Чистый четверг в Печёрском Олохово

Сергей Ситкевич-Адровский
Посвящается светлому человеку,
Замечательному поэту,
Золотцеву Станиславу Александровичу,
безвременно ушедшему.

                Пусть жизнь твоя – как самовар, надраенный до блеска,
                пускай ты голый как сокол и чёрствой корке рад,
                но – скажет женщина тебе: «Задёрни занавеску!..»,
                и  - всё. И никаких побед. И никаких утрат.
                     Сама природа шлёт тебе звучащую повестку
                и в роковую глубь земли, и вглубь святых небес…
                И если слышишь ты слова – «Задёрни занавеску!..» -
                то это значит лишь одно: и тут неси свой крест.
               
                Золотцев Станислав Александрович         
   
И товарищ, и учитель.
Брат. Собрат мой по перу,
Знаешь,… я зимою инчи*
ел в неведомом Перу. 

Так случилось. Пил текилу 
через трубочку, со льдом… 
Всполох… будто утки клином….   
Здравствуй, Олоховский дом.

Дольный мир для летописца               
дружбы, рыцарства, любви…. 
Наставлял за кружкой сбитня:            
– Станислав – я. Так зови.

Блеск столиц и гул… забыл уж.       
В Плесков, в поле за селом   
выплеснул восторгов глыбу 
«и  пронзительно, светло 

Пробуждаю нежность к милой 
женщине и стороне.   
Слышал, нет? Теплеет климат.
Все претензии ко мне»*.

На обложку Красной книги*   
черканул: «В святые дни, 
Пока жив я и не сгинул,
обязательно звони»*.

– Соберёшься пыльный Питер
от себя освободить –
Набери меня и, типа:
«баньку еду протопить».

Всё. На Рижском, за Великой
буду ждать! Журчи ПсковА…. 
Обзавидуется Киев,
Дели, справная Москва**, 

Как домчимся до купели,
окунусь, перекрестясь.   
Як ты кажешь будзе? Лепей?*** 
– Возрождайся, дзядзька Стас.   

И – в Изборск, без остановки.
Крепость посетим и храм. 
Там ключом Словенским в вёсны
выльем песенный «Агдам».

У «Кривой версты» – «Медовый»,
гаем скрытый хуторок,   
где хозяин для свободы
точит пчёльный говорок ****.   

Нас увидит – к пуне вилы 
прислонит: известно, мол, 
барды в отпуске ленивы.
Целят метко. Жаль, что… в стол.

«Попредметнее пишите:
не про чувств тончайший шёлк –   
про меня! А я – всё выше:
Глазов Геня в раж вошёл»*.

Вот и прибыли в деревню:
– Здрасьте вам. Какой сюрприз!
– Таня, ты ли что ли?
– Верно.
Ждёт вас «сетувский»**** каприз:

Завтра нужно у музея   
гряды обкосить и двор. 
А потом мы будем «змея» 
смаковать под помидор.

– Сделаем! –
и кофе – в турку…
пюхасарят. Царство льна.
Скидывай адзенне хутка***:
печь давно раскалена. 
 
– На термометре сто двадцать.
Веки смежишь – звон и синь.
– Лучше, чем в трамвае давка. 
Не зуди. Ещё подкинь.

Пар взжужжит с камней, что шершень,         
в пересушенность полка.
Веником труси неспешно,
жар сгребая с потолка,

и роняй его на тело, 
можжевелиной разгладь    
кожу. Дух крепи нетленный, 
выправку, былую стать
закаляй, как в кузне, сталь.
 
«Отдышусь, погодь, продолжим.
Что же? И  не жить теперь?!   
Ковш возьми – поддай, Серёжа.
Да с кваском – в него поверь»* …

В баньку, разве что под утро
к нам кто глянет, плотью хил. 
Я ж распарено и трубно
декламирую стихи. 

Докурил, взглянул, подумал.               
Чай хлебнул и ну журить:               
– Вытряхнул… метафор груду, 
а душа то вось…, балiць. 

Слог шалит, но смел, и точен – 
«повод, чтоб поговорить»*.
И герой твой – славный лётчик*****.
И тебе – парить. Творить!   

Мне? Творить?.. увлёк и тронул 
сердцем…. Сам в расцвете сил… 

Занавеску вдруг… задёрнул… 
кто его Там попросил?.. 

Даль – в пороше. Потускнело.
Осень в сенцы забрела. 
Прошуршала текст Шопена
преждевременно ветла.

Сон – звоню:
– В деревню мчимся, 
брат по крови и перу?
– В баню? Нет. Я нынче
инчи   
ем…
в заоблачном Перу…

* - сача инчи – экзотический фрукт перуанских джунглей. Сборник стихов, подписанный мне Золотцевым, называется «Летописец любви» и выполнен в красном переплёте. Далее по тексту в кавычки взяты авторские выражения реальных героев произведения. Все упомянутые в стихотворении объекты – по ныне функционирующие явления псковщины. РЕКОМЕНДУЮ ПРОСМОТРЕТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИХ ФОТО В ИНТЕРНЕТЕ. 
** - Рижский пр. – одна из основных магистралей города Пскова (Плескова), который стоит на реке Великая, ПсковА – её приток. Станислав Александрович два года работал переводчиком в Индии, очень долгое время в Москве на литературном поприще, последние годы жизни провёл на родной псковщине, изучая фольклор малой народности сету, историю Печёрского монастыря и Киево-Печерской Лавры, что являлось предметом наших с ним долгих бесед во время банных процедур на моей усадьбе в деревне Олохово, расположенной между частным музеем народности Сету и «Медовым хуторком».
*** - Як ты кажешь будзе? Лепей? – Как ты говоришь будет? Лучше? (бел.); дзядзька – дядя (бел.); пюхасарят (pUhaserAt) – «Богово полотенце», традиционное ремесло народности сету (эст.); Скидывай адзенне хутка – Снимай одежду быстро (бел.).
**** - «Медовый хуторок» - частный музей пчеловодства на сороковом километре рижского шоссе перед «Кривой верстой», основанный Глазовым Геннадием Васильевичем (светлая ему память). Татьяна Огарёва – основательница частного музея народности Сету в деревне Сигово (Печорский р-н).
***** - имеется ввиду написанное мной стихотворение «Бреющий полёт», посвящённое героическому лётчику Ольховскому Николаю Ивановичу, уроженцу деревни Межево Оршанского района (Беларусь).