Собака Мира

Валерий Спиридонов
Валерий Спиридонов

Собака Мира

(вариант, краткий, для газеты, журнала)

Вместо предисловия.

Розыскная служба собак самая сложная и опасная.
Но нет такой службы на Земле, которую бы не несла немецкая овчарка!
В конце ХХ века немецкая овчарка была признана специалистами самой интеллектуальной, универсальной и востребованной – лучшей собакой мира.
Лучшей розыскной собакой она была всегда.
 
Японцы во время Второй мировой войны забивали японских акит (священная собака японских самураев) на шкуры, которые использовали для пошива тёплого обмундирования для военных.
Но немецкую овчарку японцы берегли! Она была незаменима на службе.

С немецкой овчаркой – на границу!

Цель моего рассказа – не реклама выдающейся породы – немецкой овчарки.
Истинные ценители и любители этой породы – немчатники – не исчезнут и будут верны и преданы ей. Как не исчезнет и будет совершенствоваться сама порода.
Мне хочется, в рамках газеты, немного поделиться своим опытом.
Я считаю, что сегодняшние дети (они ближе к Богу) и молодёжь умнее нас – взрослых и зрелых людей. Но им не помешает мой скромный опыт и опыт других кинологов.

В СССР эта порода называлась восточно-европейской овчаркой.
Но восточники вышли из немецкой овчарки – из-за нарушения её стандартов.
Лучшие производители восточно-европейской овчарки несли в себе свежую – прилитую им кровь немецкой овчарки. Их привозили в СССР из Польши, Венгрии, Чехословакии, Югославии и ГДР. И из других стран.

Когда я учился в 9 классе, то приобрёл щенка немецкой овчарки, кобеля.
Назвал Анчаром. Так звали красавца отца щенка.
Я сам его растил, воспитывал, ухаживал за ним и его тренировал. Мы готовились к службе в пограничных войсках.
В то время на Советско-Китайской границе фактически шла война. Погибали сотни советских пограничников!..

Кроме того, что я активно занимался спортом, по утрам, перед школой, я делал десятикилометровую пробежку с Анчаром. С весны до поздней осени купались. Подтягивался на перекладине. Я мог подтянуться до 18 – 20 раз. Столько же я делал отжиманий в стойке у стены или у сосны. Это немного. Но мне хватало. Прибегал – в холодный душ, и в школу.
После школы трёхчасовая (иногда и дольше, 6 – 7 раз в неделю!) тренировка в секции велоспорта и конькобежного спорта...

«Кто не желает служить в ВДВ?»

В военкомате меня приписали в воздушно-десантные войска.
В то время это было мечтой множества мальчишек.
После всех медкомиссий и проверок призывников построили в военкомате.
Военком строго спросил: «Кто не желает служить в ВДВ?». Я вышел из строя. Поднялся такой гул, выкрики, свист, оскорбления!
Военком знал причину моего отказа, но спросил меня: «Почему?».
«Я хочу служить с собакой в погранвойсках – на Китайской границе», – был мой жёсткий ответ.
Военком спросил призывников: «Кто из вас желает служить в погранвойсках на Китайской границе?». Повисла тишина. На суровый взгляд военкома ребята опустили головы.
Меня приписали в ПВ! Я был очень рад этому.

После окончания 9 класса мы с Анчаром сдали на отлично дрессировки по общему курсу и защитно-караульной службе, не потеряв ни одного балла.
Анчара я научил работать по следу человека и другим премудростям розыскной службы.
Начальник клуба собаководства в приказном порядке (не хватало инструкторов) дал мне учебную группу в 15 человек с собаками для их обучения. Параллельно я учился в клубе на инструктора по дрессировке и судью эксперта.

Родное – Алма-Атинское пограничное

Но в погранвойска с собакой мне уйти не удалось.
Меня вызвали в областное управление КГБ и предложили поступать в пограничное училище, объяснив, что границе очень нужны офицеры. И что не только на Китайской границе сложная обстановка, что пограничная служба суровая, опасная и сложная на всей границе СССР.

Так я поступил в Алма-Атинское высшее пограничное командное училище КГБ.
Среди курсантов были представители почти всех союзных республик.
Сегодня есть такое мнение, что у нас – на службе (в полиции, армии, погранвойсках и других ведомствах) друзей нет. Есть служебные отношения.
У советских пограничников была самая крепкая, верная, долговечная, проверенная боевой обстановкой, дружба. Русские, украинцы, белорусы, казахи, татары, армяне, грузины, латыши, эстонцы, поляки и ребята других национальностей жили одной дружной семьёй. Девиз: «Один за всех и все за одного!» был не пустым звуком. Он был в сердце каждого курсанта и офицера. И ещё. Главными качествами пограничника были: честь, совесть, достоинство, храбрость, правда и справедливость. Нам это привили на всю жизнь...

Командир дивизиона нашего курса был полковник Иван Константинович Шляхтин, украинец.
Он был очень суров, но справедлив. И в тоже время был добрым человеком и истинным офицером – примером для курсантов. Мы за ним шли в огонь и в воду, называя его Батей.
Почему суров? Бывали случаи, когда он разносил кого-то из курсовых офицеров, то офицер от взгляда Шляхтина мог упасть в обморок!

Я был дружен с Иваном Константиновичем. И не только потому, что был редактором юмористической газеты курса… Никто не мог сказать, какие у Бати глаза. Глаза у него были умные, голубые. Добрые…

Лучший кинолог в мире

Подружился я и с начальником кафедры кинологии майором Араслановым Филимоном Семёновичем.
Это был уникальнейший кинолог и преподаватель.
В то время в училище проходили двухгодичное обучение офицеры-кинологи из всех социалистических стран. Несмотря на то, что у немцев – в ГДР – были учебные заведения для офицеров – кинологов-пограничников, и они, и их собаки отличались классной выучкой и дисциплиной, для немецкого офицера было делом чести пройти обучение в Алма-Атинском погранучилище – у Арасланова!

Я обратил внимание, что в питомнике училища были только немецкие овчарки.
И не только в училище. Советские пограничные войска всегда делали ставку на немецкую овчарку.
Под руководством Филимона Семёновича на территории училища был построен уникальный, огромный по площади полигон для обучения, тренировки и соревнований розыскных собак.
Полигон был и в полевом учебном центре училища.
Центр находился в пустыне. Там же на учебной погранзаставе был питомник собак и дрессплощадка – эталоны для любой погранзаставы.
Розыскные собаки погранучилища отличались беспримерной выучкой.

Филимон Семёнович был просто одержимым кинологом и преподавателем, прекрасным человеком.
В 60-70-е годы СССР был в состоянии холодной войны с США. Но председатель КГБ Андропов разрешил американским офицерам приехать в Алма-Ату – к Арасланову, чтобы набраться опыта охраны границы с розыскными собаками. У американцев были большие проблемы с контрабандой наркотиков и другими преступлениями на границе с Мексикой.
Их миссия в Алма-Ате проходила под грифом государственной важности…

Легендарный следопыт и кинолог

Приезжал в училище знаменитый на весь мир следопыт – полковник Никита Фёдорович Карацупа.
Он проводил с курсантами встречи и занятия. За 20 лет службы в пограничных войсках им было задержано 467 нарушителей границы. Из них – 129 шпионов и диверсантов!
Много интересного рассказал нам Никита Фёдорович, поделился своим колоссальным опытом обучения и применения розыскных собак. За период службы у него было три немецких овчарки. У всех была кличка Индус.

Очень яркий пример из опыта Карацупы

Сработала сигнализационно-заградительная система: нарушение границы в наш тыл! Мороз больше 30 градусов. Запрягли лошадь в сани.
Карацупа положил на сено Индуса и закрыл его тулупом. Чтобы сохранить собаку к боевой работе! И – к месту нарушения! Когда прибывали на место нарушения, то первым его всегда обследовал кинолог (инструктор РС).
Осмотрев место нарушения, Карацупа ставил Индуса на след и начинал преследование нарушителей.

Как правило, инструктор розыскной собаки всегда отрывался от тревожной (поисковой) группы.
Как нам рассказал Никита Фёдорович, ему некогда было смотреть назад и кого-то ждать. Он был отличным спортсменом и стрелком, и всегда носил с собой большой запас патронов и гранаты.
Часто бывало так, что диверсанты, увидев одного пограничника с собакой, пытались его ликвидировать. Но не тут-то было! Опытный Карацупа порой уничтожал всю диверсионную группу!..

«Совершенно секретно»!

Был исключительный случай, который мы изучали с Араслановым на его занятиях.
В сторону Финской границы шла группа заключенных, сбежавших из колонии особого режима. Они сделали подкоп, убили охранников, забрав их автоматы с магазинами патронов.
Следы их были ухищрёнными. Розыскные собаки зоны беглецов потеряли.
 
Подключили пограничников. В поисковой группе были: офицер, инструктор с собакой и четверо солдат.
Зеки хорошо знали обстановку и изучили местность. И кто-то из охраны зоны им явно помог.
Инструктор с собакой провели обыск местности в районе потери следов убийц, обнаружили следы, и началась погоня.
Всё произошло в преследовании, как по сценарию. Инструктор с собакой оторвались от поисковой группы. Ждать было некогда. Дорога была каждая минута.
Зеки обрабатывали следы химией. И не только это. Были и другие ухищрения. Но опытный инструктор – сержант срочной службы и его немецкая овчарка всё разгадали и уверенно преследовали вооружённых убийц…

Более 50 километров бежали по следу человек и собака!
Надо учесть то, что у инструктора был автомат Калашникова и три магазина патронов. Плюс радиостанция весом 14 кг!
Под утро инструктор с овчаркой подошли к избушке лесника. До границы было недалеко. Но выбившиеся из сил зеки решили передохнуть перед последним броском.
 
У инструктора связи не было. Надо было ставить антенну, чтобы наладить связь.
И молодой парень решил брать зеков сам. Они с собакой прокрались к избушке ползком. И тут вышел зек, стоящий на стрёме – справить нужду.
Инструктор оставил собаку и ловко обезвредил зека. Подозвал овчарку жестом. Они отвели зека от дома и под дулом автомата инструктор узнал, что в доме спят ещё четыре его компаньона и связанный лесник.
Отрубив зека, связав, и вставив ему в рот кляп, привязав к дереву, инструктор с собакой тихо вошли в дом. Зеки крепко спали. Жест – собака остановилась. Он собрал автоматы и отнёс их от зеков подальше в сторону.
А затем дал очередь из своего автомата в потолок, дал команду: «Охраняй!» и крикнул: «Лежать! Не двигаться! Пристрелю!».
 
Один зек дёрнулся. В него стрелой метнулась овчарка и впилась ему в горло! Раздался страшный хрип. Ещё один шевельнулся. Инструктор выстрелил в него. Вот тут крик был зловещим! Двое оставшихся не шевелились. Не шевелился и тот, кого прихватила овчарка! Инструктор всех связал. Затем освободил лесника.
Лесник привёл зека с улицы и их уложили рядком – под охраной боевого пса.
У лесника была связь с лесхозом. Через милицию сообщили пограничникам. Вскоре прилетел вертолёт пограничной авиации.
Так закончилась эта боевая операция.


На фото:

Двукратный чемпион Мира
Уран фом Вильдштайгер Ланд

2X VA1 Uran vom Wildsteiger Land
SCHH3, FH
Kkl 1
Sire Born : 12. March 1981

Читайте мой рассказ "Лот прыгнул" в портале "Проза.ру":
http://www.proza.ru/avtor/burvis