Короли и пешки

Сорокин Филипп
E2-E4 — до чего же прямолинейно и просто! Они всегда впереди, не способны повернуть вспять. Их детерминизм устремлён на завоевание победы для своего короля. Они не способны маневрировать, размышлять и сомневаться. Они должны идти вперёд — убивать и умирать.

Ферзь любит свой цвет* и стоит плечом к плечу к королю, он убеждённый фанатик и изощрённый убийца. В нужный момент он с лёгкостью принесёт себя в жертву по одному мановению жезла своего монарха. Ферзь может с лёгкостью взять любую фигуру, но в открытый размен вступает только с себе подобными, либо если его жертва принесёт существенное улучшение тактической позиции.

Длинные луки — слоны — стерегут диагонали, ведут перекрёстный огонь*, беспощадно расстреливая фигуры и пешки. А кавалерия готова в один бросок атаковать всю придворную рать, поставив семью под угрозу*.

Артиллерия — последний довод королей. Она вступает на сцену войны не задавая лишних вопросов. Вероломная ладья внезапно ошеломит мощным ударом и разнесёт любое укрепление.

Каждая фигура без колебаний подчинена воле монарха, ведущего войну против монарха-визави. У каждой из них своя роль.

А чего же хотят короли?

Они уверены в том, что война — это единственный возможный выход. Они знают: враг не отступит, поэтому находятся в плену своих убеждений, боясь продемонстрировать слабость, оступиться и войти в историю павшими монархами, а не славными триумфаторами. Они готовы цинично воевать своими народами под гнётом своего честолюбия и страха.

Они воюют из-за страха. Подобно трусам?

Ведь их свита не дремлет: она в любой момент готова воспользоваться слабостью своего вождя, чтобы занять его место.

Поэтому пешки должны умирать. Поэтому пешки должны убивать.

Но можно ли иначе, возможно ли остановить это кровавое колесо, перемалывающее судьбы и жизни?

Ах, если бы пешки могли думать!

***

Противника не стоит недооценивать — это известно всем. Но то, что его нужно переоценивать, известно немногим. Это после партии, в случае успеха, можно посмотреть на него как на равного: пожать ему руку или даже дружественно похлопать по спине. Но до конца партии он должен выглядеть в глазах визави величественно и устрашающе, какими бы масками тот не прикрывался.

Вот, начинается партия: сделан первый ход, на доске — интригующая неопределённость. Дебют начался остро, наступающий выбрал хорошую тактику, а защищающийся был вынужден отступить, — логичный ответ и, на первый взгляд, слишком осторожный. Однако за отступлением маскировалась подготовка к роковой атаке, которая вот-вот обрушится на того, кто ещё до сих пор ошибочно думает, что всецело владеет инициативой.

И вот ещё один ход — маски сброшены, мощнейшая контратака сметает с доски все вражеские фигуры, а король теперь вынужден спасаться бегством. Но ему уже не спастись, он обречён на погибель и скоро заплатит высокую цену своей беспечности.

***

Разыгрывающий партию может попасть в плен своей игры, когда его мастерские комбинации, хитрые ловушки и коварные гамбиты* сбивают его с главной линии*. Упиваясь своим превосходством, он попадает сам в коварную ловушку. В угаре победы очень трудно осознать, что это, на самом деле, не победа, а поражение. И, уничтожая последнего защитника вражеского монарха, королева берёт отравленную пешку* и погибает сама. А всё потому, что в ловушку она попала ещё до того, как эта партия началась. Но отравлена не только королева — душа игрока отравлена вместе с ней. Потому, что есть такие партии, которые нельзя начинать вообще.

***

Россия — это такая страна, в которой подавляющее большинство её жителей на протяжении многих веков в лучшем случае находится в состоянии пата*, а в худшем — в состоянии цугцванга*.

***

* Ферзь любит свой цвет — с незапамятных времен среди шахматистов бытует поговорка: «Ферзь любит свой цвет!» Это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета. Слово «ферзь» произошло от индийского «фарзин», что значит учёный человек, советник.

* Фианкетто — фланговое развитие шахматного слона в дебюте на большую диагональ.

* Семейная вилка — позиция с шахом, при которой под ударом коня одновременно находится король, ферзь и ладья.

* Гамбит — разновидность дебюта, или дебютный вариант, в котором один из игроков готов нести материальные жертвы ради достижения своих целей, например, отдавая одну или несколько пешек или даже фигуру.

* Главная линия — лучшее продолжение, предлагаемое шахматной теорией, т.е. сильнейшим образом.

* Отравленная пешка — одна из популярных шахматных ловушек, когда незащищённая, на первый взгляд, пешка таит скрытую угрозу для соперника.

* Пат — положение в партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам.

* Цугцванг — такое положение, при котором любой ход игрока ведёт к неизбежному ухудшению его позиции.