Турнир поэтов. Нафталиновый морок

Дмитрий Московский
Опять же, не только, и не столько о самом Турнире, и, даже, на этот раз, не конкретно о творческих процессах, а о том, что и как воздействует на них, направляет, формирует и оформляет.

Как-то обратился ко мне молодой поэт с просьбой оценить стихотворение, которое он написал для отправки на поэтический конкурс. Лично для меня сама формулировка «написать для конкурса» является странной, но это не значит, что неприемлемой.

Стихотворение молодого поэта мне понравилось, прежде всего, внутренним энергетическим наполнением нелинейной смысловой оболочки – хорошее сочетание. Были некоторые технические нестыковки, на что я и обратил внимание. Юноша поблагодарил за помощь и обещал исправить.

Несколько месяцев спустя молодой поэт написал мне, что он победил в этом состязании. Я не поленился, нашёл в интернете и сам конкурс, и стихотворение-победитель. Да, юноша исправил технические огрехи, но вместе с тем внёс и другие правки, которые изменили не только смысловую оболочку, но и уничтожили энергетический нерв произведения.

В целом, стихотворение стало обезличенной, заобщечеловеченной субстанцией – вполне приятной, скажем так - приемлемой для восприятия, или, как сейчас любят обозначать, «ложащейся на душу», я бы ещё добавил – необременительно ложащейся.

А в том, первом варианте, стихотворение проникало в душу, а не ложилось на неё уютным одеялком. На мой вопрос: «А для чего ты это сделал?» - юноша без стеснения поведал, что ему так посоветовали люди, хорошо знающие тех, кто будет судить конкурс.

Есть выражение «пропахнуть нафталином», то есть, под этим подразумевается нечто устаревшее, или даже – неживое. Но на самом деле в природе нафталин вырабатывают термиты, для отпугивания других от своих жилищ.

То есть, если есть запах нафталина – проходи, а если нет – ты не термит, или – не поэт, не писатель, смотря по ситуации.

И этот нафталиновый морок настолько проник и пропитал всё и вся, что стал считаться естественным запахом творческой среды, единственно возможным признаком наличия таланта.

Но на самом деле, эта «творческая среда», куда так стремится попасть и стар, и млад, является старым сундуком, куда складывается то, что имеет ценность только в пределах этого сундука.

А за его пределами - это никогда не понадобится, вообще, разве, что для статистики. Или, для козырнуть где-нибудь: «А я, знаете, ли, когда-то в самом верху сундука возлежал – давно, правда, но было же, было!»

Было, дорогой, кто же спорит. Только с тех пор поверх тебя уже много других наложили с неизменным, нафталиновым ароматом. И что обиднее всего – молодых и юных среди них много. Им бы творить, развиваться, дышать полной грудью, а их в сундук определили, словно похоронили заживо. Но ведь не насильно, не принудительно затолкали – сами полезли туда, добровольно, по своему хотению.