Язовик

Леонид Лешуков
               
                Короткий рассказ
  Дорога пересекла блестевшую от жары автостраду, обогнула прилесное поле подрастающей пшеницы и повела нас: троих подростков, троих неразлучных друзей к  реке, к таинственному уголку лесного урочища  – Язовику.
  Сырая Согра сменилась светлым сосновым бором, и дорога стала суше,  идти стало легче. Ближе к реке бор сменился смешанным лесом, еще не старым, но рослым и довольно густым. Из-за  зелёной, раскидистой ивы выглядывала, пританцовывая, молодая рябина. Поодаль, в тени гнулась в сторону береза в поисках света среди высоких и говорливых осин.
 Июльское солнце играло верхушками янтарных сосен и кудряшками берез, дарило тепло пескарю, пришедшему на мелкое течение,
золотило неторопливое течение Юга под берегом  тихого Носкова.
  Среди светлого березняка побережья, открылась небольшая и уютная поляна с темным пятном давнего кострища. На речном, высоком угоре, где и была наша поляна, между двух раскидистых, но крепких ив, стоял серый шалаш
с провалившимся  внутрь, высохшим еловым лапником.
Это было наше пристанище в непогоду, приют на время ночной рыбалки.
  Установив донки на реке, перекусив домашними запасами, мы сидели у шалаша  и слушали ночь. Витька Мончегорский - страстный любитель книг рассказывал нам очередную главу из любимой книги.
Так было в каждый поход на Язовик.
Витька приезжал в гости к бабушке Полине на все лето в первых числах июня.
Я да мой друг Санька Ванин быстро приняли его в свою компанию и подружились.
Все омуты, все перелески, все земляничные места нами были изведаны.
Нас знали все комары и оводы округи.
 Показался березовый просвет. Серебрилась река. Мы подходили к Язовику.
  Язовик – местечко в устье речушки с названием Бабья, впадающей в реку Юг, окаймленное двумя угорами и рекой. Язей в реке не ловилось – откуда такое название? Теперь я вопрошаю, а мальчишкой не проявлял интереса.
Мало ли подобных названий в наших местах? Привыкли.
В устье, в запесках  жили миноги. Мы выкапывали их помногу  и ловили на них голавлей, брал и окунь. Продолговатый залив у Язовика  был превосходным местом для спокойной рыбалки. Ловили удочками, спиннингом, донками-крюками.
  В этот лето неугомонный Витька привез новую снасть-перемёт. Аж, на сорок крючков. Повесив свои походные сумки, перелатанные из старых школьных ранцев, и Витькин зелёный рюкзачок на высохший сук ивы, наша троица ушла ловить пескарей и копать миног в сыром песке для наживки.
Часа через два настороженный перемет Витька решил установить поперек протоки. Один  конец мы закрепили на своем, на правом берегу, а с другим Витька пошел через протоку. Сильное течение подхватило нашего друга и потащило вместе с перемётом вниз, к перекату.
Витька и перемёт описали короткую дугу к правому берегу.
И замерли на каменистой отмели у чернеющего бревна-топляка, полутораметровым концом выпирающего из бурливой воды. 
 К топляку и привязал свой перемет наш рыбак. 
Время покажет, что он, Виктор случайно установит так перемет, но улов будет добрым. Мы будем с рыбой.
Мы  помогли Витьке выбраться на берег. Он ушел сушить одежду, а мы с Саней стали разбирать старый шалаш. Сухие еловые лапы мы складывали у кострища, надломленные слеги и подпорки носили туда же. За ночь костер подберет всё, припасённое нами, топливо.
Шалаш мы укрыли  обрывками полиэтиленовой пленки с домашних парников, которую родители собирались выбрасывать.
Где-то связали, где-то прижали палкой, где-то привязали тонкой бечевкой, и шалаш обрёл жилой облик. Нарвали по охапке травы – и спи!
У запасливого Витьки в рюкзаке были и топорик, и бечевка, и запасные крючки, и йод, и иголка с ниткой. Мы с Санькой не были так подготовлены к походам. Ножик, топорик возьмем, соль, спички – и ладно.
  Солнце уходило за Носково. Витька варил в котелке давно растаявшие пельмени, Саня носил валежник. Меня отправили к перемёту и донкам с проверкой. На другом берегу голосил козодой. Туман плыл по беспокойным водам Юга.  Посвежело.
Витя звал ужинать.
  В шумящий и  бессонный бор, в темнеющие воды Юга, в духмяные, нетронутые травы Язовика летняя ночь сыпала серебряные звёзды.
По Язовику пролетел ветер, а мне показалось, что это вздохнул, засыпая, наш Язовик.

2022-2023 г.г.