Русьскы писмены. Не про себя

Вера Гиоргадзе
«Обрете же ту Еваньгелье и Псалтырь, русьскы писмены писано, и чьловека обретъ, глаголюща тою беседою. И беседовавъ с нимь и силу речи приимъ, своеи беседе прикладая различно писмена гласьная и съгласная. И къ Богу молитву держа, въскоре начатъ чисти и сказати. И мнозе ся ему дивляху, Бога хваляще»*.;-
               «Житие Константина-Кирилла» (Библиотека литературы Древней Руси).
____________________________

Когда метелит за окном,
И ветер воет так надрывно,
Не про себя  поешь свой Домъ
И ту, что под сердцем носила,
И — свой Языкъ, что под огнем.

Когда огнем трещат в камине
В сухих поленах дерева,
Сгорает в пеплъ и дрожь осины,
И нерожденная листва, —
В черновиках и белой глины.

А жар взметнет и дум слова,
Но! — Купиною — «Писмена»*.



____________________________

Тоже на современном языке: «И нашел;;; <Философ> здесь Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью. И беседовал с ним и понял смысл языка, соотнося отличия гласных и согласных букв со своим языком. И вознося молитву ; Богу, вскоре начал читать и говорить. И многие изумлялись тому, славя Бога».
Это фрагмент текста из;;; Электронных публикаций Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН «Житие Константина-Кирилла» (Библиотека литературы Древней Руси), Подготовка текста и перевод Л. В. Мошковой и А. А. Турилова, комментарии Б. Н. Флори.

;Несмотря на то, что по решению ЮНЕСКО 863 год, первый год пребывания Кирилла и Мефодия в Моравии, был признан годом создания славянской азбуки, что стало необсуждаемой догмой, многие историки продолжили искать доказательства подлинности слов Императрицы Екатерины Великой, что «Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели» - В.П. Грибковский. Была ли у славян письменность до Кирилла и Мефодия? / Электронная публикация: http://kladina.narod.ru/gribovskiy/gribovskiy.htm
                https://favorgora.ru/page/1103709



Писано 20.12.2023 г. –

                на Свт. Амвросия Медиоланского, в том числе и преобразователя
                церковного пения.А еще, он првый, кто начал читать не вслух:

«В день памяти Амвросия Медиоланского еще раз поговорим о молитве. И подойдем мы к этой теме с несколько необычной стороны.
Сегодня, в день, когда мы празднуем память святителя Амвросия Медиоланского, я хотел бы поговорить с вами о чтении текстов и молитв вслух и про себя. А также о том, к чему приводит преизбыток информации, которым сегодня ежедневно подвергается наш мозг.
Когда святые отцы в своих сочинениях говорят о молитве, чтении Священного Писания, псалмопении, мы часто представляем себе этот процесс так, как он нередко выглядит у нас самих. Что нужно, смотря в книгу, читать, произнося в уме напечатанный текст. Но дело в том, что так раньше никто не молился и не читал. И подтверждение этого мы находим в «Исповеди» блаженного Августина, которого приводило в недоумение то, что святитель Амвросий Медиоланский «смотрит в книгу, бегает глазами по страницам, а его голос и язык молчат». Владыку нередко заставали за этим «странным» занятием, что вызывало разные слухи и кривотолки. В пятом веке никто про себя не читал. И такая ситуация продолжалась, как минимум, до XV века.»