Обзор осеннего лонга от Елены Копытовой

Литературный Фестиваль Рунета
Прежде чем обнародовать свой шорт-лист, хочу сказать несколько слов о критериях, которые важны при отборе стихов лично для меня. Тот факт, что стихотворение должно быть технически грамотным, даже не упоминаю, т.к. для конкурса такого уровня владение словом – изначальная презумпция.
Во-первых, для меня крайне важно, чтобы стихотворение было цельным, имело некий стержень, вокруг которого выстраивается его композиция; в противном случае, при прочтении текст просто разваливается.
Во-вторых, мне импонируют стихи, которым присущ яркий и чёткий образный ряд, тексты, обладающие так называемой «кинематографичностью». Этот критерий, пожалуй, наиболее субъективный из названных, т.к. хорошие стихи не всегда обладают эффектным образным рядом, при этом у них могут быть другие безусловные достоинства, например - афористичность.
В-третьих, очень хочется, чтобы в произведении присутствовала некая «изюминка» – та самая самобытность, которая создается индивидуальным авторским почерком. 

Шорт-лист:

02 Дмитрий Мальянц Мышь http://stihi.ru/2022/08/27/901

Молочный путь как сахарная пудра,
Хрустальной линзой выгнут лунный серп,
Лисица, приходящая под утро
Меняет мышь на бородинский хлеб.

Листом ложится рыжим у порога,
Ты дашь и хлеб, и сахар для лисят,
Наверное пора поверить в Бога,
Когда давно уже за пятьдесят,

Но чтобы не принять Его ответы
Всегда найдётся тысяча причин.
Так хочется не лечь травой под ветром
И не погаснуть угольком в печи.

Вот и живёшь, стареешь, просто дышишь,
Латаешь крышу, ждёшь благую весть
И думаешь, что делать с этой мышью,
Отдать обратно или всё же съесть?

*
Отличная философская лирика. Глубоко и проникновенно. Образно, но без пафоса:
«Так хочется не лечь травой под ветром
И не погаснуть угольком в печи.»

========================
08 Янина Маркова Морское http://stihi.ru/2021/01/24/2538

Задержалась тоска в фаворе,
подарила спине сутулость.
Тридцать лет не была на море,
но вернулась к нему. Вернулась,

ускользнув от своих депрессий,
что едва не загнали в угол.
Вместо мрачных картин и песен
акварельная лёгкость юга.

Солнце катится к морю ближе,
возвращается день вчерашний.
Я себя шестилетней вижу –
загорелой и бесшабашной,

той, что плещется и хохочет.
За буйками и вне пределов,
как мозаику, по кусочкам
я себя собираю целой.

Исцеляюсь в стихии водной.
Всё искрится, куда ни брызни!
Это счастье – побыть свободной
от гнетущего страха жизни.

Голос моря протяжно-звонкий
вдохновил на побег из комнат.
Я бросала в волну ребёнком
две монетки.

И море помнит.

*
Я тоже, читая это стихотворение, вижу себя шестилетний. И вспоминаю Чёрное море, и вокруг «Всё искрится, куда ни брызни!»
Спасибо, автор, за этот ненавязчивый, но чудесный образный ряд.

========================

09 Михаил Эндин Сад http://stihi.ru/2023/07/08/3261

 … надо возделывать свой сад.
           Вольтер, «Кандид»

«Возделывай сад», — повторяет Вольтер.
А я не садовник, не Чехов.
За окнами — город; такой интерьер
не гож для садовых успехов.

За окнами — город и даже зима,
и снежный от края до края
Таврический сад, где когда-то с ума
сходил я, тебя ожидая.

А около сада покоится дом,
согретый и созданный нами...
Что толку возделывать, если потом
придут удальцы с топорами?

Вишневого сада печальный пример,
как плач по эдемскому раю.
«Возделывай сад»,  — повторяет Вольтер,
но — «Снился мне сад...» повторяю.

*
Михаил Эндин один из тех авторов, стихи которых я давно читаю и люблю. И всякий раз я удивляюсь способности Михаила так органично и ненатужно  создавать «кинематографичные», погружающие в себя тексты и умещать в сжатый объём стихотворения длинные жизненные истории и глобальные философские мысли.

========================

21 Татьяна Лернер болгарское http://stihi.ru/2017/08/10/8261

В Кюстандиле мягкая вода,
волосы промою без шампуня,
распущу. Тогда придёт беда,
зародившись где-то накануне
летнего болгарского дождя.
Прогрохочет, прополощет скверы.

И пришлёт, немного погодя,
то, чему ни меры нет, ни веры
у моих пятидесяти лет:
капельку Брэд Питт, слегка Адонис,
нежный мальчик, робкий первоцвет,
не смотри в глаза мои – утонешь.

Юноша напрасный и смешной,
в каждом жесте – глупая бравада.
Тёплый ливень гонится за мной,
а тебе не надо, ох,  не надо
на  десятый воспарять этаж
и стучать в гостиничные двери.

Я открою.
Вин моих купаж
сложен и замешан на потере,
на стихах, где каждый знак – пробел.
В сердце, прежнем сладком медоносе,
места нет для слова, что на «эл».
Как его болгары произносят?
 
Что ты шепчешь? И зачем кольцо
жадных рук  на плечи мне ложится?
Осыпаясь девственной пыльцой,
стелятся в ночи поля из ситца,
шепот заглушается  рекой,
улицы поют, кренятся горы.

Оттого что ты такой… такой…,
именем твоим назвали город?
И, как город, ты теперь – один.
А ведь я тебе «не зная броду»
говорила.  Свет мой, Константин.
Выношу тебя – и дам свободу.

*
И с творчеством Татьяны Лернер я знакома очень давно.
И всякий раз восхищаюсь мастерством автора. И просто наслаждаюсь стихами:
«Вин моих купаж
сложен и замешан на потере,»
или
«Выношу тебя – и дам свободу.» -
На мой вкус, просто высший пилотаж.

========================

24 Лена Ступак что говорил Одиссей http://stihi.ru/2023/09/10/7462

Говорит  Одиссей:
 - Я устал и сошёл с ума,
приведите мне сына, отдайте жену и город.
Непосильная ноша заношенная сума,
Ойкумена не та, вместо пашен пятак агоры.

В лабиринтах плутал, возвращаясь в исходный пункт,
расстояния мерил восходами из-за моря.
Поднимался и падал, окутанный сетью пут,
из себя выходил, погружаясь в холодный морок.

Путеводную нить Ариадна дала не мне,
корабли растерял, поглотила друзей пучина.
С той поры я ослеп, обессилел, я глух и нем,
все, кто знали меня молодым, те давно почили.

Ни кола, ни двора, ни угла — только неба свод,
да сырая земля и по правую руку солнце.
Через пропасти лет по течению бурных вод
я вернулся назад, к пересохшему дну колодца.

Отведите  меня где густая трава и дом,
где друзья за столом, молодая жена с ребёнком,
где с зари до зари добываешь своим трудом
непорочное счастье... и время летит вдогонку...

*
Об Одиссее пето-перепето настолько много всего, что уже сам факт написания стихотворения на эту тему вызывает уважение. С одной небольшой оговоркой – автор сделал это безусловно хорошо.
========================

25 Вера Дорди Знаки http://stihi.ru/2023/09/14/5833

Пока в саду почти феличита
на склоне лета северного куцего,
давай не будем новости читать,
читать и плакать, плакать и закусывать.

Мы думали, настало время жить,
прекрасные рассматривая мелочи,
что, наконец, дошли до той межи,
где горевать нам будет больше не о чем.

Но этот сон так долог и глубок
в своей непоправимости осознанный,
где катится и катится клубок
большой беды. И зарево за соснами

всё ближе. Там о помощи кричат
такими голосами безутешными.
И только безупречный этот сад
баюкает неясными надеждами

на то, что будет светлое потом
без новостей сквозных и проникающих.
И знаки происходят чередом –
то лепесток, летящий через дом,
то самолётик, в синем небе тающий.

*
Высококлассное, проникновенное, но нестерпимо-горькое стихотворение.
«Но этот сон так долог и глубок
в своей непоправимости осознанный»...

========================

28 Катя Су на горе http://stihi.ru/2023/09/09/6705

зреют яблоки. воздух течёт, как мёд.
над обрывом раскинуты сети дня.
снизу слышно, как падает наземь плод,
перезвоном на яблочный спас маня.
 
там, на склоне, проросший меж двух церквей,
распахнулся сад, и легка, как сон,
собирает анис с золотых ветвей
незнакомая женщина в голубом.
 
выплывает из тени листьев - свежа, юна,
вслед за солнцем скользит по руке браслет.
здесь, внизу, возле ног шелестит волна,
отражая рассыпанный с неба свет.
 
вот я, Боже, стою посреди воды,
и не знаю, в какой стороне земля.
эта женщина с яблоком с высоты
приближает лицо, волшебство суля.
 
предлагает, лукаво смеясь: кусай,
неизвестно, в какой половине яд.
я смотрю, как темнеют её глаза.
не пускай меня, Господи, в этот сад.

*
Есть в этом произведении нечто медитативное. Своеобразное волшебство суггестивной поэзии.

========================

32 Валерий Поланд Между третьей и второй http://stihi.ru/2020/06/08/1402

Зима. Двадцатый год. А где же снег?
Быть может, виноват двадцатый век,
где было всё, но не было «Фейсбука»?

Сейчас, без снега сколько ни кружись,
твоя давно загугленная жизнь
в реальности — продвинутая скука.

Кругом бардак, а бабы — знаешь сам;
и не спасут ни Церковь, ни «Сапсан»:
один исход, где ни пера ни пуха.

О прошлом вспоминай-ни вспоминай —
теперь в эскорте служит Гюльчатай
и смог увидеть личико Петруха.

Сегодня, между третьей и второй,
увы, всё реже дружим с головой
и друг про друга сочиняем байки.

На горизонте вражеский редут:
кому заплатят, а кого убьют,
а ты и тем и тем поставишь лайки.

И жизнь тебе расскажет обо всём:
здесь кто не прописался, тот спасён, —
такая вот великая наука;

а если вдруг случится благодать,
то можно никого не убивать...
И даже отписаться от «Фейсбука».

*
Объективно автор прекрасно владеет словом, текст читается на одном дыхании. А субъективно хочу добавить, что это стихотворение очень близко мне в мировоззренческом плане.

========================

34 Александр Спарбер За облаками - зарево http://stihi.ru/2022/05/22/3379

За облаками – зарево.
А мы на кухне, где
картошка с луком жарится
в большой сковороде.

Разложим по тарелочкам,
укропчиком взбодрим,
чтоб с аппетитом елось нам
под небом голубым.

Потом махнем стаканами,
налитыми на треть,
и станем строить планы мы
на жизнь, а не на смерть.

За облаками – зарево.
Знать, Бог сидит на них,
помешивая варево
из мёртвых и живых.

*
Автор умеет простыми словами говорить о самом главном. Лаконично и невероятно точно. «В десятку», как говорится. Поэтому имя Александр Спарбер для меня –своего рода «знак качества».

41 Людмила Гончарова Под гром вычеркиваю дрим http://stihi.ru/2023/10/04/2010

Под гром вычеркиваю dream.
Уносит ром, темнеет Рим.
Как и писали – город вечен,
И Колизей неколебим.

– Хочу еще! Вошла во вкус!
В вишлист вписала булки хруст,
Джоконду и у башни вечер!
А сбудется?
– Конечно!
– Пусть!

С тобою быть – особый шик.
Из потаенных мест души
Я достаю мечты и планы.
– Вот есть еще!
– Ну расскажи.

Как быстротечная вода,
Про страны и про города
Слова несутся. Ты все – ладно.
И ты не врешь. Ты – никогда.

От фонарей дома рябы.
В ночную лавку надо бы.
Маршрут построен. До отеля
Каких-то пять минут ходьбы.

Река блестит, как органза.
Брусчатка мокрая из-за
Дождя прошедшего. Неделя –
То зной палящий, то гроза.

Одни тут будто. Город стих.
Трамвай последний по пути.
– Таких свиданий надо больше.
Копить начну, пожалуй, их.

В фонтан летит потертый цент.
Восторг внутри от этих сцен.
На память фото – мост и площадь,
И я… с улыбкой на лице.

*
Необычно сконструированные строки, интересный образный ряд. Есть у этого стихотворения некая индивидуальность, как у харизматичного человека, который ни на кого не похож. Да и чисто в субъективном плане могу сказать, что этот текст вызвал у меня личные ассоциации, разбудил воспоминания…
Хорошие воспоминания, за что автору – спасибо.

========================

54 Жиль Де Брюн Птицы http://stihi.ru/2021/12/03/4337
Птица птицу не знает, не любит и не жалеет,
но глаз-то, поди, не выклюет, уже и на том мерси.
Птицу травят по-разному, анафемой и елеем.
Птица боится сделаться серых ворон белее.
А небо синее-синее угрюмой земле дерзит.

Птица птице толкует: на доктора не надейся,
клюй по своей возможности лимоны и имбири.
Верь только в то, что велено, а слухи дели на десять.
Хватит уже быть птицей, ты человек, оденься.
Вот те твоя тельняшечка, а крылья-то убери.

Птица смекает: нет уж, потом не взлетишь одетой,
в шапке да в тёплых варежках на небо не убежишь.
Вроде и вольно дышится, да в сердце заноза где-то.
Кто тут теперь Одиллия, и где там теперь Одетта?
А птица птице советует: покайся и не греши.

Птица кивает птице, машет крылом прощально,
Срывается с мёрзлой ветки, уходит в небесный свет.
Та, что осталась – медлит, и ветер ветку качает.
Птицы слишком свободны, и людям страшно вначале
растить в себе птиц для неба, которому края нет.

*
Одно из тех стихотворений, к которым хочется возвращаться много раз. Про подобное говорят: «Зацепило».  И не удивительно – есть тут невидимые «крючки», например:
«Вот те твоя тельняшечка, а крылья-то убери.»
«Вроде и вольно дышится, да в сердце заноза где-то.»
«Птицы слишком свободны, и людям страшно вначале
растить в себе птиц для неба, которому края нет.»

========================

59 Наталья Малинина Избранное Стаффаж http://stihi.ru/2023/10/31/8001

А на холсты опадает время – «опять зима»,
Чувство утраты и целый сугроб тоски.
– Это ведь не картина, Творче, как мне тебя понимать?
– Это эскиз, конечно, это пока эскиз.
– Творче, беда стучится в рамы живых картин!
Что за стаффаж на белом: сепия... чёрен вой?...
– Это загнали волчицу. Волк остался один.
– Что ему делать, Творче, с этой твоей зимой?
– Это этюд с натуры, плачь ты или не плачь:
Это позирует буро-белым зима утрат…
– Переиначь картину, Творче, переиначь:
Переиначь, и время верни назад!
Перемешай все оттенки цвета – «опять люблю!»:
...Волк с молодой волчицей в море июльских трав;
...Запах совместной ночи от полотняных блуз;
...Губы, от поцелуев треснувшие с утра.

*
Поэзию Натальи Малининой знаю и люблю давно. И не только поэзию этого автора, но и прозаические миниатюры, и фотоработы Натальи. И, помимо высокого профессионализма и искренности автора, которые несомненны, хочу сказать ещё об одной особенности творчества Натальи. Она буквально вдыхает свою душу во всё, что создаёт, иначе она просто не может. Поэтому и получается так подлинно.

========================

64 Сергей Кривонос Опять сегодня небо всем прохожим… http://stihi.ru/2010/07/03/3730 - квота Натальи Возжаевой

Опять сегодня небо всем прохожим
Взглянуло доверительно в глаза.
И показалось — что-то Бог сказал…
Но нелегко осилить слово Божье.

Послышались стихи. А в них тревога,
Печаль и радость, осень и весна.
Что на земле, что наверху у Бога
Поэзия, наверное, одна.

Мне вспомнились шаги через запреты,
В стихи перераставшие грехи,
Стихи всегда значительней поэта,
Когда они действительно стихи.

Я думал о тебе. О днях беспечных,
Возвышенных судьбою и тобой.
Любовь всегда сильней сомнений вечных,
Когда она действительно любовь.

Еще не раз встречаться, расставаться,
Быть злым и добрым, трезвым и хмельным,
Но все-таки дано объединяться
Стихам небесным и стихам земным.

И, где бы ни был, не скитался где бы,
О чем я не мечтал бы, позарез
Мне нужен взгляд распахнутого неба.
Как во Христа поверившему — крест.

*
И ещё одна работа, где очень простыми словами сказано об очень важном. Точно и лаконично –
«Стихи всегда значительней поэта,
Когда они действительно стихи.»
или
«Любовь всегда сильней сомнений вечных,
Когда она действительно любовь.»

========================

67 Александр Крупинин "небо так прозрачно" http://stihi.ru/2023/08/28/5303

небо так прозрачно помню цвет его голубой
ангелы и птицы распевают вместе с Тобой

на Земле тоскливо пахнет плесенью и золой
прыгает у Залива кто-то слепой и злой

истинная любовь как всегда изгоняет страх
золотые голуби купаются в солнечных ветрах

разговоры под сенью церкви Сент-Этьен-дю-Мон
розовый лосось желтоватый биск и лимон

белая антилопа бьёт копытом гюрзу
тёмным платком накрыло кто остался внизу

вспомнят злых котов на Невском, курицу на Дону
пару седых антикваров вечную весну

как играют в нарды режут колбасу на гробах
как уходят ночью Вершинин и Тузенбах

как они крадутся в осыпающихся лесах
сзади любовь крадётся отгоняет страх

скачет Анри Четвёртый самый добрый король
праздные горожане шампанское апероль

тьма черна как печень вороного коня
в эту тьму зачем Ты изгоняешь меня

*
Что тут сказать? Люблю удивительные миры Александра Крупинина. Вместе  с их оживающими персонажами, с плутающими тропинками явных и тайных смыслов. И о чём бы не писал автор, всегда получается фирменно – «по-крупинински».

========================

70 Света Хохломская Озноб http://stihi.ru/2023/06/06/7584

Как чудненько и мило в граде тихом,
озомбились и кот, и бегемот…
Все вывихи мои зеркальны ввихам.
Слепец! вновь ищешь брод, находишь рот.

Вновь половодье. Смоет все основы
от Азъ, до основанья, а затем
кого-то, бог даст, выбросит из комы,
кто был никем, останется никем.
Ему в "никем" привычно и песцово,
тик капельницы словно душ Шарко.
А тот, что в коме вспоминает слово,
орет в бессилье... Только вот никто
его не слышит и понять не в силах:
медсестры спят, медбратья в соцсети.
И никого – ни ворогов, ни милых.

Лети, душа, голубкою лети.

Озоново и ветрено на воле.
Синонимичны всуе топь и тупь.
А так мечталось жаворОнком... в поле...
................................
Болото вширь,
болото ввысь,
болото вглубь.

*
Мощное стихотворение. Мимо такого не пройдёшь. Именно такие ощущения, как описывает автор, сейчас возникают у многих людей, причём люди эти порой могут быть разных взглядов, разного мировоззрения…
А объединяет их это разрастающееся чувство:
«Болото вширь,
болото ввысь,
болото вглубь.» –
в «десятку». Горько, но достоверно.
Спасибо всем авторам стихотворений лонг-листа и организаторам этой поэтической площадки за удовольствие, полученное от прочтения хороших стихов!

========================

О нашем эксперте:

ЕЛЕНА КОПЫТОВА
Родилась и живёт в Риге. Имеет юридическое образование. Работала преподавателем в вузе. Растит сына.
Автор ряда печатных («Крещатик», «Рижский альманах», «Письмена», «Этажи», «Глаголъ», "Слова и смыслы", «Метаморфозы», «Витражи» и др.) и сетевых («45 Параллель», «Эрфольг», «Русский переплёт», «Тропы» и др.) публикаций стихотворений. Автор нескольких поэтических сборников. Лауреат и призёр различных международных литературных конкурсов. Обладатель премии и звания «Серебряное перо Руси» в номинации «Поэзия» (2016 г.). Лауреат национальной литературной премии «Поэт года» (Основная номинация, 2-ая премия. 2019 г.). Член Балтийской гильдии поэтов.