Солнца нет, но оно там. В день Спиридона

Вера Гиоргадзе
Писано 25.12.2023 г. – въ день Свят. Спиридона, еп. Тримифунтскаго, чудотворца (†ок.348) .
______________________________

Вижу Светлый соборъ всехъ святыхъ, поспешно сошедшихся по призыву Святой Богородицы и Приснодевы Маріи. Посему, хотя я былъ въ великой печали, но это присутствіе святыхъ отцевъ изменило печаль мою на радость. Ныне исполнилось
надъ нами сладостное изреченіе песнописца Давида: се что добро, или что красно, нo еже жити братіи вкупе (Псал. 13, 1). Итакъ благословляемъ Тебя, Святая таинственная Троица, созвавшая всехъ насъ въ этотъ храмъ Богородицы Маріи.....  ………Что же касается до насъ самихъ, будемъ благоговейно чтить и смиренно исповедывать единеніе (т. е. между Божествомъ и человечествомъ во Христе), повиноваться боголюбезнейшему императору, покоряться начальствамъ и властямъ,
и со страхомъ и трепетомъ чтить и славить нераздельную Троицу, ублажая и Приснодеву Марію, святый Храмъ (Божества) и Ея Сына и непорочнаго Жениха:
ибо Ему слава во веки вековъ. Аминь. *
 ______________________________


Вот, такую ж  плинфу точно
Спиридон держал в руках
На Вселенском: «Вот вам — Отче,
Сынъ и Духъ!».  И на глазах
Всех епископов Собора,
Философскiя среды
И самой Никеи,  — помнит
Каждым камнем что стены
Церквы ( всей мечетью ноне) ,
Как огонь изшел наверх,
Вниз — вода стекла, осталась
Глина …. в глины же руке.
А Святый в пастушьей шапке
Тихо молвил, мол, один
Сена стог, ан — три охапки,
Но Троичный есть — Единъ!—
Исповедав  Символ Веры.

…слово Слова возымело
В духе пастыря сего
Действо то, что стало белым
Замутненное умом
Заушеннаго Николой
Мирликийским….

Там же был
И Ипатий, чье знакомо
Имя нам по  ДОНу*
И
В Костроме монастырю, -
Свято-Троицкому, позже
Домом ставшим и Царю,
Первым что на Трон взошел же
Из Династии Орловъ! –
Не Ромеев Византии,
Но из корня в «Ромъ» веков, —
И … в пустом сосуде ныне…

***

Вскользь  в Ефесе вечерело, –
На руинах…. ….Взгляд Руси:
Матерь Божия смотрела
С каждой каменной груди
Уцелевшего на диво
Алтаря , где в Кровь вино
Претворялось так давно…., —
Над пробившимся инжиром,
И под тою же луной,
Что не спорит с солнцем в небе
И вечернею зарей.

Стал  Восток совсем уж бледен,
И  закат – в закаты дней
Сей Базилики, впервые
Назвалася где Мария
Бога Рождшей на земле!

А  Святитель Тримифунтский,
Чудотворец  козопас,
Простецом все  мерит в фунтах*
…лихо.... Правое  – в Крестах!
А сейчас, который час?..

В его память,  кто-то свечи
Зажигает, — не ему….
А волхвам и ветер встречный,
Да  поспеют к Рождеству!



 ______________________________

*.Церковь Богородицы в Эфесе — кафедральный собор эфесских епископов, воздвигнутый в V веке на месте древнеримской базилики в связи с проведением в городе Третьего вселенского собора, на котором за матерью Иисуса был закреплён титул Богородицы. Таким образом, это первая в мире церковь в честь Богоматери. Руины храма, изрядно расширенного на рубеже VI столетия, сохранились близ гавани древнего Эфеса.

*ДОН – Дом особого назначение, Ипатьевский дом  в Екатеринбурге,
Откуда святая Царская Семья взошла на Голгофу.

* «В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение святому , верующие, как это заведено каждый год 12 (25 по новому стилю) декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладываются к ним.
Однако на этот раз среди них находился некий английский путешественник, естественно, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы и тело тщательно набальзамировано.
Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех…
... медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому «идейному» наследнику апостола Фомы, прозванного «неверующим»: на, мол, дружок, поищи-ка «свои» надрезы!
Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души.»  https://azbyka.ru/znakomstva/blogs/0/190719


* V В;КЪ.
Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Бес;да противъ Несторія произнесенная посл; того, какъ семь епископовъ присоединились къ Святой Маріи [1].
Вижу Св;тлый соборъ вс;хъ святыхъ, посп;шно сошедшихся по призыву Святой Богородицы и Приснод;вы Маріи. Посему, хотя я былъ въ великой печали, но это присутствіе святыхъ отцевъ изм;нило печаль мою на радость. Нын; исполнилось надъ нами сладостное изреченіе п;снописца Давида: се что добро, или что красно, нo еже жити братіи вкуп; (Псал. 13, 1). Итакъ благословляемъ Тебя, Святая таинственная Троица, созвавшая вс;хъ насъ въ этотъ храмъ Богородицы Маріи. Благословляемъ Тебя, Богородице Маріе, досточтимое Сокровище всего міра, неугасимый Св;тильникъ, В;нецъ д;вства, Скиптръ православія, Храмъ неразрушимый, Вм;стилище Невм;стимаго, Матерь и Д;ва; чрезъ тебя благословеннымъ именуется во святыхъ евангеліяхъ Грядущій во имя Господне. Благословляемъ тебя, вм;стившая Невм;стимаго во святой д;вственной утроб;; чрезъ Тебя Троица Святая почитается и прославляется, чрезъ Тебя крестъ честный чтится и покланяется во всей вселенной, чрезъ Тебя небо торжествуетъ, ангелы и архангелы радуются, демоны расточаются, чрезъ Тебя искуситель діаволъ ниспалъ съ неба, чрезъ Тебя падшая тварь возводится на небо, Тобою вся тварь, подвергшаяся идолослуженію, приводится къ познанію истины, Тобою святое крещеніе сообщается в;рующимъ, Тобою елей радованія, тобою по всей вселенной утверждены Церкви, Тобою язычники приводятся къ покаянію. Но что говорить многое? Тобою возсіялъ Единородный Сынъ Божій, Св;тъ с;дящимъ во тьм; и с;ни смертной, Тобою пророки пророчествовали, Тобою апостолы пропов;дывали спасеніе язычникамъ, Тобою мертвые возстаютъ, Тобою цари царствуютъ, силою Святыя Троицы. Но кто изъ людей могъ бы по достоинству восхвалить прехвальную Марію? Утроба д;вственная. Чудное д;ло! Чудо сіе приводитъ меня въ изумленіе. Кто когда либо слышалъ, чтобы строителю, создавшему собственный домъ, воспрещено было обитать въ немъ? Кто подлежитъ нареканію за то, что собственную рабу возвелъ въ достоинство матери? И вотъ все радуется: море, узнавъ своихъ сорабовъ покорилось, и переходъ святыхъ умирилъ яростныя бушующія волны. Ибо вспомнила непокорная раба гласъ Спасителя, глаголющаго: молчи, престани (Марк. 4, 39). Землю, опустошаемую н;когда разбойниками, путь (святыхъ) отцевъ также умиротворилъ. Ибо коль красны ноги благов;ствующихъ миръ (Рим. 10, 15). Какой миръ? Господа нашего Іисуса, котораго родила Марія, какъ Онъ самъ восхот;лъ. Впрочемъ, зач;мъ мн; заботливо изсл;дывать Писаніе, а не мудрствовать въ простот; сердца, согласно съ нимъ? Ты укажешь мн; на отреченіе іудеевъ? — Но пророки издавна произнесли о нихъ торжественный приговоръ, какъ о христоубійцахъ, потому они и отреклись отъ Христа. Ты укажешь на горькую бол;знь Арія? — Но онъ зараженъ былъ погибельнымъ желаніемъ высшей (епископской) ка;едры. Ты укажешь наконецъ на еллинское распутство, ихъ безславное и безбожное мудрованіе? Но это было сл;дствіемъ и признакомъ ихъ нев;д;нія. И что много говорить! Всякій народъ, ходящій нечестивыми путями, онъ (Несторій) превзошелъ своимъ непотребствомъ. Ибо язычники большею частію безчествуютъ противъ Бога неумышленно, по нев;д;нію Писанія, a онъ, им;я подъ руками все Писаніе, и еще занимаясь, кажется, бреднями магіи (осм;люсь сказать и это), — не обратился чистосердечно къ Богодухновенному Писанію, по им;ль въ виду злато и сребро. Осл;пленный и омраченный магіей богохульства, ты отлучилъ себя отъ престола и исключилъ изъ списка братій, не признавъ и не почтивъ Того, Кто даровалъ теб; жребій архіерейства. Неужели не уб;дилъ тебя Павелъ, который говоритъ: аще ангелъ съ неба благов;ститъ вамъ паче, неже благов;стихомъ, ана;ема да будетъ (Гал. 1, 8)? И если Павелъ не остановилъ твоего суетнаго мудрованія, неужели не могъ остановить Исаія, который сказалъ: се Д;ва во чрев; пріиметъ и родитъ Сына и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, еже есть сказаемо: съ нами Богъ (Мат;. 1, 23; Ис. 7, 14)? А если и онъ не могъ (удержать тебя отъ нечестиваго мудрованія), — такъ какъ умъ твой зараженъ ужаснымъ зломудрованіемъ, — послушай хотя демоновъ, которые взываютъ: что намъ и теб; Сыне Божій? Пришелъ ecu прежде времени мучити насъ (Мат;. 8, 29). Ктожъ присов;товалъ теб; пропов;дывать такія пустыя мысли? Кто зараженъ былъ вм;ст; съ тобою этою странною бол;знію? Не убоялся ты уподобить Бога персидскому царству? Не постыдился ты ниспровергнуть преданія отцовъ, и евангелистовъ и пророковъ? Возмнивъ начальствовать надъ вс;ми церквами, не вспомнилъ ты о Томъ, Кто изъ грязи возвелъ тебя на небесную высоту. Заботясь о вещахъ сотворенныхь, не позналъ ты Творца, задумавъ возмутить лукавыми мыслями вселенную, оскорбляя храмъ Божій и желая разд;лить Рожденнаго отъ Д;вы Маріи, вводя въ міръ злой догматъ и ярую ненависть, которая ни прекращается, ни обнаруживается, ты вздумалъ даже, непрошенный, сод;лавшись прежде времени подражателемъ Веліалу, вздумалъ с;тями твоихъ нечестивыхъ мыслей опутать императора, поборника православія и поклонника единосущной Троицы, которою онъ твердо царствуетъ, которою сокрушаетъ враждебные народы, и которою онъ содержитъ міръ въ мир;. Его-то посредствомъ коварныхъ своихъ р;чей вздумалъ сд;лать ты отступникомъ. Ты восхот;лъ также развратить боголюбезный народъ и разс;ялъ множество отцевъ, жившихъ въ тишин; уединенія. Неудовольствовался ты погубленіемъ самаго себя чрезъ богохульство, но распространилъ хульныя мысли по всей вселенной. И вотъ исполнились на теб; слова: въ д;лахъ руку своею увязе гр;шникъ (Псал. 9, 17). Ты отлучилъ отъ общенія святой клиръ пресвитеровъ и діаконовъ, которые обличали твое неблаговременное изступленіе, и (уб;ждали тебя), чтобы ты не мудрствовалъ согласно съ Аріемъ. И я теперь не падшаго попираю, не утопающаго погружаю, но низлагаю суетную ложь беззаконныхъ замысловъ. Кто вид;лъ, чтобы корабль, благополучно прибывшій въ спокойную пристань, потерпелъ крушеніе? Кто вид;лъ, чтобы боецъ, павшій на м;ст; боя, не вставалъ и не поправлялся? Но не простирали ли мы теб; руку помощи, когда ты палъ и потерп;лъ крушеніе въ в;р;? Свид;телемъ сего да будетъ теб; почтенный и святый архіепископъ великаго Рима Келестинъ, который настойчиво просилъ тебя чрезъ письмо, чтобы ты отсталъ отъ суетнаго и безполезнаго и ни на чемъ не основаннаго ученія. (Да будетъ теб; свид;телемъ сего) и наше смиреніе, такъ какъ и мы въ краткихъ посланіяхъ уб;ждали тебя выслушать наши слова о Бог;. Но ты не внялъ нашимъ уб;жденіямъ, облекшись, (такъ сказать), въ н;кое безчувствіе и безуміе, хвастаясь зломъ, какъ бы сильный, и им;я въ мысляхъ беззаконное. И замышляя коварство, сод;лался ты с;кирою, изощренною противъ тебя самаго. И вотъ Богъ, о которомъ ты зломудрствовалъ, низложилъ тебя и исторгъ твой корень отъ земли живыхъ, потому что ты не ум;лъ размыслить о Бог;. Но довольно сказаннаго нами въ обличеніе его. Богъ есть судія и мздовоздаятель каждому по д;ламъ его (Рим. 2, 6). Что же касается до насъ самихъ, будемъ благогов;йно чтить и смиренно испов;дывать единеніе (т. е. между Божествомъ и челов;чествомъ во Христ;), повиноваться боголюбезн;йшему императору, покоряться начальствамъ и властямъ, и со страхомъ и трепетомъ чтить и славить неразд;льную Троицу, ублажая и Приснод;ву Марію, святый Храмъ (Божества) и Ея Сына и непорочнаго Жениха: ибо Ему слава во в;ки в;ковъ. Аминь.
Прим;чаніе:
[1] Т. е. когда семь епископовъ, благопріятствовавшихъ прежде Несторію, оставивъ его, перешли къ православнымъ, которые обыкновенно собирались въ храм;, называвшемся Святая Марія, или Богородица Марія.
Печатается по изданію: Д;янiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ перевод; при Казанской Духовной Академiи. Томъ первый. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1859. – С. 637-643.




Писано 25.12.2023 г. – въ  день Свят. Спиридона, еп. Тримифунтскаго, чудотворца (†ок.348) .