О новом имени Христа. вышний слог

Вар Одис
"Пришёл Он, ищет веру ныне,
Вновь совершая чудеса!
Кто смог узнать Его дела,
А не врасплох застигнут ими?

- Блажен! Поющий, как бы песнь,
Свидетельство из Книги Жизни
О новом имени Христа!"


Сказав, как думаю, более чем достаточно о наступивших временах (http://stihi.ru/2023/12/08/3921) и, узнав время, в которое живём, «чтобы нам не уловиться в пагубную сеть» (Екк.9,12) и не пропустить пришествия Христова, которое идёт сейчас «неприметным образом» (Лук.17,20), «как тать ночью» (1Фес.5:2; 2Пет.3:10) между вторым и третьим тысячелетием по Рождеству Христову, как и увещевает Он, говоря : «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15), но последовать за ним, «куда бы Он не пошёл» (Отк.14,4);
Будем тверды в открытом Им ныне нам и заповеданном перенести с достоинством «предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12,1-2), «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.» (1Пет.2,21)
Поскольку известно, что «соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?» (Екк.8,5-7)

Теперь же, перейдя к теме о новом имени Христа, как Он сказал: «и имя Моё новое» (Отк.3,12);
И, прежде чем начнём рассматривать, извлекая из Писания, свидетельство о сем имени, «которое никто не знает» (Отк.2,17), и воспеть в прославлении, «как бы новую песнь» (Отк.14,4), - «стройно, с восклицанием» (Пс.32,3), - необходимо, чтобы сообразить, вспомнить то свидетельство, «каково было в своё время» у посланных Его; (1Тим.2,6)
Который, совершив всё, что надлежало совершить, явился им, «и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании»;
И: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему.» (Лук.24,27,45-48)
И послал их с этим свидетельством о Себе, «которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём» в святых Писаниях, (1Иоан.5,9; Рим.1,2) в мир, «как овец среди волков» (Мат.10,16), - «проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.»
И то, что: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.» (Деян.10,42-43)

Итак, Он открыл им, что имя Его, в котором Он открылся Сыном Божиим, прежде было наречено Моисеем на Осии, сыне Навина, как написано: «и назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом» (Числ.13,17).
Который «силён был в бранях» и: «был преемником Моисея в пророчествах». (Сир.46,1)
«Итак, - говорит один из первых христиан иудеям, - кто ввел отцов ваших в землю? Вникните наконец, что это был муж, названный именем Иисус, а прежде именовавшийся Осией. Если вы обратите на это внимание, то поймете, что имя того, который говорил Моисею: «имя Моё в Нем» (Исх.23,21), было Иисус» (Иуст.Разговор.75 гл.)
А почему из двенадцати «главных» каждого колена (Числ.13,3-17) Моисей переименовал именно Осию, давайте рассмотрим.
И, прежде всего обратим наш духовны взор на то, что Осия происходит «из колена Ефремова» (Числ.13,9).

Чем же знаменателен Ефрем, именем которого именуется данное колено?
Замечайте, что говорит Моисей в повествовании о благословении Иаковым сыновей Иосифа, которого любил «более всех сыновей своих» (Быт.37,3), - Манассии и Ефрема:
«И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.» (Быт.48,13-14)
Поскольку, взирая не на видимое тогда, что «Манассия был первенец», но на невидимое ещё - что от семени Ефрема «произойдёт многочисленный народ» (Быт.46,19), и, «которое есть Христос», как учит мыслить нас великий Павел, Апостол Иисуса Христа, на примере обетования, данного Аврааму, говоря:
«Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.» (Гал.3,16)
Итак, Иаков, он же и Израиль, так как он «боролся с Богом» (Быт.32,28), -
Благословил имя Христово в лице Ефрема, хотя Осия «был ещё, - как говорится, - во чреслах отца», - подобно тому, как «сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину». (Евр.7,9)

Таким образом, очевидно, что именно по причине происхождения и предвидению Божию, Моисей приблизил Осию и переименовал его.

Всё это я напомнил, как бы оросив память Словом Божием, для того, чтобы, сообразив и сопоставив с тем, о чём пойдёт речь далее, «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор.2,13), смогли удостоверится в правильности утверждаемого;
И, «что мы, - как говорится, - поверили не пустым басням и не бездоказательным словам, но учению, которое исполнено Святого Духа и изобилует силою и благодатью»; (Иуст.Разговор.8гл.)
А именно: «благодатью разуметь Его Писания». (Иуст.Разговор.58гл.)
Так, чтобы можно было сказать неверующим словами пророка Исаии: «если вы не верите, то потому что вы не удостоверены» (Ис.7,9)

Поскольку «учение, сопровождаемое доказательствами, настолько убедительно, что душа того, кто в силах следить за ходом аргументации, не может не согласиться с конечными выводами». (Клим.Алексан.1Стром.33,2)
Этой благодатью и истиной, которые, как известно, «произошли через Иисуса Христа» (Иоан.1,17), мы убеждаем всех сделаться причастниками Его Промысла в благовествовании со всеми святыми, «которых имена в книге жизни» (Фил.4,3);
И делая всё искренне и без завистно, чтобы не подвергнуться за это осуждению на том суде, о котором нами выше сказано,
Который имеет произвести Творец всего, Бог, через Господа нашего Иисуса Христа.

Теперь же, открыв Писание, давайте узнаем имя «предопределённого Им Мужа» (Деян.17,31), Который стал для нас «последующим камнем» (1Кор.10,4) на котором «написано новое имя, которого никто не знает» (Отк.2,17), - согласно Писанию.
И, как тогда, так и теперь – Он для нас, «верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.» (1Пет.2,7-8)
Он отделён от них «не руками», как показано было пророку (Дан.2,45), то есть «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мёртвых» (Гал.1,1), и, как пророчествовал пророк Исаия: «И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.» (Исаия 62:2)
И ещё: «И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.» (Исаия 65:15,16)

Итак, нам известно стало из Писания, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор.15,3), и что «ему назначили гроб со злодеями» (Ис.53,3), но «Он погребён был», - как написано, - «у богатого, потому что не сделал греха, и не было лести в устах Его» (1Кор.15,4; Ис.53,3; Мат.27,57)
И, воскреснув в третий день, по Писанию (Лук.9,22; Мат.17,22), явился во удостоверение «не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога» (Деян.10,41).

Замечайте, что «после всех», Он явился ни к кому иному, но Савлу, иудиянину, по Писанию (1Кор.15,8; Деян.9,3;26,13;22,6), который не был из учеников Его, но «гнал Церковь Божию», «дыша убийством на учеников Господа» (1Кор.15,9; Деян.9,1;22,4).
А то, что Господь явился к нему не случайно, видно также и из того, что Он сказал ему: «трудно тебе идти против рожна» (Деян.9,5;26,14).
Далее же, Савл, приняв крещение и прозрев, переименован был в Павла, что значит «меньший», не по делам, ибо «прежде был хулитель и гонитель и обидчик» (1Тим.1,13), но сообразно Осии, он был приближен и наименован по причине происхождения, «чтобы исполнить слово Божие» (Кол.1,25), «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова» (Фил.3,5; Рим.11,1).
И сему надлежало было быть, по Писанию: «Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.» (Евр.7,13)
Как написано в Книге Судей: «На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы. И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти. И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля». (Суд.21,4-6)

Кроме того, известно, что первый раз «Господь наш воссиял из колена Иудиина», (поскольку «Иуда был сильнейший из братьев своих, и Вождь от него» 1Пар.5,2), но «о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евр.7,14), или, другим словом – первенства, которое, как сказано: «перенесено на Иосифа», а далее перешло Ефрему, младшему сыну его. О чём излишне говорить теперь подробно.

«И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии» (Деян.3,24), как говорит Писание: «многократно и многообразно» (Евр.1,1), например:
«И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе. И побежали, и взяли его оттуда, и он стал среди народа и был от плеч своих выше всего народа. И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь! И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того. (1Цар.10,20-27)

Или, как говорится о чаше Христовой, прообразно: «И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?] Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.» (Быт.44:1-2,4,12)
Вспомним же, как Господь наш, «отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.» (Мф.26:42)

Итак, думаю достаточно показано о том, что Господь наш «после всех», явился ни к кому иному, но к Савлу, «из рода Израилева, колена Вениаминова» (Фил.3,5; Рим.11,1) и который был переименован в Павла, что значит «меньший», чтобы исполнить слово Божие:
«И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт.1,16).
В предзнаменование того, что, явившись в сем имени, «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим.2,16;2,16).
«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну», - говорит Писание, - «потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоан.5,22,27);
«Который родился от жены, подчинился закону» (Гал.4,4), «был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53,3), - «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2,7-8)» - как было сказано выше, - был подвергнут самому крайнему проклятию, которое полагается в законе Божием – распят на кресте, «ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве»(Втор.21,23).
Что удивляло иудеев и поражало их (Иуст.Разговор.32гл.), и склоняло думать о Нём, как о соблазнителе. (1Кор.1,23)
Но, прожив нашу, человеческую жизнь, и всё претерпев, Он, по праву ведающего, говорит через пророка: «кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне» (Ис.50,8).
Как и в другом месте написано: «И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем - человек праведный, непорочный.» (Иов.12,3-4; Фил.3,6)
А потому, ныне, нет ни одного среди смертных, кто мог бы сказать Ему:
- «Ты не человек, как я, чтоб я мог отвечать Тебе и идти вместе с Тобой на суд!» (Иов 9:32)
Поскольку, и как говорит один из наших, что Он «стал истинным человеком непостижимым для человека образом. И совершал действия божественные не как Бог и человеческие не как человек, но как вочеловечившийся Бог действовал, пребывая с нами, неким новым богомужным действием (энергией)» (Дион.Ареопаг.К Гаю.4,8-9), - «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.» (1Пет.2,21)