Магический кристалл

Психоделика Или Три Де Поэзия
.





МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ





Непоколебимая приверженность автора своему художественному праву на стихотворение – как  творца сформировала мир поэзии и поэтического образа, который, прежде всего, является актом веры – веры в подобие всех вещей, даже не похожих друг на друга, в котором всё – возвращение сущностей в слово. Это – память начал и истоков.  Без нее возвращение невозможно и любая мысль повисает в безвоздушном пространстве искусственного бытия.
В поэзии естественный объект всегда является адекватным символом. Поэтому поэтический текст имеет смысл рисовать, ведь изображение не только дарит эмоциональное восприятие в ограниченном звучанием слова  моменте времени, но и развивает способность визуально мыслить. Образы в стихотворении хороши только те и только тогда, когда могут самораскрываться  и самотрансцендироваться, когда они самодостаточны и могут выходить за пределы своих контуров. Настоящая поэзия всегда балансирует между мирским случайным и метафизическим, обыденным и сверхъестественным, находится в пространстве между ожиданием и откровением; когда сдержанность повествования есть его замысел.
Но увы, поэзию нашего времени, можно назвать поэзией разочарования, в которой, чаще всего, нет никаких таинственных неисчислимых сил, а только холодная палитра поздней осени, в которой читателя заменили упавшие на землю листья и мелкие капли дождя… А те из читателей, кто еще заглядывает на огонек, ожидают от поэтов не эмоционально изнурительного труда, а скорее  банальности, которую можно легко, не пережевывая проглотить.
Вот и образовалась усталость, что-то застойное в поэзии, которая пишется сегодня. Может это из-за того, что модернизм вошел в ДНК,  стал модным двигателем, который, правда, очень быстро исчерпал свой ресурс и на глазах превращается в ржавую железяку. На этом фоне новая поэзия становится необходимой, потому что реальность переросла формы псевдоявленных искусств: формы уже не равны окружающей их действительности и даже не равны, тем формам, чье место они революционно заняли.
Возвращение к забытому,  отверженному, распятому – это возвращение сущностей к, прежде сказанному, слову. «Сонет» всего лишь старый поводырь условное обобщение всех мировых процессов.
Проходя реставратором по богатым, но изрядно испорченным временем и творческими вандалами историческим слоям, можно открыть удивительные, зачем-то скрываемые знатоками жанра фрески серебряного века. Приводимые далее тексты вы не найдете в изданных антологиях, скорее всего из-за того, что они нарушают сонетные каноны, удобные, создающие и охраняющие комфортные пространства правила.

Николай МИНСКИЙ (1855-1937)

Заветное сбылось. Я одинок,
Переболел и дружбой и любовью.
Забыл –  и рад забвенью, как здоровью,
И новым днем окрашен мой восток.

Заря! Заря! Проснувшийся поток
Мне голос шлет, подобный славословью.
Лазурь блестит нетронутою новью,
И солнце в ней –  единственный цветок.

Сегодня праздник. Примиренный дух
Прощается с пережитой невзгодой.

Сегодня праздник. Просветленный дух
Встречается с постигнутой природой.

Сегодня праздник. Возрожденный дух
Венчается с небесною свободой.

Насколько же неправильна заключительная часть, ах эти ужасные рефрены… Нужно было, чтобы прошел век, чтобы они стали основой многих вариаций мирового сонетного канона. В России о них не слышали, но они есть:  http://stihi.ru/2023/10/03/7177, построенные на рефреннах: сонет Джона Ти и Кариэль, Тиррела, Харрисема, эхо-сонет Джеффа Грина, блюз-сонет, индонезийский, корнуоллский, рондель-прайм-сонет, плачевный, «четырех королей». Те же сто лет наш триолетно-октавный сонет Федора Сологуба не просматривается и в этот список не включен.  В России, до сих пор, все, что вне канона, называется аномальным сонетом. В списке аномального сонета много сонетов разных авторов от Пушкина до Бродского, первую (из нескольких подборок) можно посмотреть: http://stihi.ru/2023/11/03/3515  (будут и другие).

Для чего этот разговор: хочется угадать времена великого творческого пробуждения, когда станут поэтической нормой эмоционально изнурительный труд и пророческое служение, когда автор начнет жить не сегодняшним днем, а будущим. Реалии таковы, что в этом разговоре о настоящем времени нужно забыть (это страшный сон), а оставить только прошлое и будущее, опереться на лучшие примеры не только нашей, но и всех мировых культур.

Давайте, в качестве примера, возьмем 14-ть строчек у Арсения Тарковского (1907-1989)

И эту тень я проводил в дорогу
Последнюю  –  к последнему порогу,
И два крыла у тени за спиной,
Как два луча, померкли понемногу.

И год прошел по кругу стороной.
Зима трубит из просеки лесной.
Нестройным звоном отвечает рогу
Карельских сосен морок слюдяной.

Что, если память вне земных условий
Бессильна день восстановить в ночи?
Что, если тень, покинув землю, в слове
Не пьет бессмертья?
……………………..Сердце, замолчи,
Не лги, глотни еще немного крови,
Благослови рассветные лучи.

Первые два катрена разве не написаны по рифменной схеме рубаи? Т.е. игра с рифменными схемами возможна?..  Значит возможны вариации близкие по звучанию средневековой восточной поэзии http://stihi.ru/2023/11/09/3579  или античной элегии (Александр КОЧЕТКОВ (1900-1953) http://stihi.ru/2023/11/08/3094 ).  А использование  современником Тарковского – Леонидом  Мартыновым (1905-1980) внутренней рифмы, разве не могло и не может стать для русского поэта новым формообразующим формальным признаком?

Лесной
Массив
Красив.
Он, расписной,
Красней огней,
Горелых пней чернее.
Когда он чахнет, пахнет он пьянее
И весь гораздо ярче, чем весной.

И т.д. и т.д.

То, что нащупали авторы и дети Серебряного века, то, что было перечеркнуто войнами, идеологиями, пришло время возвращать. Ответственность авторов не только в создании нового для будущего, но и сохранение для будущего культурного наследия прошлого, не в академически представленных видах, а живом воплощении в современном творчестве.


Татьяна ГНЕДИЧ (1907-1976)

Тревожится, растет девятый вал
Поэзии. Дымится тайна слова.
Вот-вот и вспыхнет. Блока час настал…
Горит его магический кристалл  –
Вселенской диалектики основа.
Все для большого синтеза готово!
Вот  –  внук того, кто Зимний штурмовал,
Любуется бессмертьем Гумилёва…

Народный разум все ему простил  –
Дворянской чести рыцарственный пыл
И мятежа бравурную затею  –
Прислушайтесь: над сутолокой слов
Его упрямых бронзовых стихов
Мелодии все громче, все слышнее.
____________________
aBaaBBaB ccD eeD


Рубрика: разговор о современном сонете становится все более и более необходима.
Т.к. авторы пробуют себя в новом, необходимы серьезное рецензирование и объективная критика.

Имея в своем распоряжении уникальный материал сложно двигаться дальше. Например: пока выглядит как общая «ошибка». Работая с разными вариациями автор (и это естественно) остается собой привнося в них одни и те же интонации, мысли, образы. Оправдать это можно, пробуя создавать небольшие циклы: http://stihi.ru/2023/11/09/4517 

Или сразу браться за книгу: http://stihi.ru/2023/09/12/4757 (Бахрамский манускрипт) и все вариации в восточном стиле включать в нее (тогда автор одевает маску лир.героя и ему легче удаются версификации)

Авторы готовые помочь с рубрикатором страницы Пси пжст. маякните.












.