Журавлиное перо. Спецвыпуск. Поэзия дарит крылья

Не Поэт Не Прозаик
Сегодня мы беседуем с Мариной Юрченко Виноградовой, обожающей сказки  Г. Андерсена, но не любящей мозголомки и стихоребусы, знающей, «что стихи – это наикратчайший путь от сердца пишущего к сердцу читающего, чтобы оно встрепенулось», верящей в магические заклинания, замечательно играющей на поэтических гуслях, с удовольствием «разливающей красоту» поэзии...

1. Марина! В твоей лирике очень много сказочных сюжетов и поэтому начнём нашу беседу издалека. С детства! Ты утверждаешь: «Ничто так не близко к реальности, как сказка». Та девочка, обожающая читать, она ведь помогает тебе до сих пор писать стихи? (можно проиллюстрировать стихотворением)

— Я лирик чистой воды, светлый лирик. Стараюсь не писать стихов про грусть – на мой взгляд, в мире и так переизбыток печальных стихов, а вот счастливых строк мало. У меня, как у истинного стрельца, нацеленность на хорошее, на радость. Считаю драгоценными качествами стрельца: уметь находить положительное почти во всём, за темнотой видеть свет, выходить из трудного положения, держась порой только за воздух и облака...

Сказки любила и люблю до сих пор. "Если верить, сказка оживёт" – может, права песня. Но надо не просто верить в сказку и всё. Чудеса надо делать своими руками, как сказал Грин. Я строю в своих стихах свой чудесный мир. Иногда выходит мягко и волшебно, и тогда в строчках чувствуются лёгкий шаг, лёгкое дыхание, а иногда выходит не очень, но я стараюсь.

Период чтения сказок мне мамой я почти не помню, а помню, что уже в четыре года я читала их себе сама. Мама много работала и рано научила меня читать и писать печатными буквами. И я читала. Много. Я была единственным ребёнком и книги заменяли мне братьев и сестёр. Я выросла в окружении книг. Они были моими друзьями и никогда не перечили. С ними я никогда не была одинока.
Став старше, я перечитала все книги и журналы, какие были в доме, но сказки манили всегда. Особенно мне нравилась толстая книга норвежских сказок с поэтическим названием "На восток от солнца, на запад от луны". Многое не сохранилось из прежней жизни, но эта книга и сейчас у меня. Там прекрасный поэтический язык – видно, переводчик постарался. Ещё у меня была большая и толстая книга русских народных сказок. Ими я тоже зачитывалась: "Марья Моревна", "Финист-Ясный Сокол", "Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что", "Семь Симеонов", "Покатигорошек" – эти и другие поэтичные названия помню до сих пор. Там была поэзия образов, богатый язык. Очень нравится и поныне поэтический язык сказок Андерсена – он ведь был поэтом, его сказки интересно читать и взрослым. В сказках спрятана правда, там есть определённые модели поведения. Кто из нас не примерял на себя те или иные роли сказочных персонажей? Снежная Королева, Герда, Золушка, Атаманша, Маленькая Разбойница, Стойкий Оловянный Солдатик – это же всё мы. Мы стали взрослыми, а в реальности всё далеко не радужно, в мире происходят трагические события. Созданный мной мир, волшебный и необычный, помогает мне пережить тот кошмар, который творится сейчас в мире. Как сказал поэт Николай Зиновьев:
"И если рушится хор,
и если разбита лира –
стихов волшебный раствор
скрепляет руины мира".
Этот сознательный уход от суровой реальности обусловлен, прежде всего, тем, что многое открыто говорить нельзя – это значило бы подвергать себя опасности, да и бесполезно пытаться влиять на то, что от тебя не зависит. А в моём собственном мире, чистом, ухоженном и красивом, есть место любви и нежности, уважению и дружбе, милосердию и женственности. Хочется писать о добром и светлом, несмотря ни на что. Тем и спасаюсь, тем и греюсь. Поэзия помогает абстрагироваться, приподняться над землёй и над суетой – дарит незримые крылья. Ведь если мы чего-то не видим, это вовсе не означает, что этого нет. У поэтических строк есть аэродинамические способности: они могут летать от души к душе.

К поэзии пристрастилась довольно рано, потом забросила. Пишу стихи с большими перерывами. Конечно, всё идёт из детства, от той маленькой девочки с длинными косичками. К сожалению, в связи с многочисленными путешествиями и переездами многое было утеряно и подарено небесам. Раньше было не до поэзии. Вернулась к стихам лет пять назад. Для меня это и способ мышления, облечённый в рифмы, и своеобразная магия, волшебство, когда открываешь новые смыслы и начинаешь лучше понимать мир и себя в этом странном мире. Как говорил Данте: "Слова созданы для того, чтобы обнаружить неведомое». Есть интересная книга Гуго Фридриха "Структура современной лирики". В ней говорится, что "...Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает создателя и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний и энергии чистых тонов".

Пишу стихи в телефонном блокноте – спонтанно, вспышечно. Когда напишу — не знаю, хоть дома в кресле, хоть в час пик в трамвае. Вдохновение или озарение – странная штука. Иногда вдруг откуда-то приходит живая строчка, и хочется её записать. Если не поленюсь и запишу, следом могут прилететь и вторая, и следующая. Я даже сразу не представляю иногда, о чём это, чем закончится стихотворение. Мои стихи очень разные и не объединены какой-то общей темой. Я не сочиняю их в общепринятом смысле этого слова. Я слушаю себя, впечатления, свои чувства, понимаю, как они нежны и хрупки, и что если их не записать, они растают и уже не вернутся.

"Храбрый маленький портняжка" http://stihi.ru/2021/05/04/146
"Золушке"
http://stihi.ru/2023/03/09/4316
"Не казните Шахерезаду!" http://stihi.ru/2021/02/05/3623
"У волшебника" http://stihi.ru/2021/11/20/8913
"Девочка" http://stihi.ru/2023/11/09/6960
"В тени воспоминаний" http://stihi.ru/2023/06/22/3822

2. Часто пишешь в комментариях, что при написании стихов ты их напеваешь. Расскажи об этой музыкальной странице своей жизни. Твоя поэзия вдохновляет композиторов. Ссылки можно на песни?

— Раньше пела и аккомпанировала себе на гитаре, даже выступала публично с концертами и была передача про меня на местном ТВ, снятая Олегом Петуховым. Любой текст могла положить на аккорды практически с листа. Перепела почти все стихи Цветаевой и нашей павлодарской поэтессы Ольги Григорьевой, выступая вместе с ней на городских мероприятиях. Пела почти все песни из раннего репертуара Вероники Долиной. Ранняя Вероника Долина мне очень нравилась. Я была на её концерте в консерватории в Алма-Ате, разговаривала с Вероникой Аркадьевной. Она мне сказала: "Надо петь своё". Тогда своё мне петь не хотелось, сейчас моё мне стало нравиться, но после смерти мамы не поётся, не играется: как бабки отшептали. В моей жизни всё происходит волнами. Страстное увлечение гитарой и музыкальная волна моей жизни откатились в прошлое, но я часто напеваю свои строчки уже в процессе написания, поэтому стихи получаются певучие.

Другими авторами на мои стихи всего было написано 18 песен, есть 6 мелодекламаций. Каждая новая песня или мелодекламация на мои стихи – для меня огромная радость. Каждая песня любима и дорога мне по-своему, и я очень благодарна авторам музыки и исполнителям моих песен. Больше всего мне нравится то, что я никого не просила специально. Люди сами захотели написать песни, потому что вдохновились содержанием. Если человек делает песню не на заказ, а по велению собственной души, это дорогого стоит.

"НЕ УХОДИ ОТ МЕНЯ, ДОБРОТА":
http://youtu.be/a369c5lovvM?si=z5bJwqabWwNf5S4l
Музыка, исполнение и видеоряд Лидии Колесниковой.
"ВСЁ СЛУЧАЕТСЯ НЕ ЗРЯ
http://youtu.be/COTBgERJNxQ
Музыка, исполнение и видеоряд Лидии Колесниковой.
 "Я САМА"
http://youtu.be/nktgkyEgtnI
Музыка, исполнение и видеоряд Лидии Колесниковой.
"КОРАБЛИКИ СЧАСТЬЯ":
http://www.next-portal.ru/composition/142235/
Музыка, исполнение Валентины Юдиной.
"СТИХИ С КУСТА":
http://m.vk.com/video477537300_456239154
Музыка, исполнение и видеоряд Валерии Салтановой.

3. Дай, пожалуйста, собственное определение слова "поэт". Твои любимые поэты. В чём их особенность?

— Давать определения – это уже наука: она любит точность, а я могу сказать только приблизительно, как я это понимаю и чувствую. Мне видится так, что поэт – тот человек, которого море поэзии накрыло с головой и уже не отпускает. И он, как Садко, играет на гуслях в этом море свои песни, понимая, что на поверхность ему уже не выбраться. Вряд ли выплывет когда-нибудь, хотя,  пока человек жив, шанс выбраться всегда есть. Но ему и там неплохо, он уже привык к подводному царству и осознал своё призвание – красиво, призывно играть на гуслях (Это чисто моё сравнение – нигде такого не встречала)

Поэт – человек, который не может не писать стихов, потому что у него есть, если можно так сказать, творческий зуд. Часто сравнивают эту зависимость с наркотической: мне трудно об этом судить, но, наверное, похоже. Как с иглы трудно соскочить, так и тут. Знаю одну стихирную поэтессу: она уже несколько лет всё время жалуется, что не хочет писать и хочет уйти с сайта.  Казалось бы, чего проще: раз так, иди. Уходя уходи. Но она до сих пор здесь и очень активна. Так что не зря творчество иногда сравнивают с наркотиком, и это тоже недалеко от истины: хоть раз испытав кайф от процесса творчества и его результата, соскочить трудно, ибо зависимость неимоверно сильная, как от героина.

Любимые  поэты: Лорка, Марина Цветаева, Мария Петровых, Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Роберт Рождественский, Юрий Левитанский, Вероника Тушнова, Римма Казакова, Василий Фёдоров, Николай Зиновьев (тот, первый, который уже ушёл, не путать с ныне здравствующим), Елена Касьян. Колдовское впечатление производят стихи Беллы Ахмадулиной, хотя смысл их иногда от меня ускользает. Особенность любимых поэтов – в том, что они особенные. Их стихи искренни, красивы слогом и глубоки мыслью. Они завораживают и запоминаются, их хочется выучить, спеть, процитировать, взять на заметку, утащить в свой литературный дневник. В идеале каждая строка – на вес золота, каждое стихотворение должно быть маленьким открытием. Хотя, наверное, хорошее стихотворение никому ничего не должно. Оно должно просто быть.

Стихи – наикратчайший путь от сердца пишущего к сердцу читающего, чтобы оно встрепенулось. Люблю путеводные стихи – как будто бы обо мне, про меня и для меня. Нравятся короткие стихи, когда внешне мало, а внутри много. А вообще мне проще сказать, что я НЕ люблю: не люблю шпионские шифровки, мозголомки и стихоребусы, заумь, длинные потоки ассоциативных рядов, нагромождение красивостей, странных и разрозненных образов, через которые не продраться к смыслу и потом трудно вспомнить, о чём же шла речь. По душе стройные, гармоничные стихи с ясной и глубокой мыслью, в которых есть редкие метафоры и эпитеты, удивительные образы, интересные словечки и авторские неологизмы.

4. Пора года, вызывающая нежность и умиление. Почему именно она?

Опять же это чисто стрельцовское: все времена года и абсолютно любая погода вполне приемлемы для меня. Радуюсь приходу каждого из них и разнообразию погоды. Погода, она ведь внутри, а за окном – всего лишь время года. Да и в природе всё разумно устроено: больше трёх месяцев трудно выдержать любой сезон – вот и смена сезона, чтобы не приелось. К счастью, я совершенно не метеозависима и не сезонозависима. Бывали времена, когда я работала очень напряжённо и в связи с загруженностью даже не замечала, какое время года на дворе. Смену времён года замечала лишь по необходимости менять верхнюю одежду и обувь. Правда жару не особо люблю, но и к ней можно приспособиться. Мне всегда было абсолютно всё равно, какое время года, но сейчас осень – мой любимый сезон. Просто с возрастом стала замечать, что осенью мне легче дышится, мне в ней светло и комфортно.

Из осенней лирики:
"Ваша осенняя светлость..." http://stihi.ru/2022/09/05/4111
"Давайте введём в расписание осень" http://stihi.ru/2023/11/11/3703

5. Пишешь, что стараешься «регулярно качать свою поэтическую мышцу». А расскажи о той Марине, которая ещё не знала, что нужно её качать, а делала первые попытки рифмовать. Каков он, твой путь в поэзию?

Самое первое своё стихотворение я сочинила в три года непроизвольно. У нас пропала кошка. Я стояла у окна и вдруг изрекла: "Смотрю я в окошко и думаю: вернётся ли кошка". Наверное, это случайно вышло, само собой. Но мама обратила своё внимание, запомнила и потом рассказывала мне.
Потом в девять лет в пионерском лагере на базе турбазы "Смелых" близ посёлка Геленджик нас повезли на экскурсию в соседний Новороссийск. Там нам показали продырявленный насквозь железный остов вагона. И я написала стихотворение, от которого в памяти остались лишь две крайние строки:
"В вагоне одни пробоины.
Здесь насмерть стояли воины".
В деревне у бабушки я уже расписалась вовсю, но помню только крупицы:
"Осень золотая.
Не узнаешь края
В золоте лесов.
Сизые туманы
Сели на поляны.
Ночью крики сов".
Ещё помню случай. В девять лет я услышала призыв по Всесоюзному радио: "Дорогие ребята! Присылайте свои стихи..." и отправила своё стихотворение в редакцию детской радиопередачи. Там были (смеюсь) такие слова:
"Весна, красавица-весна,
Ты хороша, как в сказке.
Облита красотой она.
Уж едет к нам в салазках".
Ну что вы хотите – в девять-то лет. И этот уж – ужас ужасный, да. Но зато этого ужа, едущего в салазках, я до сих пор помню) Мне тогда в конверте формата А-4 пришёл дипломатический ответ от литконсультанта. Я его запомнила почти дословно: "Дорогая Марина! Вот и ты попробовала написать стихи, и тебя заворожило это чудо! Но поэзия требует точности формулировок. Облить можно чем-то текучим...") Потом шли разные пожелания мне, которые уже забылись. Но вот времена поменялись и теперь такие образы стали приветствоваться. С тех пор я и разливаю красоту...)

Тогда же, девяти лет от роду, услышав по радио о конкурсе для детей с призывом прислать стихотворение о дружбе, на которое композитор напишет музыку, я отправила туда свой пафосный текст. Конечно, это был тоже ужас, но его я тоже помню:
"Дружба – колыбель героев.
Дружба – звонче слова нет.
Двое дружат или трое,
Не страшны им грозы бед".
Самое удивительное, что мне опять пришёл конверт формата А-4, а в нём грамота – от редакции детской радиопередачи. Там был напечатано на машинке: "Дорогая Марина! К сожалению, ты не стала победителем конкурса, но твои стихи нам понравились и мы награждаем тебя грамотой...".  Впечатлило, внимание тронуло. Я, конечно, все свои грамоты бережно хранила раньше, и мама, которая сама стихов не писала, но очень их любила, невероятно гордилась мной. Так что вспоминаю о своей дружбе с Всесоюзным радио с благодарностью, ведь с тех самых пор я уверовала в своё поэтическое призвание.

С девяти лет мама стала водить меня на заседания местного литобъединения. Тогда поэзия была ещё популярна – не так, как в 60-ые годы, но тем не менее взрослые поэты читали свои стихи на улицах, у фонтанов. Я слушала. Запомнилось, как читал на улице один поэт ("престарелый", лет сорока: "Я космополитизмом болен. К чему мне знать про это поле...". Потом, уже став старше, я узнала, что в Москве космополитов разнесли в пух и прах.
В нашем ЛИТО тогда было молодёжное крыло "Всходы", которое возглавляла Лина Латышева. Я была, естественно, самым юным ЛИТОвцем. Мной не особо занимались, но один раз Лина перепоручила меня кому-то из взрослых поэтов, который оказался добросовестным. Тридцатилетний автор, казавшийся мне опытным старцем, в присутствии мамы побеседовал со мной и дал несколько советов, которые мне очень пригодились. Он мне сказал, что читать популярного и любимого моей мамой Асадова никуда не годится, что мне надо читать больше классиков, поэзию Серебряного века, а ещё журнал "Литературная учёба". А мама достала мне (тогда всё надо было не покупать, а именно доставать) "Поэтический словарь" Квятковского и я изучала на досуге термины и примеры. Больше всего мне нравились тогда акростихи и каламбуры. "Поэтический словарь" и сейчас при мне. Это были "мои университеты". В реальном университете на журфаке стихосложение нам не преподавали даже факультативно. Всё приходится постигать самой – в том числе здесь, на стихире.

Нельзя сказать, что я не изменяла стихам, но ведь я к ним вернулась. Конечно, поэзия не прощает, когда её бросают, да ещё надолго, но я стараюсь загладить свою вину и навёрстываю очень активно за все пропущенные годы.

6. 23216-ая рецензия была 16 декабря 2023. А ты всегда относишься к написанию рецензий со всей ответственностью и серьёзностью. Это — не отписка, не дежурные слова, не просто визиты вежливости. А что это? Насколько тебе интересны отзывы к своим текстам? Твоё отношение к критике?

Обратная связь важна для любого автора, ведь для этого мы и пришли сюда. Мне нравится ощущать своего читателя. Иногда я получаю поразительные отклики. "Ваши строки наполнены пронзительной свежестью. Они не дают утонуть в болоте серых буден", – написал мне недавно Фёдор Гусев. Такие отзывы я сохраняю отдельно: они помогают жить и творить. Всегда смотрю, кто написал и что. Позитивные реакции меня вдохновляют, негативные – побуждают задуматься, не позволяя расслабляться и держа в тонусе. В общем, и то, и другое важно. А поскольку я люблю получать отклики, то пишу их и сама. Много чего читаю на сайте. И если уж я потратила своё время на чтение и у меня появились мысли, то я ими делюсь. В основном стараюсь найти  что-то хорошее и отметить достоинства, так как любому автору приятно доброе слово. Критику стараюсь не писать: не всем это надо. Я считаю, что критика хороша только в личке. Стараюсь писать и отвечать так, чтобы и мою переписку с людьми почитать было интересно, а не только мои стихи. Ну и свой литературный дневничок стараюсь вести регулярно: словом, зашедший на мою страницу человек может найти здесь что-то интересное для себя. Отсюда и множество прочтений и рецензий. Я довольно общительный человек, люблю поговорить. Ну во-первых, рецензий много, потому что я уже несколько лет здесь, на стихире. Во-вторых, мне это нетрудно – я владею словом, слава Богу. Если уж я чего прочла, то я выскажусь. Единственная проблема – недостаток времени. Мои рецензии как загнутый уголок на книжной странице, зарубка на память, чтобы не забыть автора и его творение.
 
В свою очередь и я люблю услышать отзыв о своих стихах. Благодарна даже за дежурные слова вежливости, потому что когда я купаюсь в положительных отзывах, это придаёт мне позитивной энергии, окрыляет и воодушевляет на новые стихи. А уж если живой отклик, с мыслью, то цены ему нет. К критике отношусь спокойно: восприятие поэзии зависит от вкуса, чувств и мыслей, а они у всех разные, как и восприятие мира. Невозможно нравиться всем, да это и не нужно. Если встречается злобный негатив – это может никак не задевать и я обычно игнорю (собаки лают, а караван стихов идёт), а могу и разозлиться, но тогда и это тоже эмоции, без которых не бывает жизни и не бывает стихов. Так что всё идёт в дело, в топку вдохновения, чтобы из авторской печки с пылу с жару появлялись стихи...

7. Слышала шутку, что к поэту приходит муза, а к поэтессе  - «музык» или «муз». Твой муз часто ли тебя бросает на произвол судьбы? Что ты тогда делаешь? Твои любимые стихи (ссылки)

— Муз? Пусть будет Муз. С тех пор как он меня нашёл (или я его) – с тех пор, как мы друг друга нашли, он меня не бросает. Но если вдруг пропадает, хоть ненадолго, то я, как положено, страдаю – я с ума схожу, места себе не нахожу, хотя вида и не подам никогда. Тогда приходится справляться самостоятельно: иногда получается,  иногда не очень, но наверняка что-то зреет внутри. А потом всё возвращается на круги своя – и я пишу. Тут уже просто срабатывают чисто стрельцовские упорство и вера в успех. Курочка Ряба простые яйца несла, но ведь снесла же как-то и золотое, жар-птицыно...
А когда не пишется, именно тишина в голове исцеляет и наполняет. Тогда я стараюсь сфокусироваться только на том, что действительно важно в данный момент. Чем больше времени я провожу с одной мыслью наедине, тем лучше и ярче решение и результат. В этот момент думаю о том, что откладывалось "на потом", продумываю какой-то проект, строю планы на будущее или принимаю важное решение, которое раньше пугало. Свободное время побуждает к действию. Не нужно бояться этого состояния, наоборот, оно бывает полезно.

Мои любимые стихи:
"Выдумыватель солнца"
http://stihi.ru/2019/05/13/6920
"На светлой полосе" http://stihi.ru/2021/05/15/1299
В мире, ставящем на зеро
http://stihi.ru/2023/03/04/2149
Уходит жизнь по пустякам
http://stihi.ru/2023/03/04/2149
Берег берёзовый
http://stihi.ru/2023/04/29/5635

8. Чем для тебя стали поэтические конкурсы? Что на них сложнее всего? Что нравится, что нет? Что значит: быть ведущей конкурса?

— Когда рождается новое творческое дитя, автору хочется его показать, познакомить с ним мир. Часто бывает нужен взгляд со стороны. Мы выкладываем стихи у себя на странице в надежде, что их заметят и оценят. Но этого мало, ведь оценивают, в основном, друзья. Те, кто любит. На конкурсах далеко не все участники – друзья, тем более что многие конкурсы анонимные. Я вовсе не испытываю недостатка в читателях, но несу свои стихи на конкурсы: на людей посмотреть, себя показать. Участие в конкурсах помогает мне взглянуть на свои стихи другими глазами.

Только ходить в гости друг к другу тет-а-тет скучно. Надо выходить и в общество. Есть разные площадки и соответственно разные светские тусовки. Кому что по вкусу выбирает сам. Я перепробовала почти все и остановила свой выбор только на самых позитивных и доброжелательных площадках, где хорошо принимают и уважительно относятся к участникам.
Но хожу не из-за тяги побеждать, завоевание призовых мест – не главная задача, хотя стремление к Олимпу, то есть к Парнасу, это неплохо. Мне интересно получать и выполнять то или иное задание и смотреть, как решили эту задачу другие. Конкурсы – средство стимуляции творческих порывов, ступенька в творчестве, выставка стихов и ярмарка достижений. Надо выходить на конкурсы прежде всего для того, чтобы почитать других, увидеть себя на их фоне, оценить свою деятельность и почерпнуть что-то у коллег по поэтическому цеху. Голосуя, читаешь других, и, оценивая, для себя отмечаешь ошибки и достоинства: это как семинар в вузе. Так развивается вкус и постепенно начинаешь писать лучше. Конкурсы закаляют во многих отношениях. В стихах, прошедших горнило конкурсов, я больше уверена. Их можно взять в книгу. А чтобы убедиться в своих силах, участвую и в конкурсах вне стихиры, где совершенно незнакомые мне люди. Как сказал один автор: "Конкурс – всего лишь точка выхода в творческое пространство, и удача – если этот выход вообще состоялся".

О пользе конкурсов говорит и тот факт, что растёт количество читателей авторской страницы. Когда их число перевалило за 200 тысяч, причём это без анонсов и накруток (анонсы своих стихов давно уже не делаю), а совершенно естественным путём, и при том, что я не так уж и давно на сайте, я поняла, что моя страница популярна. Двести тысяч читателей – это нехилый тираж книги.
Ко мне заходит много людей, потому что участвую в разных конкурсах: указываемые в списках голосования ссылки стихов приводят голосующего на авторскую страницу. Ну и ещё потому, что после участия в полуфинале Праймериза стала рекомендуемым автором: теперь люди заходят ко мне и с главной страницы. Для меня это означает, что мои стихи читабельны, и слава Богу.

Площадки – сообщества по симпатиям и интересам. Всюду свой круг, своя тусовка. Иду на темы и на ведущих обычно.
Почему мы открыли свою площадку?Хотелось площадки без негатива, чтобы действовать на своей территории и по своим правилам. Быть ведущей – ответственно. С одной стороны, это лишняя головная боль, с другой – проверка на уровень, но и удовлетворение приносит. Наша площадка для меня островок творчества, радости, света и позитива. Здесь всегда интересно, приятно и полезно. А успех площадки  – это успех всей команды.

9. Марина, с днём рождения тебя! Любишь отмечать? Самый запомнившийся день рождения — каким он был? А подарок?

— Большое спасибо за поздравление, Лина. Самым запомнившимся, пожалуй, был мой первый день рождения во время учёбы в университете. Я училась в столице нашей республики Алма-Ате. Это сейчас она южная столица – и то она до сих пор круче столицы северной, а тогда вообще была единственной. Был первый курс учёбы в университете на журфаке, очное отделение. Мы все были молоды, красивы, талантливы. И вот собрались у нас. Вместе с моей однокурсницей Таней Голубцовой мы снимали комнату в квартире её знакомой. Тётя Капа и дядя Игнат уехали на дачу, а мы праздновали. Таня и другие наши однокурсницы и однокурсники приготовили мне сюрприз: при выключенном свете внесли огромный торт, который испекли сами, и свечек на нём было ровно столько, сколько мне было лет. А потом мы ели домашние пельмени, шутили и смеялись. Нас было много, было шумно и весело. Звучали стихи-посвящения, комплименты. У меня было красивое новое платье, я была в нём хороша. Запомнилось. Для кого-то это обычно, но у меня прежде такого не было. Хотя я единственный ребёнок и мама приглашала ко мне на день рождения всех девочек класса, там, в  студенческом кругу, я чувствовала себя королевой праздника.

Сейчас, по правде говоря, отмечать свои дни рождения я не люблю. Понимаю телеведущего Урмаса Отта, который в свой день рождения один уезжал к морю. Для меня мой д.р. больше праздник непослушания, ибо с цифрами такими я категорически не согласна. Но получать поздравления и подарки, конечно, приятно. Помню огромный букет голландских роз, который преподнёс мне сын: я его еле удержала в руках, он закрывал меня почти всю. Ставить букет можно было только в огромное ведро: ни в одну вазу он не вмещался. Ещё были деревянные корзинки с фруктами, изящные букеты из веток с сухофруктами: корица, орехи, курага, чернослив, инжир. А так – всё, как обычно: украшения, цветы, духи, торты, купюры. Здесь на стихире я тоже получаю подарки. Однажды моя подруга Симона прислала мне по почте из другой республики монографию зарубежного автора о моей любимой Цветаевой: такой книги у меня ещё не было и я очень обрадовалась. Обычно я получаю стихи в подарок и все поэтические подарки бережно храню, вспоминая их дарителей. Да вернётся их доброта к ним сторицей!
А в этом году мне отправили памятный сувенир: золотое перо (жар-птицыно!) – символическая статуэтка от Лены Оливвла. Пёрышко до меня ещё не долетело – наверное, бандероль застряла на таможне, но я знаю, что она где-то есть, и мне от этого радостно. Хочется верить, что всё же дойдёт.
И фотоколлажи, которые делает Лена, очень красивые. И это интервью со мной, которое сделала ты, Лина, к моему празднику. И ваши чудесные стихи-посвящения. Так что на этот свой день рожденья я получила просто невероятные сказочные подарки – и я очень рада и растрогана. Спасибо душевное, Лина! Спасибо сердечное, любимая площадка!

— Спасибо за интервью. Вместо десятого вопроса захотелось подарить тебе, Марина, ещё одно стихотворение, написанное по следам недавно мной прочитанного:

Вязаный снег

Я живу и люблю, и вяжу день-деньской
нежных слов вдохновенное кружево.
Марина Юрченко Виноградова

«Нежных слов вдохновенное кружево» ©
всех вчерашних сегодня нежней.
Снег за окнами, белый да плюшевый,
деньрожденьевский вязаный снег.

Не отбыться дежурными фразами
в этот день стрекозе-декабрю.
Всё иное! И в мареве сказочном
слов охапку тебе я дарю.

И случаются — и не поспоришь ты! –
в день рожденья всегда чудеса.
К небу звёзды навечно приколоты,
их тебе в небе ангел связал.

Город звонко опутан метелями,
ты ведь любишь зимы благодать.
Улыбаясь, снежиночки целятся
поздравлять, обнимать, целовать...

Пусть «вдохновенное кружево» вяжется легко и воздушно, Марина. Здоровья и душевного равновесия!

Полностью праздничный выпуск читатели могут прочесть здесь:
 
 https://pubhtml5.com/itkob/erlm/

Ссылку надо скопировать и вставить в строку браузера, а можно отсканировать QR-код на аватарке.

Не поленитесь, уважаемые читатели! Зайдите на эту ссылку. Там совершенно потрясающая газета, сделанная с любовью Леной Оливвла и посвящённая Марине. Спецвыпуск листается...

Корреспондент: Лина Светова
Художник-иллюстратор: Лена Оливвла
Главный редактор: Марина Юрченко Виноградова

А новые встречи, как и Новый год, ждут нас впереди. И это такое приятное ожидание!