Борис Кустодиев и Фёдор Шаляпин

Ольга Сергеева -Саркисова
 
(Продолжение).
 В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние пятнадцать лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако, именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. Много замечательных портретов он написал, как знаменитостей, так и совсем неизвестных пока людей. Много писал детей, кроме своей дочки.   Я вспоминаю яркую, праздничную живописную картину Кустодиева, мастера незабываемых русских "Венер", «Купчих» и неотразимых "Красавиц", которые так нравились М. Горькому и не очень церковным служащим, ибо смущали их покой. Какой удивительный портрет Фёдора (Феденьки, как его звали на Руси) Шаляпина создал Борис Кустодиев. И его копия находится у нас в Самаре тоже, напротив здания художественного музея. (бывшая гостиница «Гранд-Отель» на Дворянской, «Жигули»). Мы его любим и чтим память о нём.  Я работала в особняке купчихи Александры(Сандры) Курлиной музыкальным работником в детском саду, и встречалась ещё с тем полотером, который при  Сандре полы им в доме натирал. Надо было видеть, как он приходил на дело!  Опрятно одетый, с красивой бабочкой на шее, натирал полы- как танцевал на щётках. С ним был сын, которого он обучал этому редкому мастерству. Я видела такое впервые, это был балет! Высший пилотаж! Воспоминания на всю жизнь. Больше никогда такого не видела. Он рассказывал мне, что сам Шаляпин у Сандры в гостях бывал. Но, я в других источника не встречала об этом визите, хотя не верить ему, у меня нет оснований. Он всё подробно о ней рассказывал, вплоть до меню, которым потчевали высокого гостя. Возможно, этот визит не афишировала хозяйка по известным причинам,- будут судачить лишнее от зависти. Хотя её подруга Любочка Любарская, поповская дочка, тоже говорила мне, что здесь сам Шаляпин в гостях бывал. Она обманывать не стала бы, кодекс чести дворян всегда блюли такие люди.   
Шаляпин к Курлиной после концерта приезжал,
народ толпой за их каретою бежал.
В особняке тот полотер до блеска натирал полы,
чтоб пол, как зеркало сверкал к приходу гостя,
она монеты раздавала людям горстью.
и все старались, как могли.
Хозяйка строго обо всем прислуге говорила,
чтобы по правилам стол серебром накрыла.
Из редких яств с севрюгой блюда были на столе,
салфетки с вензелями, канделябры, свечи,
душевный, щедрый обещая гостю вечер.
Прекрасной, романтичной у камина была встреча,
и красноречьем гостя был отмечен.
Позднее он тот особняк и. Сандру вспоминал...
Как клавиши рояля пальцами перебирал,
и тихим голосом красиво напевал.
А разговор Шаляпина и Сандры интересный был,
всё о Париже, Опере и Сене говорили,
под музыку чудесный вечер тихо плыл,
чуть щедрое застолье не забыли...
Икорочка, архиерейская уха и хлеб вкуснейший,
ах, пироги с грибами, и многое другое...да, и
ещё спиртное, - шампанское, и водочка, и клюква...
и царское варенье: крыжовник с листьями от вишни
к чаю... Как приготовить? Подскажу, я это знаю.
Так Феденьку – любимца русского,
великого певца хозяйка угощала,
и поднимая тост за гостя дорогого -
успеха и здоровья богатырского желала!
Она ведь хлебосольная хозяюшка была,-
красавица та, Сандра Курлина.      
 ***Прошли года...всех нет уже давно, но память остаётся всё равно. Посетить Самару Федора Ивановича пригласил владелец одного из музыкальных магазинов нашего города Павел Леонтьевич Чулков, Он любил музыку и приглашал в город разных известных музыкантов- Собинова, Андреева, Трояновского и других. Сойдя с парохода "Александр Грибоедов" Шаляпин поселился в номере 16- «Люкс» гостиницы «Бристоль-Жигули» на улице Куйбышева, (бывшая гостиница «Гранд-Отель» на Дворянской) Здание отеля выполнено в стиле модерн, сказочной красоты, архитектора М. Квятковского, он создал и особняк купчихи А. Новокрещеновой, увитый декором - стеблями и цветами орхидей. Цветы- это было его главным украшением зданий.  И, вообще, "квят"- с польского,- цветок, очевидно здесь прямая связь. Его фамилию можно перевести как Цветов или Цветков. Сегодня этот номер в гостинице стоит больших денег, элитный, красиво сделан, восстановлен интерьер в тех тонах, которые были раньше. Говорят, что он выступал с балкона отеля, пел на всю улицу свои песни и внизу сбиралась ликующая толпа. Возможно, это байка, но она говорит о широте его души. Ещё, когда концерт заканчивался, то многие бежали в гардероб, тогда он ждал, пока все «галошники» так их он называл, уйдут, и ещё пел несколько песен на бис! Известно и другое его выражение- «Только птички бесплатно поют». Если посчитать, то в жизни ему пришлось многих поить и кормить: двух жен, десятерых детей, родителей, разных родных, слуг и прочее.  Всего в 1909г он провёл три дня в Самаре 17,18,19 сентября. Дал один концерт 18 сентября в театре цирке "Олимп", хотя сначала отказывался из-за запаха лошадиного навоза, там выступали и артисты цирка часто, раньше там, вообще, был цирк братьев Калининых, но сумму назвали такую, что от такого предложения отказаться было нельзя. На эту сумму можно было купить два Форда. Он уже приехал в Самару как мировая звезда. Первые два посещения остались незамеченными, в 1890г грузчиком подрабатывал на хлеб, а в 1891 он пел только в украинской опереточной труппе мужского хора Г.И. Любимого - Деркача, у нас пел в здании драмтеатра. Посетил Всехсвятское кладбище, где искал могилу матери, которая умерла в нищете в 1891 году. Евдокия Михайловна Шаляпина, урожденная Прозорова, заболела холерой и умерла в земской больнице (ныне имени Пирогова). Всего Шаляпин был в Самаре трижды. На кладбище в присутствии Семёна Андриановского высокий гость взял горсть земли, которую завернул в платок, и всю оставшуюся жизнь держал у сердца во время выступлений.  (Фото отеля, где останавливался Ф. Шаляпин, а также В. Маяковский.) А в комнате отеля знаменитый портрет художника Кустодиева, который так любил Шаляпин. Вот она, яркая картина ярмарки... на которой видим, как в распахнутой богатой дохе на бобровом меху и шапке стоит наш великий певец, "легенда" - по словам Рахманинова, - Фёдор Шаляпин на снежном пригорке со своей любимой собакой Ройкой - (чёрно - белый французский мопс) как русский барин, на фоне церквей, саней и коней, среди толпы гуляющего и пьющего самогон народа, закусывающего салом, солёными огурцами и бубликами... Ярмарка кругом, балаганы, самовары, игрища, кулачные бои, гулянья. Вся русская душа показана в этой картине нараспашку.  Так и кажется, что он сейчас запоёт свою любимую "Дубинушку" и ухнет! Пирует русская зима...  Хотя есть некая театральность в позе певца, чувствуется ироничная нотка, улыбка художника над желанием Шаляпина показать "богатство", щегольнуть богатой одеждой, дорогим кольцом на отогнутом мизинце, модной тростью и замшевыми туфлями не по погоде, явно не для русской зимы. Но, ведь это Шаляпин! Великий голос России! Валенки здесь неуместны будут, хотя нет ничего лучше и теплей их русской снежной зимой с сугробами и метелями. Но это они оба всё прекрасно понимали. Он создал прекрасный портрет любимого певца, с акцентом на артистизм и яркие цвета. Шаляпин в центре полотна, в центре
 
  народного праздника, и сам настоящий праздник для своих соотечественников! Борис Михайлович разрабатывает свой портрет- картину, на реалистической основе создает мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Пока писал Кустодиев картину, они пели с Феденькой - распевали песни о Волге – матушке реке, которую оба бесконечно любили. Кустодиев уже был прикован болезнью к креслу, в котором работал над портретом Шаляпина.
    Но Кустодиев никогда не жаловался на болезнь, как вспоминала дочь и все друзья. Откуда он брал силы и мужество, чтобы так сопротивляться болезни,- это удивляло и было тайной для всех. И казалось, что чем сильнее прогрессировала болезнь, тем ярче становились краски на его полотнах, тем веселее и жизнерадостнее становились сюжеты картин, полные жизни, праздников, радости и света, тем теплее и радостнее он старался общаться с друзьями и показывать им свою любовь. Его жизнь была похожа на подвиг.
  «Я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…» - говорил Фёдор Иванович Шаляпин. Кустодиев похвалил шубу Шаляпина, в которой он пришёл в гости к художнику. и предложил написать его именно в ней. Мех бобра - самый тёплый, ноский и красивый, да и дорогой! Всегда русские дворяне и купцы очень любили бобровые шубы, шапки, накидки. Вся знать, богема и царствующие особы носили их – и тепло, и красиво, и дорого. - Хороша шуба, козырная красавица! - А, давай заодно прославим русского бобра!
 - А шуба откуда? - спросил Кустодиев.
 -  Шуба хороша, но, возможно крадена, - отвечал Шаляпин. Шубу эту ему выдали в Петроградском Совете, как оплату за концерт. Тогда платили мукой, вязанками дров или шубами. - Как же она оказалась у представителей власти? -  Да, просто! Была «национализирована» большевиками у кого - то из неугодных богачей - толстосумов. Фёдора Ивановича привели на склад с буржуйскими шубами и разрешили ему выбрать что -нибудь на свой вкус подходящее, а вкус у него оказался хорошим... Он и выбрал эту, так как его предыдущую шубку поклонницы по кусочкам разодрали и растащили на память. Что тут сказать? –Любовь! Женщины его любили и обожали. Так бобёр был увековечен в русском искусстве навеки Кустодиевым. Шаляпину картина очень понравилась, и он не расставался с ней, особо высоко ценил её «русский дух» и всегда восхищался всем русским. В 1922г.увёз её с собой в Париж, куда выехал под предлогом гастролей и лечения, оказалось, что навсегда.
(продолжение следует)