Октябрь. В день памяти апостола Любы

Вера Гиоргадзе
Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? (Ин. 21: 22)

                Тропарь, глас 2:
Апостоле Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответныя,
 / приемлет тя припадающа, / Иже падша на перси приемый; / Егоже моли, Богослове,
/ и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.
____________________________

На острие Аясолук* с Благою Вестью
И Откровением  над Книгой Бытия
Орлом* и взмыть бы…. — как внезапно  сорвалась
Сюда с насиженного с  «Ки'ри-е элейсон»*!

Встать  пред концом
                «Любви кольца»,
                не обинуясь,
И — обонять благоухание времен,
Егда Божственным был Словом сотворен
Его Вселенною (!) весь  мiръ наш… Аллилуиа!

Припасть на Трапезе Господней Иоанном,
К груди Спасителя…. И чувствовать внутри
Ея раскаты  набегающей волны,
Несущей /под ноги осляти/ вай «Осанну»;

И слушать гроз дыханье ухом «Воанаргес»;
И ощущать себя причастным, слыша стук
Биенья сердца Иисуса,  ко  Христу
И — ко Кресту, и  к «Апокалипсиса» влаге
Из уст Источника, Чье Имя даже всуе   
Не велено, — чревато! — исторгать…

«Блаженно чрево Тя носившее»!..»…  О Мать,
Сосцами Девы извлекающая струи
В слезу  Младенца , Властелина и пустыни, 
Всех рек Египетскаго рабства, — не в урок
Что ни Избра'нному  быть первыми …на срок,
Ни Вертограду и под Велией Руиной….

Стоп, стоп!  Доносится  откуда плач Рахили
Так ясно, так отчетливо?..  А там…
Там — Неделимая, Хитоном, Русь моя!

 — …Равви возлюбленный! …Над каменной могилой,
Досталась коей лишь сандалий твоих  кожа,
Объяв  «В начале бе…»  и  «…Слово было Богъ»,
Молю на месте написания сих Строк:
О, Иоанн….! 

И, глядя ввысь с холма того же,
Где  Тайновидец  преклонял свои колена:
В Ефесе, помнящем и каждую весну
«Ниссаном» Рождшей Пригвожденнаго к Кресту,
«Наставшей тьмою» в полдень и по всей вселенной,
Сомкнул бо очи «мiру Светъ»*! –  ну словно зрю я, 
Как сада райского с посланием* в руках
Ведет Марию сыном на Небо в лучах 
И Солнца правды, и «Осанны», «Аллилуия»…

И — Пасху малую воспела осень, вместе
С  грядущим Маем с «прахом тонким» на плечах
Пустой гробницы Богослова, что в веках
Здесь выступал победно.
.......................................................Ки'рие


____________________________
 
*Аясулук  -  название холма и крепости (замка)
Первый и последний замок великолепного Эфеса возвышается над руинами византийской базилики, где располагается гробница апостола Иоанна и доминирует над современным турецким городом Сельчук, словно имперская корона. Здесь, на холме Аогос Теологос (Феологос) ещё в период эпохи неолита более 6500 лет назад возникли первые поселения……………..
…………….На территории замка располагается неплохо сохранившаяся небольшая однокупольная мечеть с минаретом и часть византийской базилики превращённой в цистерну. Предполагается, что небольшая византийская базилика была построена на самом высоком месте холма, где апостол Иоанн любил молиться пребывая в одиночестве. 
"Корона" Эфеса: замок Аясолук на страже святыни города
 https://dzen.ru/a/YZPhS7BwAQFgii8B

*Кирие Элейсон (греч.) – Господи, помилуй!

*"Блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал" - блаженна утроба, носившая Тебя, и грудь, которую Ты сосал (Лк. 11, 27)

* Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет
ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. -  Евангелие от Иоанна 8:12.

*В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... (Ин. 1: 1–5).

*Апо­стол Иоанн был осо­бен­но лю­бим Спа­си­те­лем за жерт­вен­ную лю­бовь и дев­ствен­ную чи­сто­ту. По­сле сво­е­го при­зва­ния апо­стол не рас­ста­вал­ся с Гос­по­дом и был од­ним из трех уче­ни­ков, ко­то­рых Он осо­бен­но при­бли­зил к Се­бе. Свя­той Иоанн Бо­го­слов при­сут­ство­вал при вос­кре­ше­нии Гос­по­дом до­че­ри Иа­и­ра и был сви­де­те­лем Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня на Фа­во­ре. Во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри он воз­ле­жал ря­дом с Гос­по­дом и по зна­ку апо­сто­ла Пет­ра, при­ник­нув к гру­ди Спа­си­те­ля, спро­сил об име­ни пре­да­те­ля. Апо­стол Иоанн сле­до­вал за Гос­по­дом, ко­гда Его, свя­зан­но­го, ве­ли из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд без­за­кон­ных пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы, он же на­хо­дил­ся во дво­ре ар­хи­ерей­ском при до­про­сах сво­е­го Бо­же­ствен­но­го Учи­те­ля и неот­ступ­но сле­до­вал за Ним по Крест­но­му пу­ти, скор­бя всем серд­цем. У под­но­жия Кре­ста он пла­кал вме­сте с Бо­жи­ей Ма­те­рью и услы­шал об­ра­щен­ные к Ней с вы­со­ты Кре­ста сло­ва Рас­пя­то­го Гос­по­да: "Же­но, се сын Твой" и к нему: "Се Ма­ти твоя" (Ин.19:26-27). С это­го вре­ме­ни апо­стол Иоанн, как лю­бя­щий сын, за­бо­тил­ся о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии и слу­жил Ей до Ее Успе­ния
По преданию, Богоматерь гуляла в саду, когда к Ней снова явился Архангел Гавриил и возвестил, что подошло время для встречи с Сыном. А в подтверждение, что Ее ждут в небесных чертогах, подарил лилию из райского сада. И Мария велела, чтобы в день Ее рождения для неба эту лилию нес именно Иоанн Зеведеев...

* «Каж­дый год из мо­ги­лы свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на 8-го мая вы­сту­пал тон­кий прах, ко­то­рый ве­ру­ю­щие со­би­ра­ли и ис­це­ля­лись им от бо­лез­ней. По­это­му Цер­ковь празд­ну­ет па­мять свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва еще и 8( 21) мая.

*Воанаргес – Гос­подь дал сво­е­му лю­би­мо­му уче­ни­ку Иоан­ну и его бра­ту имя "Сы­нов Гро­ма" – вест­ни­ка устра­ша­ю­ще­го в сво­ей очи­сти­тель­ной си­ле небес­но­го ог­ня. Этим са­мым Спа­си­тель ука­зы­вал на пла­мен­ный, ог­нен­ный, жерт­вен­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ской люб­ви, про­по­вед­ни­ком ко­то­рой был апо­стол Иоанн Бо­го­слов.

* Орел – сим­вол вы­со­ко­го па­ре­ния бо­го­слов­ской мыс­ли – ико­но­гра­фи­че­ский знак еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва. На­име­но­ва­ние Бо­го­сло­ва Свя­тая Цер­ковь да­ла из уче­ни­ков Хри­сто­вых толь­ко свя­то­му Иоан­ну, тай­но­зри­те­лю Су­деб Бо­жи­их.

*Аллилуйя (аллилуиа) (др.-евр. ;;;;;;;;;;;;, hall;l;y;h; греч. ;;;;;;;;; – «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») – в ветхозаветном богослужении восхваление Бога. Оно начинает и заключает собою некоторые из псалмов (например, (Пс.112-117). В Новом Завете встречается в Апокалипсисе (Апок.19:6), где становится небесной песнью предвещающей окончание земной истории: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель». В христианское богослужение входит с древнейших времен и в восхвалениях Святой Троицы повторяется трижды, поскольку относится к каждому из Лиц Святой Троицы.

*Слово «осанна» имеет великий смысл. Оно означает спасение. Спасение от чего-то ужасного, чего-то страшного. Ну, например, спасение от вечной гибели, от вечной смерти. В историческом плане «осанна» прозвучала на улицах Иерусалима, когда Господь наш Иисус Христос входил во святой град, «седя на молодом осле». Тогда весь город «потрясеся». И старые, и малые, восторженно ликуя, кричали: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне!» На доисторическом же этапе «осанна» впервые прозвучала на небе. Ещё тогда, когда ни земли, ни космоса, ни солнца, ни луны, ни звёзд ещё не было. https://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Agrikov/osanna/1
 схиархимандрит Пантелеймон (Агриков) Осанна

Писано 11.11.2023



Дивна Любоевич и хор "Мелоди" (Divna Ljubojevi;). «Кирие элейсон» -" ;;;;; ;;;;;;;"
http://www.youtube.com/watch?v=23pMNJVxT_k