Посвящается светлому человеку,
Замечательному поэту,
Золотцеву Станиславу Александровичу,
безвременно ушедшему.
Пусть жизнь твоя – как самовар, надраенный до блеска,
пускай ты голый как сокол и чёрствой корке рад,
но – скажет женщина тебе: «Задёрни занавеску!..»,
и - всё. И никаких побед. И никаких утрат.
Сама природа шлёт тебе звучащую повестку
и в роковую глубь земли, и вглубь святых небес…
И если слышишь ты слова – «Задёрни занавеску!..» -
то это значит лишь одно: и тут неси свой крест.
Золотцев Станислав Александрович
И товарищ, и учитель.
Брат. Собрат мой по перу,
Знаешь,… я зимою инчи*
ел в неведомом Перу.
Так случилось. Пил текилу
через трубочку, со льдом…
Всполох… будто утки клином….
Здравствуй, Олоховский дом.
Дольный мир для летописца
дружбы, рыцарства, любви….
Наставлял за кружкой сбитня:
– Станислав – я. Так зови.
Блеск столиц и гул… забыл уж.
В Плесков, в поле за селом
выплеснул восторгов глыбу
«и пронзительно, светло
Пробуждаю нежность к милой
женщине и стороне.
Слышал, нет? Теплеет климат.
Все претензии ко мне»*.
На обложку Красной книги*
черканул: «В святые дни,
Пока жив я и не сгинул,
обязательно звони»*.
– Соберёшься пыльный Питер
от себя освободить –
Набери меня и, типа:
«баньку еду протопить».
Всё. На Рижском, за Великой
буду ждать! Журчи ПсковА….
Обзавидуется Киев,
Дели, справная Москва**,
Как домчимся до купели,
окунусь, перекрестясь.
Як ты кажешь будзе? Лепей?***
– Возрождайся, дзядзька Стас.
И – в Изборск, без остановки.
Крепость посетим и храм.
Там ключом Словенским в вёсны
выльем песенный «Агдам».
У «Кривой версты» – «Медовый»,
гаем скрытый хуторок,
где хозяин для свободы
точит пчёльный говорок ****.
Нас увидит – к пуне вилы
прислонит: известно, мол,
барды в отпуске ленивы.
Целят метко. Жаль, что… в стол.
«Попредметнее пишите:
не про чувств тончайший шёлк –
про меня! А я – всё выше:
Глазов Геня в раж вошёл»*.
Вот и прибыли в деревню:
– Здрасьте вам. Какой сюрприз!
– Таня, ты ли что ли?
– Верно.
Ждёт вас «сетувский»**** каприз:
Завтра нужно у музея
гряды обкосить и двор.
А потом мы будем «змея»
смаковать под помидор.
– Сделаем! –
и кофе – в турку…
пюхасарят. Царство льна.
Скидывай адзенне хутка***:
печь давно раскалена.
– На термометре сто двадцать.
Веки смежишь – звон и синь.
– Лучше, чем в трамвае давка.
Не зуди. Ещё подкинь.
Пар взжужжит с камней, что шершень,
в пересушенность полка.
Веником труси неспешно,
жар сгребая с потолка,
и роняй его на тело,
можжевелиной разгладь
кожу. Дух крепи нетленный,
выправку, былую стать
закаляй, как в кузне, сталь.
«Отдышусь, погодь, продолжим.
Что же? И не жить теперь?!
Ковш возьми – поддай, Серёжа.
Да с кваском – в него поверь»* …
В баньку, разве что под утро
к нам кто глянет, плотью хил.
Я ж распарено и трубно
декламирую стихи.
Докурил, взглянул, подумал.
Чай хлебнул и ну журить:
– Вытряхнул… метафор груду,
а душа то вось…, балiць.
Слог шалит, но смел, и точен –
«повод, чтоб поговорить»*.
И герой твой – славный лётчик*****.
И тебе – парить. Творить!
Мне? Творить?.. увлёк и тронул
сердцем…. Сам в расцвете сил…
Занавеску вдруг… задёрнул…
кто его Там попросил?..
Даль – в пороше. Потускнело.
Осень в сенцы забрела.
Прошуршала текст Шопена
преждевременно ветла.
Сон – звоню:
– В деревню мчимся,
брат по крови и перу?
– В баню? Нет. Я нынче
инчи
ем…
в заоблачном Перу…
* - сача инчи – экзотический фрукт перуанских джунглей. Сборник стихов, подписанный мне Золотцевым, называется «Летописец любви» и выполнен в красном переплёте. Далее по тексту в кавычки взяты авторские выражения реальных героев произведения. Все упомянутые в стихотворении объекты – по ныне функционирующие явления псковщины. РЕКОМЕНДУЮ ПРОСМОТРЕТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИХ ФОТО В ИНТЕРНЕТЕ.
** - Рижский пр. – одна из основных магистралей города Пскова (Плескова), который стоит на реке Великая, ПсковА – её приток. Станислав Александрович два года работал переводчиком в Индии, очень долгое время в Москве на литературном поприще, последние годы жизни провёл на родной псковщине, изучая фольклор малой народности сету, историю Печёрского монастыря и Киево-Печерской Лавры, что являлось предметом наших с ним долгих бесед во время банных процедур на моей усадьбе в деревне Олохово, расположенной между частным музеем народности Сету и «Медовым хуторком».
*** - Як ты кажешь будзе? Лепей? – Как ты говоришь будет? Лучше? (бел.); дзядзька – дядя (бел.); пюхасарят (pUhaserAt) – «Богово полотенце», традиционное ремесло народности сету (эст.); Скидывай адзенне хутка – Снимай одежду быстро (бел.).
**** - «Медовый хуторок» - частный музей пчеловодства на сороковом километре рижского шоссе перед «Кривой верстой», основанный Глазовым Геннадием Васильевичем (светлая ему память). Татьяна Огарёва – основательница частного музея народности Сету в деревне Сигово (Печорский р-н).
***** - имеется ввиду написанное мной стихотворение «Бреющий полёт», посвящённое героическому лётчику Ольховскому Николаю Ивановичу, уроженцу деревни Межево Оршанского района (Беларусь).