По конкурсу Сонет

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2023/09/26/5300 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/11/12/2750 - Итоги конкурса

Когда я впервые пришла на Стихи.Ру, а это случилось в 2009 году, то начала свое самообучение с твердых форм. Обычные стихи (как мне тогда казалось!) я писать умела, их уже накопилось множество, а вот потренироваться с рифмовкой строф было  заманчиво и очень необычно. Возможно, я ошибаюсь, но многие новоприбывшие начинают именно с твердых форм и рваных ритмов, забывая о том, что стихи - это прежде всего содержание, переданное особым - ПОЭТИЧЕСКИМ языком, тогда как форма организации строфы - всего лишь  средство привнести в содержание дополнительные  оттенки, расставить и передать смысловые акценты.

Тема написания сонета - одной из наиболее распространенных твердых форм - не предлагалась мною на конкурс ТМА с 2011г. По ней к настоящему времени уже подготовлено и опубликовано в Творческой Мастерской множество полезных для практикующих основы стихосложения статей, где есть всё - подробно и с примерами: и общие требования к сонету, и формула его канонического написания, и классические разновидности сонета - итальянский, французский и английский. Есть даже две подробные статьи о современных - неканонических формах сонета. Сонет - форма древняя, но авторы его стараются всячески развить и продвинуть. Каких только сонетов наши современники не изобрели: тут вам и хромой, и опрокинутый, и зеркальный, и белый, и безголовый, и множество стихов, написанных не ямбом, а любым другим размером с самым разным количеством строп в строке... Словом, хочешь экспериментировать - пиши, пробуй, набивай себе руку в технике: такая тренировка пригодится в дальнейшем, когда ты вдруг неожиданно поймешь для себя, что не оригинальная форма - главное, главное - душа и мысли поэтического произведения. Техника - это только база, необходимость, дающая нам пропуск в творчество! 

Сознаюсь, я не особо хотела снова предлагать тему сонета на конкурс - скучно мне возвращение к уже пройденному! Но прошло много лет, состав авторов сайта изменился. А вдруг наши участники обрадуются этой теме и пойдет вал заявок на участие? Тем более, что в конкурсном задании я в этот раз никак не ограничивала вид сонета: только канонический не требовался, тема сонета - свободная. И даже приглашение к статьям по сонету на странице ТМА сделала - кто забыл, пусть подсказками воспользуется...

Не воспользовались.  Специально отслеживала в течение всего приема заявок читателей: исчезающе малое число участников поинтересовалось моими статьями и  совсем никто - моим разбором  работ конкурса "Сонет-Точка зрения" от 2011 года. А  ведь всё, что там написано, полностью повторяет  разбор, который я сейчас должна бы сделать по сонетам участников 2023 года! Те же самые огрехи, те же непонимания природы сонета. Стоит ли мне повторяться? Для кого написаны все эти подробные разборы с проникновением в теорию, где те люди, кто так рвались приобрести наш учебник по стихосложению и даже приобрели его в 2020 г, если участие в конкурсе ТМА у подавляющего большинства сводится только к  указанию в заявке ссылки на то, что у них по случайности есть  на их личной странице, а еще лучше - на что-то, уже где-то когда-то побеждавшее? Цели научиться - разобраться, поразмышлять, написать заново, поняв, как нужно - авторами даже не ставится!

Да что там удивляться, даже мои статьи с разбором завершившегося конкурса обычно читаются не всеми участвовавшими в конкурсе, а те, кто статью прочитывают, в основном интересуются только комментарием к их личному произведению, не углубляясь в посторонние рассуждения о теме конкурса или особенностях написания чужих стихов.

Заявок на этот конкурс было на удивление мало. За месяц приема - всего 38. Куда подевались все любители писать сонеты, которые десять лет тому назад составляли большинство на сайте? Сонет перестал быть интересным.

Думаю, что  мне нет смысла переписывать сюда то, что уже подробно описано в 10-и  статьях о сонете на странице ТМА. Самая общая ссылка на теорию - «Формула сонета» - http://stihi.ru/2011/03/13/2888, а дальше - см. кому что интересно!  В статье по этой ссылке есть то, что абсолютно не устарело и в полной мере соответствует разбору сонетов участников данного конкурса 2023 года. Поэтому я лучше поделюсь здесь с вами  своими собственными маленькими открытиями - как я чувствую сонет, что считаю в нем главным и необходимым, а на что (мне кажется) можно закрыть глаза, если не требуется  только каноническая форма. Напишу как думаю, даже если  профессионалы стихосложения - специалисты, теоретики - со мною не согласятся.

Я убеждена, что сонет и стихотворение объемом 14 строк - не важно с какой рифмовкой строф - это не одно и то же. Природа сонета не сводится только к обусловленной традициями и рекомендациями специалистов узаконенной организации строф стихотворения, хотя следовать им - очень желательно. Но не это главное в сонете. Точно так же, природа сонета не  сводится  к правильно выбранному стихотворному размеру (хотя именно ямб более всего пригоден для сонета!) и даже к обязательному наличию в нем рифм (я видела шикарные сонеты, написанные верлибром - совсем без рифм!!!): всегда можно сослаться на особый вид, на неканоническую форму авторского сонета. Не одна только форма делает 14-строчное стихотворение сонетом.

А что тогда?

На мой взгляд, это  его особое содержание и язык. Помните, как в конкурсах ТМА я всегда стараюсь в конкурсном задании  сделать акцент на то, в каком жанре следует подавать на конкурс стихи - написанные на красивом, образном языке лирики, или требуется показать образец философской поэзии, где язык чуть сдержаннее, но важна мысль стихов,  раскрытие темы? Так вот, сонет - настоящий сонет, требует от автора одновременно и лирического, образного, благородного языка (как в лирике),  и наличия философской мысли. Сонет - это пусть и короткое, но законченное произведение, а не зарисовка, он обязан нести в себе определенную ТЕМУ (как правило, возвышенную, философскую, отражающую определенную мысль, точку зрения), что исполнена  с помощью разных по виду строф, каждая из которых последовательно и логично тему развивает (в идеале - имеется деление на ТЕЗУ, АНТИТЕЗУ, СИНТЕЗ и  ВЫВОД). Обычно в первой строфе автор образно что- то нам показывает (пишет картинку), во второй - намекает на наличие внутреннего конфликта, проблемы, а далее подводит к философскому осмыслению и делает  вывод в концовке, в последней строфе.

И все это нужно написать не скучным языком изложения фактов, а языком поэзии! Мало того, не любым языком - не разговорным, современно неряшливым, включающим  модные обороты и словечки, возникшие в обиходе недавно и обреченные на скорое выметание из речи, а ЛИТЕРАТУРНЫМ, ВОЗВЫШЕННЫМ ЯЗЫКОМ - высоким стилем - НЕ СОДЕРЖАЩИМ  В СЕБЕ  СМЕШЕНИЯ  РАЗНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СТИЛЕЙ.

А еще сонет требует  ЗАКОНЧЕННЫХ ПО СМЫСЛУ СТРОК -  НИКАКИХ ПЕРЕНОСОВ предложений на другую строку или, тем более, в другую  строфу, никаких оборванных по смыслу фраз в строке....

Трудно? Еще как!  Сонет, как одна из самых старых форм стихосложения, заслуживает того, чтобы к его написанию относились трепетно, а над каждой строкой работали долго и тщательно. К тому же, любой сонет требует от автора ТОЛЬКО ТОЧНЫХ РИФМ и не терпит никакого ПОВТОРА ЗНАЧАЩИХ СЛОВ!

Впрочем, последнему  правилу мастера стихосложения  должны следовать во всех стихах, но разве мы пытаемся так поступать? Нам проще писать "как легло" и потом спорить с критикующими, ссылаясь на примеры стихов известных поэтов прошлого века. Мы забываем о том, что великие поэты - тоже люди, и далеко не всё, что они за свою жизнь написали, еще не зная, что они великие - идеально. Забываем мы  и про то, что русский язык за столетия изменился, стал шире, но всегда - и сейчас, и прежде, существует разная стилистика речи у языка литературного, и языка разговорного. Сонет, как никакие другие стихи,  требуют от автора только литературной речи и не терпит упрощённой, разговорной. 

Прекрасно понимаю, что описанные мною требования выполнить практически невозможно,  да большого преступления нет, если автору сонета что-то не удалось, не все эти требования у него выполнились. Больше того, я не всегда способна себе (и вам) объяснить, почему одни стихи в 14 строк воспринимаются мною только как три катрена с кодой с описательным, а то и пустым содержанием, а другие - как сонет, пусть даже и не во всем правильный по форме. Не знаю, почему так происходит. И не буду пытаться что-то доказывать. Просто опубликую ниже то немногое, что из работ конкурсантов мне показалось напоминающим сонет.

****************************************
7. СОНЕТ ЦУРЭНА. ОРЛОВАИ 

Сонет Цурэна — прощальный сонет, написанный поэтом Цурэном по прозвищу Правдивый, эпизодическим героем повести «Трудно быть богом», при отъезде из Арканара в воображаемом Мире Полудня братьев Стругацких. В повести приводится лишь одна его строка: «Как лист увядший падает на душу». В 1980-х годах написать продолжение сонета Цурэна было одним из первых вступительных заданий для первокурсников филологического факультета ЛГУ. С 1990 года неоднократно проводились конкурсы на лучший сонет Цурэна.

Как лист увядший, падает на душу
бесчувствие, разлитое вокруг.
Оно в глазах друзей, в глазах подруг.
Пугает пустотою взор потухший.

Войди в толпу и посмотри, послушай -
от ужаса прервётся сердца стук.
Их тот же самый поразил недуг,
здесь все больны тяжёлым равнодушьем.

Так рыбы в океанской глубине
скользят неспешно, словно бы во сне,
не связаны ни злобой, ни любовью.

Но вдруг, как будто кто им приказал,
косяк сплотится в блещущий кинжал,
отравленный холодной рыбьей кровью.

9. ЗЛАТАЯ ЮНОСТЬ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Златая юность: шумный хоровод,
Беспечная игра и смех счастливый,
Грядущего бескрайние разливы,
Приветливый весенний небосвод –

Надолго ли? О, знать бы наперёд,
Что впереди приливы и отливы,
Печали и дождей седые гривы,
Безмолвие пустых и серых вод!

Потоки лет красу смывают в Лету.
Немой вопрос остался без ответа:
«Где это время радостных утех,

Прелестные черты весёлых граций?»
И только будет эхом отдаваться,
Тревожить память чей-то юный смех.

10. ЧУДО. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ
 
Перед Богом покаялся грешник…
Горько плакал и бил себя в грудь,
Сокрушался и сердцем, и внешне,
Озирая свой гибельный путь.

Был повёрнут он к Богу спиною,
А теперь развернулся лицом.
И бродяга, не знавший покоя,
Примирился с Небесным Отцом.

Покаяние разве не чудо?!
Ни куда он идёт, ни откуда,
Он вчера бы ответить не мог.

А сегодня всё просто и ясно.
И в глазах загорается счастье.
И внутри поселяется Бог.

13. ПРО ОБИДЫ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА   

 Глупее нет - искать обиды там,
Где ждут тебя всегда и рады встрече,
Где смех и разговоры по душам,
И даже стены - помнят, греют, лечат...

Заварен чай, а запах пирогов -
Такой, что вмиг с мороза розовеешь!
Здесь - ДОМ, где нет ни судей, ни врагов,
Где всё простят... А ты прощать умеешь?

Тепло родное в сердце сохранить
Дай мудрости и дай терпенья, Боже!
Пусть не коснётся злая тень обид
Того, кто в этом мире всех дороже!

Они до слёз обидят только раз -
Однажды навсегда покинув нас.

14. ЛЕНЬ. МИЛА ТИМОШИНА   

Как победить возлюбленную лень?
Ведь так прекрасна сладостная праздность!
В самом вопросе слышу несуразность.
Зачем бороться, если сладок плен?

Но, что ни год, всё меньше сон влечёт.
Рассвет не встречу - плачу о потере.
А если счесть?  Упущенное смерив,
Сойду с ума! Полжизни не в зачёт.

Транжирить время! Хуже мотовства
Не знаю, но грешу такой  растратой.
Хоть мудрости хватает на словах.

Смотрю как с клёна падает листва.
Вот так и мы осыплемся когда-то...
Печальна мысль, но явно не нова.

18. БАБЬЕ ЛЕТО. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА 

Незатейливо шепчет листва,
Ветер-сплетник те байки разносит,
Толь от скуки, а толь с озорства
Летний облик примерила осень.

Вот и мне нынче мнится опять
Спелой ягоды полно лукошко:
Минус двадцать - и лет сорок пять,
И не старость стучится в окошко,

И весенних капелей ещё
Будет больше, чем пальцев при счёте,
Жизнь длинна и её торжество
Лишь на пике, а не на излёте...

Лето в Лету. О прошлом мечтать
Всё равно, что без крыльев летать!

20. ВЯЗАНИЕ НЕ ДОВЯЗАВ. ЕЛЕНА КАЛЬСБЕРГ   

Очки, рецепты, письма и открытки,
С каким-то рукодельем туесок,
На спицах недовязанный носок,
А рядом перепутанные нитки,

Наверное, клубок удрать не смог.
Ненужные старушечьи пожитки
На мусорку наследник приволок,
В бачок закинув со второй попытки.

Вязание не довязав на спицах,
Соседке снизу долг не заплатив,
Не дочитав занятный детектив,

И не узнав, в конце кто там убийца,
С родными не успев пораспроститься,
И старого кота осиротив...

27. К ДЕВУШКЕ - ОСЕНИ. РИТА КРИХЕЛИ

Вдали пылает зарево зарниц,
Протяжный стон ветров уже несносен.
Уходит время. С ним уходит осень,
Роняя капли с ёлочных ресниц.

Ты смотришь вдаль, считая яблок стук,
Он – словно поступь будущих морозов.
Румянец твой невинен так и розов,
Так беззащитно перекрестье рук

Как будто вся ты – осени дитя,
И с птицами, что за моря летят,
Спешит вослед твоей души частица.

Останься же среди лесов и нив
И, на плечо мне голову склонив,
Не дай дождю из нежных глаз пролиться.

30. ПЕВЕЦ ПОБУДОК И АМУРНЫХ ДЕЛ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ 

Не расставался с ключиком петух,
И ларчик открывался на насесте,
Где блюдечком блистал могучий дух,
Играли тени - курочки-невесты.
 
На всю округу голосистый друг
С рассвета  разливался благовестом,
Гортанный  пыл раздаривая вслух,
Не мог взлететь  с насиженного  места.
 
Певец побудок и амурных  дел
В свою неповторимость свято верил,
Не умирал от скромности, галдел,
Когда врывался, словно ветер, в двери.

Без разума и грёз, какой полёт!
Без крыл любви и Бог не вознесёт!

33. Я РАНЬШЕ НЕНАВИДЕЛА ВЕСНУ.
ЧУЙКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Я раньше ненавидела весну
За  грязный снег, что тает еле-еле,
За плач сосулек в пасмурном апреле,
За свадьбы кошек и ворон войну.

А может я тогда жила в плену
У Снежной королевы, где метели
Ночами колыбельную мне пели
Надеясь, что я сердце обману?

Моя любовь, как нежный анемон,
Пронзила толщу льда и зимний сон,
Она цветёт роскошно, откровенно!

И нет мне дела до минувших дней,
И не смотрю я в глубь календарей,
Когда имею чудо от Вселенной.

34. АНКОР, ЕЩЁ АНКОР! ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

…Я улыбаюсь при плохой игре
Ребёнка, старца… стала я добрей? –
Не знаю, на добрячку – не похожа.
Звучит во мне, порой, – пускай как бред:

"Анкор, ещё…" аккорд! – в пустом дворе,
Напомнив о счастливейшей поре,
Которую и ты забыть не можешь…
Что жизнь – театр, и сто потерь теперь –

На каждого… и бабочке – гореть,
На свет летящей, – не об этом речь:
Не мудрствую лукаво, но – итожу...

И, улыбаясь при плохой игре,
(Где ты – не исключение, о Боже!)
Всё ж – отчего-то – плачу, – при хорошей.

 *********************************************
А теперь покажу вам то, что мне понравилось, как стихотворение  объемом в 14 строк, но я не могу принять его в качестве  сонета:

38. ЛУННЫЙ ЦВЕТОК. ЮРИЙ БАШАРА 

Только солнце устанет брести вслед за днём
И луны медный диск засверкает огнём,
Я устами твой сон потревожу чуть-чуть,
Поцелуем его попытаюсь спугнуть.

Я тебя обниму нежным бархатом трав.
С губ твоих зачерпну свежесть летних дубрав,
Заласкаю теплом южных лёгких ветров,
И вдвоём босиком убежим мы от снов.

А когда, просыпаясь, зардеет заря,
Кану я в бренность дня, словно в грусть сентября,
И, лелея мечту, помня царство чудес,
Звёздный бисер достану тебе я с небес.

Ты чарующей нежности лунный цветок,
Аромата его отопью я глоток.

Что здесь не так?  Во-первых, все стихотворение написано парной рифмовкой - по сути оно состоит из 7 пар  срифмованных друг с другом строк, тогда как одна из важнейших особенностей любого сонета - это  наличие разных по виду строф - катренов и терцетов - в одном стихотворении. Именно их присутствие создает особое звучание сонету. Во-вторых, здесь еще и стихотворный размер выбран, не характерный для сонета - анапест, а не ямб. В-третьих, по содержанию - это только красивая лирика, в которой нет различимого  членения содержания на тезу, антитезу, синтез и вывод, нет философского наполнения сюжета. То есть, стихи хороши, но не сонет. Почему двое судей поставили им высшие баллы, я объяснить вам не могу.

***************************************
В заключение  - сонеты вне конкурса:

ПЕРЕТЕРПЕТЬ, ТИХОНЬКО ПЕРЕЖИТЬ. ЗЕРКАЛЬНЫЙ СОНЕТ.
ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ  ВНЕ КОНКУРСА

Перетерпеть, тихонько пережить
Причуды недоношенного века,
Где старый – часто умственный калека,
А юный -  мёртв душой, хотя и жив.

Забраться в незаметную нору,
Не стать изгоем или патриотом,
Уйти в себя и всё отдать перу.

Уйти в себя и всё отдать перу,
Во сне писать стихи, ходить с блокнотом,
Кривые строчки править поутру,

Скитаться по Земле, как Вечный  Жид,
Искать реликты брошенных иллюзий,
И видя зло, что мраком душу грузит,
Перетерпеть, тихонько пережить.

У НАС НЕ СОВПАДАЕТ ЗНАМЕНАТЕЛЬ.
ВЛАДИМИР КУРКОВ.  ВНЕ КОНКУРСА 

Злорадствует ехидная молва.
Теперь любовь — остаток от деленья.
Доведены до белого каленья
Мы оба. Будет битва за права?

От прежних чувств остался остов, а
Эмоциям неведомы сомненья.
Всё в жертву — никакого сожаленья.
Разят как пули хлёсткие слова.

Я не хочу! Мне ненавистны споры.
Орудиям подпилены затворы.
Остынь. Горячка добавляет бед.

С любимой не сражаюсь — не предатель!
У нас не совпадает знаменатель,
Но мне не нужно над тобой побед.

*****************************************
На этом всё. Спасибо всем немногочисленным участникам, приславшим на конкурс то, что у них сохранилось в загашнике. Благодаря им конкурс все-таки состоялся и возможно вдохнет в кого-то желание написать свой канонический сонет по всем правилам. Только не надо "хвалиться"ссылками на  свои стихи в отклике к этой статье - это уже запоздало. С теплом, Ваша Алкора. 13.11.23.