Проза- воспоминание

Михаил Кузьмич Анисимов
ПРОФЕССИЯ- ВОЕННЫЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ
САМОСТРЕЛ
В апреле 1976 года мне в военном госпитале провели хирургическую операцию, в связи с чем я приступил к исполнению служебных обязанностей сразу после Первомая. Прибыв на службу, я доложил военному прокурору, что операция прошла успешно и готов к следственной работе. Мы поздоровались и военный прокурор тут же сказал мне :
- Главное, что вовремя подлечили. У нас в гарнизоне чрезвычайное происшествие. В одной из воинских частей солдат совершил самострел, выезжайте с водителем на служебной машине на место происшествия.
Как оказалось, сообщение из воинской части поступило в военную прокуратуру только что и обстоятельства произошедшего надо было выяснять на месте.
В воинской части меня на КПП встретил военный дознаватель, который сообщил, что солдат из состава караула, находясь часовым на посту, выстрелил себе в бок из автомата и срочно был госпитализирован. С дежурным по части, военным дознавателем и понятыми сразу осмотрел место происшествия на охраняемой территории части, изъял обнаруженную на песке стреляную гильзу и автомат часового , приобщил к уголовному делу в качестве вещественных доказательств и немедленно выехал в военный госпиталь. Врач-хирург разрешил провести допрос солдата в палате и представив мне медицинскую выписку из истории болезни, сообщил, что ранение касательное, внутренние органы не задеты , лечение займёт несколько дней.
Проведенной судебно-медицинской экспертизой ранение отнесено к лёгкому, вызвавшему кратковременное расстройство здоровья.
Раненый солдат на вопрос, что случилось, пояснил, что накануне его беспричинно два раза ударил кулаком в лицо старослужащий солдат и назвал его фамилию. Нанося удары, обидчик сказал ему, что это он сделал «для порядка». Следов побоев от ударов на лице не осталось. Не сообщив командиру взвода, что его избил старослужащий солдат, он, заступив в караул и , находясь на посту, произвёл выстрел из автомата в бок, чтобы этот старослужащий солдат его больше не трогал. Били ли старослужащие солдаты других молодых солдат, допрашиваемый военнослужащий ответил отрицательно.
Путём допросов и очных ставок в течение нескольких дней расследование по уголовному делу о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости было закончено, виновный старослужащий солдат был арестован и осужден военным трибуналом к двум годам и шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима. Уголовное дело в отношении рядового, совершившего самострел, было прекращено за отсутствием состава преступления и он после выписки из госпиталя продолжил военную службу в части.
Командиру воинской части мною было внесено представление о причинах и условиях , способствовавших совершению этого преступления и принятии мер по улучшению дисциплины среди личного состава.