда бы не мог существовать дух. Сила духа в том, что он претворяет разрушение в нечто более высокое, чем жизнь, и таким образом в самой жизни образует нечто более высокое, образует сознание. Далее мы постоянно видим, как различные переживания боли развивают органы сознания. Это заметно как у зверей, которые обладают только рефлекторным сознанием для внешней защиты, так и у человека, зажмуривающего глаза при угрозе их повреждения. Если рефлекторного движения недостаточно для защиты внутренней жизни, если раздражение слишком сильно, то сила внутреннего сопротивления возрастает и рождает чувство, ощущение, зрение и слух. Вероятно, из какого-то неприятного опыта или просто инстинктивно, вы знаете, что дело обстоит именно так. Да, более высокой ступенью вашего сознания вы совершенно точно знаете, что всё сказанное сейчас -правда. Следующий пример объяснит это. Когда вы чувствуете тот или иной орган вашего организма? Вы обычно не чувствуете ни желудка, ни печени, ни легких. Вы не чувствуете своих органов, пока они здоровы. Вы чувствуете их только тогда, когда они болят, вы узнаёте о существовании, того или иного органа, лишь когда он болит, когда вы ощущаете, что с ним что-то не в порядке, что начался процесс разрушения.
Если мы согласимся с этим примером, с этим объяснением, то увидим, что из боли постоянно рождается сознательная жизнь. Боль, подступая к жизни, порождает ощущение и сознание. Это рождение, это творение высшего вновь отражается в сознании как радость, которой никогда бы не было, если бы ей не предшествовала боль. В той области жизни, которая едва возвысилась над физической материей, радости еще нет. Но если боль даёт возникнуть сознанию и как сознание продолжает действовать созидающе, то это созидание поднимается на более высокую ступень и проявляется в чувстве радости. В основе созидания лежит радость. Радость возможна лишь там, где возможно внутреннее или внешнее созидание. В некотором смысле в основе всякой радости лежит созидание, как необходимость последнего лежит в основе всякого отвращения. Возьмем нечто, что на более низком уровне характеризует страдание, например, чувство голода, которое может разрушить жизнь. Противопоставим ему насыщение. Приём пищи станет удовольствием, так как пища может способствовать улучшению жизни, её производству. Так вы видите, что из боли рождается более высокое творение, рождается радость. Следовательно, радости предшествует страдание. Поэтому философия Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана по праву утверждает, что чувство страдания свойственно всему живому. Однако они не идут дальше, не доходят до причины страданий, до того момента, где страдание должно развиться в нечто более высокое. Источник страданий находится там, где из жизни возникает сознание, где из жизни рождается дух.
Теперь мы можем не только понять, что человек смутно ощущает в душе взаимосвязь между страданием и болью и познанием и сознанием, но и показать, как из страдания и боли рождается благородное, рождается совершенное.
Те, кто часто слушал здесь мои доклады, вспомнят о том, что есть нечто подобное посвящению, при котором достигается высшее сознание и человек от чувственных вещей поднимается к созерцанию духовного мира; что дремлющие в человеческой душе силы и способности могут быть извлечены из неё, как сила зрения у слепорожденного после операции; что тогда рождается как бы новый человек, которому на высшей ступени весь мир является преображенным. Как слепорожденному после операции, так и родившемуся духовно вещи предстают в новом свете. Но это может произойти только тогда, когда тот же самый процесс, о котором говорилось сейчас, повторяется на более высокой ступени. Когда разделяется то, что вы находите у среднего человека соединенным вместе, когда в низшей человеческой природе наступает своего рода процесс разрушения, тогда может наступить это высшее сознание, это созерцание духовного мира.
В человеческой природе есть три силы: мышление, чувство и воля. Эти три силы связаны с физической организацией человека. После определенных процессов мышления и чувства возникают определенные волевые акты. Чтобы эти силы были согласованы, организм человека должен функционировать соответствующим образом. При прекращении определенного руководства функции определенных частей нарушаются, а гармония между чувством, мышлением и волей разрушается. В результате ослабления органа воли, человек не в состоянии преобразовывать свои мысли в волевые импульсы. Как деятельный человек он слабеет, он хотя и может хорошо мыслить, но не решается претворить свои мысли в действительность. В другом случае человек не в состоянии дать своим чувствам посредством мышления правильное направление, привести свои чувства в созвучие с стоящими за ними мыслями. Это не что иное, как буйное помешательство.
В современном человеке между мышлением, чувством и волей существует гармония, свойственная сегодня нормальному образованному человеку, которому достижение правильного душевного состояния и правильного волеизлияния доставляет страдания. Всё это правильно для определенной ступени развития. Но следует заметить, что эта гармония устанавливается в современном человеке бессознательно. Но если человек должен стать посвященным, должен достигнуть созерцания высших миров, то мышление, чувство и воля должны отделиться друг от друга. Органы воли и чувства должны разделиться. Поэтому даже физический организм посвященного является другим, чем у непосвященного, хотя анатомия еще не может этого доказать. Связь между мышлением, чувством и волей должна разорваться. Посвященный не мог бы видеть чьи-то страдания и не сочувствовать им, не мог бы оставаться равнодушным и безучастным. Почему это так? При посвящении нельзя бессознательно соединять их, посвященный преисполняется состраданием не потому, что его принуждает к этому нечто внешнее, но из свободы. В этом различие между посвященным и непосвященным. Такое высшее сознание как бы творит высшую субстанцию, и человек разрывается на человека мысли, человека чувства и человека воли. Господствовать над этими тремя и объединить их из более высокого сознания может только более высокий, вновь родившийся человек. З
десь опять должна вмешаться смерть, разрушение. Если бы это разрушение произошло не одновременно с возникновением нового сознания, то наступило бы безумие. Следовательно, безумие это не что иное, как состояние, в котором человеческое существо разорвано, а высшая, сознательная инстанция еще не создана.
..Древнее духовное исследование всегда утверждало, что высшее познание, высшее учение может родиться только из страдания.
..Кто-то может сказать, что ему не хотелось бы отказываться от боли, поскольку она дает ему познание. Любой умирающий может подтвердить, что сказанное мною истинно. Боролся бы человек с разрушением в себе до самой смерти, если бы не боль, которая, подобно стражу жизни, постоянно находится ряlом с ним? Боль обращает наше внимание на то, что мы должны принять надлежащие меры
при разрушении жизни. Из наблюдений современных естествоиспытателей за мимикой мыслителей вы узнаете, что на их лица лежит отпечаток сдерживаемой боли.

ИЗ ЛЕКЦИЙ  Р.ШТАЙНЕРА