Дураки...

Саид Мухтаров
Где-то в России...

* * *

— А что, милейший, много ли у вас в селе дураков?

— с циничной усмешкой спросил довольный собою Луи де Шаро у косматого деревенского мужика, возраст которого не смог бы определить даже самый опытный криминалист, потому как ни сам мужик, ни его жена или дети совершенным образом не ведали сущей истины в этом деликатном таинственном вопросе.

— Да, пожалуй, что много... —  задумчиво ответил мужик и почесал затылок.

— А сколько много? — не унимался счастливый иноверец.

— Да, кажись, все и будут-то дураки. Тут иначе никак не выходит, — утвердительно, но с остатком некоего достоинства ответил селянин.

Иностранец залился громким и раскатистым смехом:
— Так что, выходит, и ты - мужик - дурак, что ли? — всё ещё хохоча, не унимался чужеземец.

— Точно так и выходит. Я, можно сказать, и есть самый глупый из всех тутошних дураков.

Счастью иностранца не было предела, и он снова залился счастливым беззаботным смехом. Мужик стоял молча, смотрел на гостя пристально и крутил самокрутку. Через пару-тройку минут мужик закурил, а  незнакомец немного успокоился и вновь озадачил его вопросом:
— Так разве, милейший, дураки бывают ещё и глупыми? Неужели и такое случается?

— Как же такому не случаться, случается, конечно. У нас тут всяких дураков полно. Хоть пруд пруди.

— А что же, и в соседнем селе дураки есть? — лукаво поинтересовался заезжий собеседник.

— Так там их ещё и поболее будет, потому как и село ихнее ширше нашего отродясь на четверть сгорожено было.

— И в других сёлах так?

— И в сёлах, и в городах - всё скрозь одни  дураки и живут! Везде. По всей стране великой окромя дураков  больше  никого и нету! — убедительно толковал мужик.

— А почему же вы себя дураками считаете? — истово дознавался приезжий.

— А кем же нас себя ещё почитать, раз живём мы все по-дурацки и власть дурацкую терпим, содержим её? На такое только дураки и приспособились! — уверенно отвечал косматый человек.

— Так что же, у вас и во власти сплошь дураки? — ехидно любопытствовал иностранец.

— Обязательно, там только дураки и есть! Разве же умный-то человек возьмётся дураками заправлять? Это уж ни в коем случае быть не может. Только дурак абсолютный, натуральный дурак, закостенелый, только он и может верховодить над  дураками обычными.

— А что же вы умных людей к себе во власть не призовёте? — настаивал заинтригованный Луи де Шаро.

— Так где ж их взять-то, умных?! Тут посреди всех дураков одни дураки и существуют, умных никогда тутыча и не было вовсе! Да и как умный человек на такое сподобится? Разве же сможет  он по собственной воле с дураками соперничать?  — убедительно отвечал мужик и спрашивал: " Вот ты, мил человек, из каких краёв будешь?"

— Я из Франции. Я из умной страны!

— И что у вас дураков совсем нет? — хитро вопрошал косматый.

— Нет, есть конечно, но очень мало, чуть-чуть, — с робостью в голосе отвечал француз.

— Как это чуть-чуть? Сколько в общем на круг выходит? — интересовался мужик.

— Ну, я не знаю сколько точно их будет, но это не много, — объяснял иностранец.

— Это что ж за страна такая умная, где дураков посчитать не могут? Нет, уважаемый, тут нестыковочка явная получается. А дурацкие законы-то у вас есть? — напорствовал сельский житель.

— Ну...есть немного, тоже чуть-чуть,  — уже с опаской отвечал Луи.

— Тех чуть-чуть, этих чуть-чуть...Это что же выходит: не жизнь, а сказка?!

— Да, так оно и есть! Живём как в сказке, — немного одухотворённо отвечал иностранец.

— А что же, брат мой француз, вы дурацким законам тоже повинуетесь? — не унимался мужик, закуривая вторую самокрутку.

— Ну да, конечно, все так делают.

— Выходит, уважаемый, вы там тоже  все и есть дураки настоящие. Одни дураки  дурацкие законы пишут, а другие дураки их исполняют, так что ли?

— Выходит так, — обречённо вздохнул Луи де Шаро, — но живём-то мы лучше вашего!

— Дак какая разница, мил человек, как живёт дурак нынче: лучше иного дурака или хуже от него! Главное, что все дураки по природе своей умными быть не могут! Не могут они  жить умно! Вот что досадно, друг мой хороший! Ну прощевай, дорогой, пора мне до хаты своей дурацкой добираться...

Всю предстоящую ночь, равно как и несколько последующих, возбуждённый Луи де Шаро не смог  сомкнуть глаз. Он категорически отказывался признавать себя дураком, но разум твёрдо и методично говорил ему об обратном: " Если ты не дурак, то зачем приехал в эту дурацкую страну,  зачем ездишь по  этим дурацким дорогам и  почему общаешься с дураками?"

Вернувшись к родным пенатам в Париж, Луи де Шаро  неожиданно для всех стал приветствовать каждого  встреченного им француза: " Бонжур, месье, я не дурак; бонжур, мадам, я не дурак..."

Спустя пару месяцев со дня своего прибытия, утомлённый Луи де Шаро стал самым узнаваемым человеком на Елисейских полях. Он по-прежнему приветствовал всякого  встречного человека словами  "Бонжур, месье, я не дурак", и каждый гражданин пятой республики ему сочувственно отвечал: " Мерси, месье, мы уже знаем, Вы повторяетесь".

История эта не дала автору ни единого шанса разузнать о правдивости данного случая, поэтому ни подтвердить и ни опровергнуть сие не представляется возможным, однако, с недавних пор я искренне остерегаюсь вступать в пространные диалоги с простыми сельскими косматыми мужиками.
Да-да, мой дорогой читатель!) Я не дурак...

Пока-пока!) Я не дурак)))