Юрий Линник 1944-2019

Психоделика Или Три Де Поэзия
.






ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК I
(авторы родившиеся с 1900 по 1950)


Юрий ЛИННИК (1944-2019) – русский писатель и поэт, философ-космист, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (1995)


====================================

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ДОГМАТ ТРОИЦЫ

Преображенская церковь проявила и закрепила ключевые архетипы христианства. Среди них-тринитарный архетип: церковь является зеркалом Святой Троицы – ее неявной иконой. Схожую по своей сущности и структуре символику мы обнаруживаем в финале «Божественной комедии» Данте-поэту  на пике его восхождения раскрывается такой образ Святой Троицы:

Я увидал, объят Высоким Светом
И в ясную глубинность погружен,
Три равноемких круга, разных цветом.

Восьмерик является аппроксимацией круга.
Три восьмерика Преображеснкой церкви в проекции на плоскость дают троекружие. Можно предполагать, что у Данте три круга соприкасаются друг с другом, тогда как в Преображенской Церкви нам предстает их концентрическая композиция. Входя в Преображенскую церковь, мы как бы готовим себя к теозису-оказываемся в средоточии символа, вторящего троечислию главного христианского догмата.
Преображенская церковь крестовидна в плане. С. Н. Булгаков писал о том, что крест – «прямая икона триипостасности».
Графичексий образ креста создается пересечением двух перпендикулярных линий проходящих через три симметрично
расположенные точки-эта геометрия имманентна плану Преображенской церкви. Троекружие, наложенное на крест: такова обобщенная схема сооружения. Одна и та же идея получает в нем два различных выражения. О Святой Троице храмом сказано дважды. Оба символических представления- в своих сущностных глубинах-изоморфны друг другу.
Триада Кижского ансамбля тоже звучит в унисон Святой Троице. О Триедином Боге в Кижах поведано трижды-и это изумительное троекратие глубоко созвучно тринитарной философии, суть которой на Руси столь глубоко выразил Сергий Радонежский, Епифаний Премудрый и Андрей Рублев.
                2005 г



1.
Увидеть Бога! Нет прекрасней цели.
Читаю на досуге пятирик.
Трудами этой плотницкой артели
Здесь восьмерик встает на восьмерик – 

Как если б тубус вытянуть хотели!
Пока я к этим высям не привык,
Но вглядываюсь в них. Так неужели
Означился в лазури Божий лик?

Уже не сможет сбить фокусировку
Мир суетный! Я горнее воочью
Сейчас узрел – себя я перерос.
От храма взяв и легкость, и сноровку,
Я поднимаюсь прямо к средоточью,
В котором означается Христос.

2.
Увижу сверху: крестовидна в плане
Громада церкви! Сеть координат
Мне задается? Были боль, страданье –
Ужасно это: наш Господь распят.

Я медлил! Это было выжиданье.
Я струсил! Колебанья норовят
Разрушить веру. Кайтесь, христиане-
Досель пред Богом каждый виноват.

Что этот храм? Подобие Фавора.
Но вместе с тем Голгофская вершина
В нем проступает. Сколько смыслов тут
Заложено! Спасу ль от оговора
Тебя, мой Бог? В душе растет кручина.
Но и сомненья подлые растут.

3.
Что в основаньи храма? Крестовина.
Вновь памятью голгофского креста
Повеяло! Душа моя повинна.
Но черное распятье неспроста

Вдруг процвело! И что мне домовина
Спасителя? Она давно пуста.
Крест плодоносит – чудная картина.
Взмывает крест – какая высота!

Я прозреваю в храме Древо жизни,
Которое себя через распятье
Преобразило дивно! Зацвети –
И соками зиждительными брызни,
Даруя духу ширь и восприятье!
Уводят к небу дольние пути.


4.
Четыре упоительных каскада
Передают землянам свой разгон –
Не я ли о полете грезил смлада?
Притягивает яркий Орион –

Зовет Стрелец. Мне каждая Плеяда
И дорога, и люба! Испокон
Здесь небо и земля искали лада-
Не в Кижах ли союз их укреплен

Чудесной стяжкой? Этот храм как скрепа –
Звено соединительное! Ныне
Усиливаю сущностную связь.
Ночница-смерть! Она теперь нелепа.
Ее мы побеждаем в благостыне,
К преображенским токам подключась.


5.
Во сне увидел лестницу Иаков –
С ее подобьем встречусь наяву
В чудесных Кижах. Символ одинаков
И там, и здесь – пусть он войдет в молву,

Пугая упырей и вурдалаков.
Мы в горнюю восходим синеву –
И нам дается лучший в сонме знаков!
Сейчас я не во времени живу –

Я вечности причастник благодарный.
Откуда удивительная тяга,
К полночным уводящая мирам –
И выше их? Мне явлен свет нетварный –
И образ победительного стяга
С Христовым ликом! Воспаряет храм.

6.
Что восьмерик? В нем явно приближенье
К идее круга. Вечности печать
Лежит на нем. Земное притяженье
Научится мой дух одолевать,

Верша свое исконное служенье
В старинном храме. Сходит благодать –
И мнится: началось Преображенье –
Сейчас я тоже должен просиять.

Восьмерики, поднявшись друг на друга,
Не зря дают проекцию такую:
При виде сверху сразу распознай
Три идеальных концентричных круга –
Знак Троицы! Я сердцем возликую –
Я вместе с Данте созерцаю Рай.

7.
Вхожу за Дантом вслед, благоговея,
В святое средоточье трех кругов –
Мне храм помог достигнуть Эмпирея!
Я к полному теозису готов.

Тут встречу я и Сапфо, и Орфея.
И даже самых светлых из богов
Языческих! Особый дар имея,
Провидели они и путь Христов,

И зоревое чудо Воскресенья!
Глядите: вот Озирис и Изида
С пророками о чем-то говорит.
А это Персефона! Свет спасенья
Лег на нее – как не было Аида!
Здесь Элевсинский деется обряд.

8.
Нам не забыть мистерий Элевсина-
Ведь и Спаситель шел путем зерна.
Как наш народ узнал про Бога-Сына?
Вот Византия – славная страна.

Вот Греция: мы чувству лада, чина
Учились там! Из Киева волна
Пошла на Север. Это чья пятина?
Из Новгорода тянется струна,

Столь несомненно Кижей досягая.
Я тут себя преемником Эллады
На полном основаньи осознал.
Вы скажете. что здесь краса другая?
Но связь уловит пристальные взгляды –
Да просквозит единый идеал!

9.
О, лестницы крутые! Их четыре –
Приставленные прямо к небесам,
Они сойдутся в горнем иномире!
Кто нас встречает – не Христос ли сам?

Здесь горизонты делаются шире,
Нас выводя к Весам и Близнецам –
Софийный космос воспою в стихире!
Но ускоренье новое придам

Полету храма – и за грань Вселенной
По маршам этой лестницы в экстазе
Необратимо я перешагну –
Не надо колокольни высоченной?
Охватываю все разнообразье
Надземных сфер – их лад и светизну.

10.
Вас двадцать две! Да скажут эти главы
Многоголосьем зычным, громовым:
Гонители и лживы, и лукавы –
Гонимый Бог вовек несокрушим,

Хоть нет жесточе, гибельней расправы.
Спаситель наш! Он вечностью храним.
Им посланный, в лучах премирной славы
Над Кижами пронесся серафим,

Шестью крылами вихри создавая,
Опасные для всяческого тлена –
Пускай отступит распря и раздор.
Сплотиться надо! Нота волевая
В звучаньях храма боговдохновенна –
Прекрасный победительный мажор.

11.
Собор на Рву – и храм Преображенья:
Меж нами очевиден диалог:
Естественны сейчас мои сближенья!
Небытие Спаситель превозмог –

И потому желает продолженья
Земная жизнь! Ее затеплил Бог,
В ней воплотив идею умноженья,
Ей даровав бессмертия залог.

Два храма-как поэмы изобилья,
Избыточности щедрой! Ждет приплода –
Прироста хочет вся земная тварь.
О, бытия священные усилья –
Стремленье быть! Пророчествуй, природа –
На Пасху в синий колокол ударь.

12.
О, вихревые крутни и спирали
На многоцветных главах Покрова!
Они свой импульс Кижам передали-
Как не заметить явного родства?

Воспрянул прах. И озарились дали.
И наконец-то в полные права
Вступила вечность! Храмы предвещали,
Что Дух проникнет в недра вещества –

И все его сокрытые бутоны
Нам явит неизбывное цветенье!
Смотрите: распустился в синеве
Сонм райских роз! Чисты и благовонны,
Они душе даруют вдохновенье;
Я их пересчитал-их двадцать две.

13.
Здесь Дух процвел. И вот плодоношенье
Являет храм. Нам эта красота
Навек дана. Возможно ль угашенье
Того неопалимого куста,

Чье пламя и подъем, и возвышенье
Дарует срубам? Поросль глав густа –
Великолепным было орошенье:
Кровь капала-вот смертная черта –

И благодатью будущность питала!
Покуда дни мы друг на друга нижем-
Но скоро пресечется этот счет.
Нельзя представить лучшего финала:
Фаворский свет нисходит к нашим Кижам –
Вовсю Преображение идет.


14.
Опорой для свободного подъема
Да станет столп! Мы восемь граней в нем
Означим четко. Ввысь душа ведома-
Мечтали мы всегда о неземном.

Что ни ступень, то ширь у окоема
Заметно больше! Скоро мы нырнем
В синь занебесья. Нам она знакома
По странным снам. Но то, что было сном –

В заветных Кижах стало явью!
Ступенчатые звонкие прирубы
Выводят к Богу с четырех сторон-
В полете доверяюсь многоглавью.
Зачем телескопические трубы?
Мы выше неба – мир преображен.

15.
Увидит мир Илью и Моисея;
Ученики падут на землю ниц,
Едва ли чудо это разумея –
Ведь им сейчас в сиянии зарниц

Является Христа первоидея –
Лучистый эйдос! Это вне границ –
Вне наших рамок! Замысел имея
Подняться в небо, крылья не у птиц

Хочу занять –  от северного храма
Душе передается ускоренье.
Все радует – и ритмы этих глав,
И лемеха серебряная гамма!
Охватит нас Фаворское горенье,
Пуская судьбы в полный переплав.

16.
О, Севера таинственные виды!
Я отыскал прародину свою.
Дух Китежа –  и даже Атлантиды –
Средь шхер учуяв, космос раздвою

На здесь и там. Что дольние обиды?
Я поднимаюсь к инобытию.
Влекомый архетипом пирамиды,
Его я в этом храме узнаю –

Я наслаждаюсь этим силуэтом!
Особо он волнует на закате,
Когда и устремленье, и порыв
Усилены стократ волшебным светом –
И это обостряет восприятье
Глубоких занебесных перспектив.

17.
Вот истина! Я спорить с ней не вправе-
Сейчас ее являет на свету
Прекраснейшее двадцатидвухглавье!
Его за откровение сочту –

И приобщусь к Фаворской горней славе!
Меня уводит церковь за черту
Обыденного! Теневое, навье
Осталось позади –  и я расту,

Перекрывая рубежи Вселенной!
Ее наихрустальнейшая сфера
Находится сейчас в моей груди –
Вмещаю космос! Красотой нетленной
Раскрылась победительная вера –
И Троицу я вижу впереди.

18.
Что в ритме поражает? Нарастанье!
Энергия у храма такова,
Что дух взмывает! И Гиад блистанье,
И звездный Лебедь, полный торжества –

Все близко, рядом. Даль и расстоянье
Теперь условны. Видишь острова
Других галактик? Мы на мирозданье
Взираем сверху-нам даны права

Творить свободно космосы другие.
Наш мудрый Бог родился человеком,
Чтоб человек однажды Богом стал.
Я это в Кижах осознал впервые,
Парсек одолевая за парсеком –
Фаворский в храме явственен запал.

19.
Мой Китеж всплыл! И сразу китежане
К заветным Кижам направляют путь –
Успешно тут свершается стяжанье
Святого Духа! Сердцу не минуть

Прозрений ярких. Вот их содержанье-
Их пафос: всеобъемлющая суть
Нам явлена! Ласканье, ублаженье –
В касаньях тайных! Можно зачерпнуть

Из этой чаши, полной благодати:
Она неупиваема от века;
Ее ль изобразил Андрей Рублев
Пред Троицей? Снимаются печати –
Ждут в Заонежьи Богочеловека.
И Он грядет! И это выше слов.

20.
Из тьмы неизрекомой, небытийной
Был вызван мир, являя красоту –
И Богу соразмерностью софийной
Погост ответил! Я ансамбль прочту

Как некий текст. Он полон литургийной
Гармонией! Ночную немоту
Прорезали – наперекор стихийной,
Недоброй тяге в смуту и тщету –

Три возгласа! Три четких восклицанья
Восславят нашу Троицу Святую
Поползновеньям ада вопреки.
Что означают лемеха мерцанья –
Фаворский отсвет? Смерть опротестую,
Провидя мир без боли и тоски.


21.
Как благолепна кижская триада!
Овеществляя чаянья и сны,
Она полна особенного лада –
Три ипостаси в ней отражены.

Угроза и дробленья, и распада
Еще не снята. Снова кощуны
Вихрь завивают – где моя ограда?
Мы обратиться к Сергию должны.

Да будет наша воля непреклонна,
Крепя единство! В чудном велигласьи
К нам с неба сходит ангельская рать.
Мне Кижи – словно Троицы икона.
Свои союзом учат ипостаси,
Как дух раздора надо побеждать.

22
Зачем я вспомнил дантовы терцины
Среди просторов северных, лесных?
Строения в ансамбле триедины:
Нам просияла Троица сквозь них.

Откуда свет? Из недр первопричины.
Откуда звук? Мне эхо рифм тройных –
Как весть благая. Говорят глубины,
Что вновь небесный явится Жених –

И ради этой встречи неминучей
Мы в поднебесье лестницу возводим,
О горней повествуя высоте
На несравненном языке трезвучий!
И всем своим лазурным многоводьем
Онего вторит этой лепоте.

.. Искусство: истина в сфере эстетического – это красота. И вот что замечательно: высшие законы прекрасного мы можем вывести, пристально вглядываясь, в жизнь Святой Троицы. Адекватно ее передает гениальная икона Андрея Рублева. Удивительная соразмерность частей и целого! Три ангела – суть одно; но каждый-неповторим. Художник нашел пластические эквиваленты для того, чтобы зримо- и с подлинной поэтичностью-передать диалектику нераздельного и неслиянного. Так или иначе, но эта диалектика присутствует в любом прекрасном явлении: она организует его информационное разнообразие; уравновешивает части и целое; вносит тонкую меру. Тринитарная диалектика – это диалектика красоты.
Человек создан по образу и подобию Бога. Раскрывая свое богоподобие, мы одновременно постигаем истину: поступок может выразить ее глубже, чем дефиниция. /  Юрий ЛИННИК

==============================
Юрием Линником использовалась и иная форма сонета:

***
В моей душе играют преломленья.
Сознанье – призма! Граней не сочту.
Я созерцаю с чувством изумленья
Раскрывшегося спектра красоту.

Мне ведомы восторги и томленья.
И бездну я познал и высоту.
Достигну ли однажды утоленья?
Я скоро этот мир перерасту.

Являя людям чудо окрыленья.
Мне стало на Земле невмоготу –
Зачем все эти распри,разделенья?
О Всеединстве светлую мечту.

Среди расколов я давно лелею.
Мы разные! И все же мы едины –
Задуманные Богом как собор,

В сочувствии находим панацею!
Забыв про узость, выйдем из теснины
На небывалый сказочный простор.

Ответствуем Стрельцу и Водолею!
Мы как лучи одной Первопричины –
И нам источник явен с этих пор.


Светолитие

Источник неглаголемого света
В самом себе я скоро обрету.
Предощущенье Третьего Завета!
Я высшую провижу красоту:

Преобразится вся моя планета-
Все мирозданье! Марс опять в цвету.
Ужель и вправду испарилась Лета?
Я этот небосвод перерасту –

И выйду в мир, не знающий запрета
На вольную и дерзкую мечту:
Во исполненье древнего завета
Нетленным стать! Я Бога-Сына чту –

И потому желаю ипостасно
Войти однажды в Троицу Святую!
Есть возле моего скита родник –

Он будущее отражает ясно.
И я себя сегодня испытую:
Как глубоко я в скрытое проник?
Свой подвиг совершаю ненапрасно,
Призвав на помощь осень золотую –
Я дальнего сиянья проводник.


Варфоломей

О нераздельной и о неслиянной –
О Троице хочу начать рассказ.
Мне мнилась Русь царевной Несмеяной –
Не поднимала синих-синих глаз.

Под Радонежом – в роще осиянной-
Зажегся свет. Горя не напоказ,
Он устремляет к цели безобманной-
Уводит ввысь всемилостивый Спас.

Была страна кровоточащей раной.
Раздор и распри! Иго мучит нас –
Как здесь достичь гармонии желанной?
Но русский дух не сник и не угас.

Что старец показал Варфоломею?
Русь глади уподобится зеркальной –
И всмотрится внимательно в зенит.

Ужель Георгий мчится к Мавзолею?
Он не страшится бездны инфернальной –
И зло напрасно прячется за щит.

О, Сергий наш! Мечту твою лелею:
Мы к Троице взойдем живоначальной –
И лад ее отчизна отразит.
                2003 г.


Пространство само рождает форму. Форма не есть что-то придуманное или специально спроектированное.
То или иное создание формы выбирает само пространство.
Пространство решает быть или не быть форме в том или ином месте, пространство решает цвет, структуру и содержание формы.

Пространство задает число будущей формы. Число определяет геометрию формы.

Появившись в пространстве, геометрия определяется выбранным числом. Только появившись в нужное время и в нужном месте, то есть в пространстве, определенном числом, происходит соитие формы и содержания, встреча и рождение нового образа.

Суть « Геометрии пространства» заключается в том, что то или иное изображение в искусстве не есть увиденное или придуманное творцом ( художником), а есть интуитивное осознание выбранного пространства и ощущение его сопричастности к божественной геометрии, к тому или иному числу. Другими словами-неважно, что изображено, а важна готовность творца ( художника) к принятию окружающего пространства как высшего творения великого геометра. / Юрий ЛИННИК




















.