Плебеев зрелища и хлеба новый мир

Алексей Фотиадис
Я наблюдаю государство в государствах,
Уродливо Арахна сеть сплела,
Отнявши в людях время и пространства,
Манкуртов армию планеты создала.

Как в эволюции ты изощрённо, рабство,
От примитивных кандалов и рудников,
Грядет канун вселенского коллапса.
Мосты сжигая филантропии основ.

Огонь богов зря Прометей украл,
Не подготовив, прежде разум к созиданью,
Вы, Герострата возвели на пьедестал.
Свободу духа предали закланью.

Что в государстве виртуальном вашем?
С потоком селя демагогии проныр,
Мозги приматов кормит гнилой кашей -
Плебеев "зрелища и хлеба" новый клир.

Иконы в лентах  с пошлостью стоят,
На перепутьи храмов с Эроса в Антерос.
О том бросаю строчками свой взгляд.
Фатальность празднуя в религии изверясь.

Мне Эпикур сомненья в душу поселил,
Они по греческой кровИ всегда гуляют
Его сентенцию в стихах отобразил.
С тех пор они меня не покидают:

   " Предотвратить желает зла  порок,
     Не может Бог так значит не всесилен,
     А не желает - может - значит он жесток,
     Желает, может - зачем демон был посылен?
     Не может, не желает?! Он тогда не бог."


Арахна — На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться ее работой. Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Однажды воскликнула она:
- Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня; не боюсь я этого. И вот под видом седой, сгорбленной старухи, опершейся на посох, предстала перед Арахной богиня Афина и сказала ей:
- Не одно зло несет с собой, Арахна, старость: годы несут с собой опыт. Послушайся моего совета: стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание. Смиренно моли ее простить тебя за надменные слова, Молящих прощает богиня. Арахна выпустила из рук тонкую пряжу; гневом сверк- нули ее очи. Уверенная в своем искусстве, смело ответила она:
- Ты неразумна, старуха, старость лишила тебя разума. Читай такие наставления твоим невесткам и дочерям, меня же оставь в покое. Я сумею и сама дать себе совет. Что я сказала, то пусть и будет. Что же не идет Афина, отчего не хочет она состязаться со мной?
- Я здесь, Арахна! - воскликнула богиня, приняв свой настоящий образ.
Нимфы и лидийские женщины низко склонились пред любимой дочерью Зевса и славили ее. Одна лишь Арахна молчала. Подобно тому как алым светом загорается ранним утром небосклон, когда взлетает на небо на своих сверкающих крыльях розоперстая Заря-Эос, так зарделось краской гнева лицо Афины. Стоит на своем решении Арахна, по-прежнему страстно желает она состязаться с Афиной. Она не предчувствует, что грозит ей скорая гибель. Началось состязание. Великая богиня Афина выткала на своем покрывале посередине величественный афинский Акрополь, а на нем изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. Двенадцать светлых богов Олимпа, а среди них отец ее, Зевс-громовержец, сидят как судьи в этом споре. Поднял колебатель земли Посейдон свой трезубец, ударил им в скалу, и хлынул соленый источник из бесплодной скалы. А Афина в шлеме, с щитом и в эгиде потрясла своим копьем и глубоко вонзила его в землю. Из земли выросла священная олива. Боги присудили победу Афине, признав ее дар Аттике за более ценный. По углам изобразила богиня, как карают боги людей за непокорность, а вокруг выткала венок из листьев оливы. Арахна же изобразила на своем покрывале много сцен из жизни богов, в которых боги являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. Кругом же выткала Арахна венок из цветов, перевитых плющом. Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение. Страшно разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила из петли Арахну и сказала ей:
- Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и веч но ткать, и будет длиться это наказанье и в твоем потомстве.
Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело ее сжалось, густые волосы упали с головы,и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.


Манкурт - Бессознательный раб упоминается в турецких, алтайских и киргизских легендах. Голову человека, которого хотят превратить в манкурт, бреют, обматывают мокрой верблюжьей шкурой и оставляют на солнце со связанными руками. Кожа верблюда растягивается при высыхании. Растянутая кожа сжимает голову, как тиски, и вызывает невероятную боль, от которой он теряет рассудок. Такой человек бессознательно и без вопросов становится рабом.

Манкурт - бедный тип человека, который стал марионеткой своего врага, который потерял свою идентичность в результате каких-то процессов и лишил его идентичности.
В то время как произведение Айтматова «День случается, Асра Бедель» было переведено на многие западные и турецкие языки и получило широкое распространение, понятие «манкурт» было принято и вошло в литературу, а темы «манкурт» и «манкуртизация» получили широкое распространение. . «Манкуртизм» занял свое место в литературе по социальной психологии как термин, отвечающий темам «изменения социальной идентичности и отчуждения от своих корней»
Когда появляются безродные люди, возникает состояние «манкуртизма».
Согласно информации, полученной из древних турецких, казахских и киргизских эпосов и центральноазиатских мифов, «манкурт» был очень распространенным методом пытки и контроля над разумом среди народов Центральной Азии того периода.
 

Коллапс - Коллапс (от лат. collapsus «упавший») —
угрожающее жизни состояние

Герострат — житель древнегреческого города Эфес, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э. По рассказу древнегреческого историка Феопомпа, Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки.

Клир - в широком смысле — то же, что и духовенство.

Эрос и Антэрос — Согласно древнегреческой мифологии страстный Эрос (Эрот — Любовь) и хладнокровный, рациональный Антерос (Антерот — Отрицание любви) относятся ко второму поколению богов.
Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порождённая любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антерос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антеросом. Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антеросом (нимфа Дафна, Кассандра).
В романе Ефремова «Таис Афинская» есть эпизод, в котором Таис испытывает ужас при виде алтаря Антероса, считая его богом анти-любви.

Эпикур — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. Эпикур и его последователи были известны тем, что ели простую пищу и обсуждали широкий круг философских вопросов. Он открыто позволял женщинам и рабам вступать в его школу.