Уходящая. Мирра Лохвицкая

Конкурс Стихов Дуэт
Расцвет женской поэзии конца XIX — начала XX годов синхронизировался с известным процессом борьбы женщин за равноправие во всех областях общественной жизни и был ознаменован притоком женщин не только в литературу и живопись, но и созданием различных женских организаций нового типа, от Лиги равноправия женщин до Женской прогрессивной партии. Феминизм, зародившийся ещё в XVIII веке, с некоторой временной задержкой добрался до патриархальной России и вместе с терминами эмансипация и суфражизм стал проявляться в диспутах и докладах на женскую тему, вроде «Вершины и бездны женской души», «Бог женщины и мировое зло», а также в многочисленных газетных и журнальных публикациях. Литература России того времени была одной из немногих областей приложения женского общественного темперамента и талантливые дамы ринулись в омут поэзии с головой, так как умеют делать это только эти эфемерные, но твердые в своих намерениях прекрасные создания.   
Мария Александровна Лохвицкая (по мужу Жибер) — русская поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом Мирра Лохвицкая — родилась 19 ноября [1 декабря] 1869 в Санкт-Петербурге Российской империи. К концу 1890-х годов Мирра достигла творческого пика своей литературной карьеры и массового признания читающей публики, выпустила несколько сборников стихов, объединив их в собрание сочинений в пяти томах, однако вскоре после скоропостижной кончины в 1905 году, была очень скоро забыта. 
В том же 1905 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Современные русские поэтессы в портретах, биографиях и образцах», составленный А. Сальниковым. В книгу вошли стихи Щепкиной-Куперник, Зинаиды Гиппиус, Мирры Лохвицкой, Евгении Чебышевой-Дмитриевой, Веры Рудич,  Ольги Чюминой, Тэффи, Галины Ринкс (Мамошиной) Глафира Адольфовна (настоящее отчество Николаевна), Поликсены Соловьевой (псевдоним Allegro), Изабеллы Гриневской (урожденная Фридберг), Зои (Зинаиды) Бухаровой.
Через пять лет в сборник 1910 года под редакцией С.З. Богельмана «Женская лира» составителем включены стихи А.П. Барыковой, З.Н. Гиппиус, Ю.В. Жадовской, М.А. Лохвицкой, О. Лье, О.П. Руковой, гр. Е.П. Ростопчиной, П.С. Соловьевой, С. Аничковой (баронесса Таубе), О.Н. Чюминой, Т.Л. Щепкиной-Куперник. 
Лирика Лохвицкой легко ложилась на романсовую мелодию и ритмическую основу произведений песенно-танцевальный жанров. В конце XIX века композитором Юрием Сахновским подготовлено нотное издание «Семь романсов. И ветра стон, и шёпот мрачных дум: Op. 5, № 3: Для баса» на стихи Лохвицкой.
Вслушаемся, например, в прекрасное стихотворение Мирры Лохвицкой «В вальсе»:   

Огонь созвучий,
Аккордов пенье,
О вальс певучий.
Мое забвенье.
Ты льнешь украдкой
Мечтою ложной,
Ты — отдых сладкий
Души тревожной.
Кольцом неверным
Сомкнуты звенья.
В движеньи мерном
Покой забвенья.
В огнь созвучий,
В живом стремленьи —
И трепет жгучий.
И утоленье.

Сборник стихотворений М. А. Лохвицкой (Жибер) 1896 года, представленный на соискание премии имени Пушкина, включал около сотни стихотворений, преимущественно лирических и был разделен автором на четыре тематических раздела. В первом сгруппированы небольшие стихотворения в хронологическом порядке от 1889 до 1895 года включительно; второй содержал «Русские мотивы»; третий — семь сонетов, и, наконец, четвертый, названный «Под небом Эллады», посвящен репликам классического мира и антологии. В сущности, весь сборник Лохвицкой и все стихотворения, в нем заключающиеся, имели единое содержание, исчерпывающееся емким словом любовь; стихи Лохвицкой, за весьма редкими исключениями, воспевали это вечное, как мир, как человечество глубокое чувство.
При кажущемся единстве тематики внешняя форма и поэтические приемы Лохвицкой весьма разнообразны и привлекательны. Правилами стихосложением Лохвицкая владеет отменно: стих ее звучен, безыскусственно прост, читается легко и также легко запоминается и поется, подчеркивая несомненный признак правильности и красоты; к достоинствам внешней Формы необходимо причислить богатство рифмы, метра и размера, которыми, к сожалению, многие из современных поэтов пренебрегают в угоду сомнительных экспериментов.
К сожалению, Лохвицкая не дожила до увенчания своих произведений Пушкинской премией, которая досталась ее детям. В 1980—1990-е годы интерес к творчеству поэтессы возродился, казалось бы, неожиданно, но на самом деле под влиянием усилившегося интереса к образной и немного мистической женской лирике серебряного века. Многие исследователи считают Лохвицкую основоположницей русской «женской поэзии» XX века, уходящей, но все-таки открывшей путь творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.

УХОДЯЩАЯ
С ее опущенными веждами
И целомудренным лицом —
Она идет, блестя одеждами,
Сияя радужным венцом.
И мысли ей вослед уносятся,
С воскресшим трепетом в груди
Мольбы, молитвы, гимны просятся:
«Взгляни, помедли, подожди!»